Interested Article - Сулейман-бей I Джандарид
- 2020-09-29
- 1
Сулейман-бей I ( тур. I. Süleyman Bey ; — ум. до 1341) — второй бей бейлика Джандарогуллары и сын основателя бейлика, эмира Шемседдина Ямана Джандара. Сулейман расширил территорию бейлика, присоединив к Кастамону Сафранболу и Синоп . В период его правления Кастамону и Синоп посещал Ибн Баттута . Примерно в 1340/41 году Сулейман был смещён старшим сыном Ибрагимом и был вынужден уехать из столицы Кастамону в Синоп. Время смерти Сулеймана точно неизвестно.
Биография
Бейлик Джандаридов был основан на землях Чобанидов . Чобанид Музафферуддин Явлак Арслан поддержал Кылыч Арслана , проигравшего в борьбе за трон Масуду , и вместе с семьёй был казнён Масудом . После этого (в 1293 или 1295 году ) владения Явлака Арслана — Кастамону и его окрестности ильхан Гайхату передал Шемседдину Яману Джандару .
После смерти эмира Джандара (время неизвестно) беем стал сын эмира Джандара, Сулейман. Выживший сын Явлака Арслана Чобанида, Махмуд-бей, решил вернуть наследие отца и вторгся в Кастамону . Сулейман отступил в Эфлани для сбора сил, а затем он внезапно совершил набег на Кастамону, захватил город и 16 июля 1309 года убил Махмуда-бея в его дворце. Так Сулейман I отстоял своё право на Кастамону .
Когда в 1314 году эмир Чобан , визирь Абу Саида , прибыл в Анатолию, Сулейман I приветствовал его, засвидетельствовав свою лояльность . До смерти ильхана Абу Саида Бахадур-хана в 1335 году Сулейман продолжал признавать суверенитет ильханов и посылать дань .
Правитель соседнего бейлика Перванэогуллары Гази Челеби , не имел сыновей и, желая обеспечить безопасность для жителей бейлика, ещё при жизни признал суверенитет Сулеймана Джандарида. В 1322 году Гази Челеби, потреблявший гашиш в больших количествах, умер, ударившись головой о дерево во время охоты . После этого Сулейман I присоединил земли Перванидов к своим и отдал Синоп в правление своему старшему сыну Гиясуддину Ибрагиму . Затем он захватил Сафранболу и передал его в управление второму сыну Али . С 1327 года Сулейман называл себя султаном .
В 1332 году Кастамону, Синоп и Сафранболу посещал Ибн Баттута . Он встречался с Сулейманом I и Ибрагимом . В 1339 году Ибрагим, правивший Синопом, восстал против отца, сместил его и стал правителем в Кастамону. Причиной восстания было желание Сулеймана I передать Кастамону своему младшему сыну Чобану . Сулейман I правил в бейлике более тридцати лет . Как умер Сулейман I неизвестно, по-видимому, это произошло не позднее 1341 года. Так же неизвестна судьба его младшего сына . Поскольку Ибн Баттута писал, что Сулейману I в 1332 году было более 70 лет, то на момент смерти ему было около восемьдесяти лет . На одной из гробниц (не сохранившейся) в ( дервишская ложа ордена Мевлеви ) в Кастамону была табличка с надписью «Мевлана Джандари Сулейман-паша». Возможно, это было его захоронение .
Семья
Ибн Баттута писал, что у Сулеймана трое сыновей :
- Ибрагим, бей Синопа второй -
- Али, бей Сафранболу
- Чобан, любимый младший сын.
Личность
Аль-Умари писал, что Сулейман I «владел сорока городами и замками, даже больше, и что у него было двадцать пять или тридцать тысяч всадников», и что он поддерживал дружеские отношения с государством мамлюков . В городе Ташкёпрю в 1329 году Сулейман-паша отремонтировал медресе, построенное Явлаком Арсланом . Кастамону по словам Ибн Баттута, пробывшего в нём сорок дней, был одним из крупнейших и красивейших городов в Анатолии с удивительно низкими ценами .
Ибн Баттута назвал Сулеймана I «прославленный Сулайман Падишах» и описывал его как человека с красивым лицом, длинной бородой, с величавой и почтенной фигурой. Сулейман проводил время вместе с учёными и праведниками. Он посадил Ибн Баттуту рядом и расспрашивал его о путешествиях. У Сулеймана был обычай каждый день принимать пищу в зале для аудиенций, когда подавали еду, то открывали двери и «никому, будь то горожанин или кочевник, незнакомец или путешественник» не запрещалось разделить с ним пищу . Ахмет Эфлаки писал, что внук Джелаладдина Руми Ариф Челеби два раза приезжал к Сулейману в Кастамону .
Примечания
- ↑ , p. 121.
- ↑ .
- , p. 233.
- ↑ , p. 122.
- , p. 149.
- .
- ↑ , p. 123.
- ↑ , p. 140—141.
Литература
- Ibn Battuta . / H.a.r. Gibb . — London: Broadway House, 1929.
- Еремеев Д. Е., Мейер М. С. . — М. : Издательство Московского университета , 1992. — 246 с. — ISBN 5211022017 .
- Cahen Cl. Ghazi Celebi (англ.) . — Leiden: E.J. Brill , 1991. — Vol. II / ed. by B. Lewis ; J. Schacht & Ch. Pellat . Assisted by J. Burton-Page , C. Dumont and V.L. Ménage . — P. 1045. — ( The Encyclopaedia of Islam. New Edition ). — ISBN 90-04-09794-5 .
- Günal Z. Candaroğulları Beyliği // (тур.) . — Ankara: Siyer Basim Yayin Dagitim San. Ve Tic. Ltd. Sti., 2018. — S. 159—172. — 1158 S. — (İslam Tarihi ve Medeniyeti). — ISBN 9786052375495 .
- Uzunçarşılı İsmail Hakkı . Candar oğulları // . — Ankara: Türk Tarih Kurumu Basımevi , 1969. — S. 121—147. — 372 S.
- Zachari̇adou E. Pakhymeres’e Göre Kastamonu’da “Amourioi” Ailesi (тур.) // Tarih İncelemeleri Dergisi. — 2001. — C. 16 , sayıl. 1 . — S. 225–237 . — ISSN .
- 2020-09-29
- 1