Зиновий Отенский
- 1 year ago
- 0
- 0
Гислеберт Отенский ( лат. Giselbertus ) или Гизельберт Отенский ( лат. Gislebertus ; родился не позднее конца XI века — умер не ранее 1135 года) — средневековый французский скульптор, представитель романского стиля , который считается автором скульптурного декора Отенского собора Святого Лазаря (собора Сен-Лазар).
В 1850-е годы «отец научной реставрации» Эжен Виолле-ле-Дюк руководил масштабными работами в кафедральном соборе города Отена . В ходе реставрации с фасада собора был удалён толстый слой штукатурки, после чего взглядам реставраторов предстал хорошо сохранившийся романский рельеф со сценой Страшного Суда , дополненный крупной подписью на латыни «Gislebertus Hoc Fecit» («Гислебертус сделал это»).
После этого стало считаться, что Гислеберт являлся скульптором, который вместе со своими учениками и подмастерьями в начале XII века выполнил весь скульптурный декор собора.
В дальнейшем, при изучении истории собора, выяснилось, что работы Гислеберта оставались практически нетронутыми до середины XVIII века, когда духовенство сочло их устаревшими. В результате, во время ремонта собора, проведённого в 1760-е годы, с западного портала были сняты 24 фигуры, изображавшие ветхозаветных патриархов и пророков, которые после этого были утрачены. Рельефная композиция Гислеберта, украшавшая северный портал и изображавшая сцены Грехопадения и Воскрешения Лазаря была удалена с портала полностью. После этого камень, с высоким рельефом, изображавшим Еву , был продан одному из местных жителей, который использовал его при строительстве своего дома в 1769 году. Сто лет спустя, при сносе этого здания «Ева» была найдена и получила от искусствоведов высокую оценку. Парная по отношению к Еве фигура Адама пока что не обнаружена, но существует предполагаемая алебастровая копия в одной из частных коллекций, сделанная в то время, когда портал ещё существовал в оригинальном виде.
Кроме того, когда в 1850-е годы Виолле-ле-Дюк вновь представил публике романский рельеф «Страшный суд», центральная в этой композиции фигура Христа не имела головы, которая столетием ранее мешала малярам штукатурить стены и поэтому была удалена. Спустя ещё сто лет, в 1948 году, хормейстер Отенского собора аббат Гриво доказал, что каменная голова Христа в Отенском музее относилась к композиции Гислеберта, поскольку по линии сколов она идеально подошла к повреждённой фигуре.
В дальнейшем Гриво написал книгу, в которой, на основании сходства творческой манеры доказывал, что Гислеберт работал ещё в двух местах: около 1115 года в монастырском соборе аббатстве Клюни , а затем — в соборе аббатстве Везле , где выполнил рельеф над главным входом (другими искусствоведами эта теория рассматривается, только как возможная, но недоказанная).
В конце XX века некоторые искусствоведы высказывали сомнения, что всё первоначальное убранство Отенского собора было выполнено Гизельбертом и его артелью, рассматривая в качестве их работ только часть скульптур.
Кроме того, хотя судьба наследия Гислеберта нередко служила примером безответственного отношения духовенства королевской Франции к собственному культурному наследию, наследие Гислеберта в Отенском соборе действительно пострадало от перестроек в 1760-е годы, но начавшаяся всего тридцать лет спустя Французская революция привела к куда более масштабным утратам культурного наследия по всей Франции, а многие романские и готические памятники искусства были разобраны на камень целиком.