Бердник, Олесь Павлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Оле́сь Улья́ненко (настоящее имя — Александр Станиславович Ульянов ; 1962 — 2010 ) — украинский писатель.
Родился 14 августа 1962 года в Хороле ( Полтавская область , Украина ) В молодости бродяжничал в Якутии , служил десантником в Советской армии в ГСВГ и Афганистане .
Заявлял, что у него украли идею сценария фильма «Жмурки» .
О творчестве Олеся Ульяненко писательница Яна Дубинянская сказала так: «Читать прозу Олеся Ульяненко способен не каждый. По крайней мере, людям с уязвимой психикой, несовершеннолетним и беременным женщинам я бы категорически не советовала» .
По утверждению Олеся Ульяненко, за книгу «Знак Саваофа» его предала анафеме Русская православная церковь .
В 2009 году Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали признала книгу Олеся Ульяненко «Жінка його мрії» («Женщина его мечты») порнографической . Книга была изъята из продажи . Ульяненко подал в суд на Национальную экспертную комиссию по морали . После девяти месяцев разбирательства негативный экспертный вывод был отозван, и в 2010-м году роман вышел в новой авторской редакции в харьковском издательстве «Треант» .
По мнению критика Константина Родика , «сквозной темой всего творчества А. Ульяненко является изучение человеческих иллюзий: зарождение, способы реализации и последствия осуществления желаний; роль подсознания в этом и конфликтология иллюзий-желаний… Несмотря на мрачность своего письма, А. Ульяненко — писатель-моралист, в чьих произведениях зло всегда самоуничтожается» .
Жил в Киеве .
В декабре 2009 года в издательстве «Треант» вышла новая книга Олеся Ульяненко — криминальная мелодрама «Там, где Юг», а весной 2010, там же — второе издание книги «Женщина его мечты».
Умер 17 августа 2010 года . Похоронен в Киеве на Байковом кладбище , участок № 33.
Доктор Марк Роберт Стех: «Для меня уже первая встреча с письмом Олеся Ульяненко, а это было чтение „Сталінки“, которую считаю одним из лучших его произведений, — вызвала ощущение контакта с аутентичным и неповторимым литературным талантом. Правда, талантом, чье назначение смущать и беспокоить, вызывать тревогу и боль, скорей чем приносить наслаждение. В его письме очень много жестокости, но это не брутальность ради брутальности, да и не попытка эпатировать невзыскательного читателя. Скорей наоборот. Как по мне, в своей сути Ульяненко — писатель-моралист едва не средневекового, точней барочного склада души. В этом контексте всегда удачным мне казался выбор издательства „Кальварія“ — дополнить текст „Сталінки“ фрагментами картин Иеронима Босха, Петера Брейгеля Старшего. Ведь в прозе Ульяненко находим аналогичное, словно бы гротескно искривленное изображение человека и общества. Как омерзительны лица людей на картинах фламандских мастеров, которые вместо того, чтобы „реалистично“ изображать внешний вид, заглядывают в глубину грешных душ, так и словно преувеличенно жестокие, дегенерированные персонажи произведений Ульяненко призваны служить читателю предупреждением о последствиях душевного вырождения.
Автор видит и описывает человека и общество Украины из метафизической, апокалиптической перспективы, выявляя то редко видимое, что прячется за фасадом добропорядочности. Как Босх и Брейгель, Ульяненко видит и описывает своих персонажей не только немощными в реальной жизни, но и проклятыми в вечности. В этом смысле ещё удачней, мне кажется, чем картины фламандцев, „Сталінку“ дополнили бы сцены Страшного Суда с украинских барочных икон. Ведь, кроме всего прочего, Ульяненко органично украинский прозаик».
—
Примером литературоведческого исследования творчества Олеся Ульяненко служит диссертация Надежды Тендитной «Эстетика смерти в прозе Е. Пашковского и О. Ульяненко» .