Interested Article - Измаил-бей Джандарид
- 2020-09-20
- 1
Кемаледдин Измаил-бей ( тур. Kemâleddin İsmâil Bey ; 1414/1419—1479) — правитель бейлика Джандарогуллары в 1443—1461 годах. Измаил был внуком Исфендияра-бея , и унаследовал бейлик от отца, Ибрагима-бея.
Первое время после смерти Ибрагима-бея в 1443 году права Измаила на правление оспаривались его братом Кызыл Ахмедом . Проиграв, Кызыл Ахмед поступил на службу к османским султанам . В 1461 году Мехмед II в рамках Анатолийской кампании сместил Измаила и отдал бейлик Кызыл Ахмеду. После этого Измаил служил Мехмеду в должности санджакбея сначала в Анатолии , а затем в Филибе (Пловдив) в Румелии .
Биография
Ранние годы
Измаил-бей был сыном правителя бейлика Джандарогуллары Ибрагима-бея II и внуком Исфендияра-бея . Мать его звали Девлет Хатун бинт Абдуллах . Ибрагим правил всего 4 года и о его правлении никакой информации нет. В 1443 (1442 ) году он умер и его сменил старший сын, Измаил . Измаил родился в то время, когда к Исфендияру в Кастамону приехал шейх Бедреддин (И. Узунчаршилы датирует это событие 1219 годом ). Он и дал ребёнку имя Измаил .
Измаил получил хорошее образование, но о его учителях, которых Ибрагим назначил сыну, известно немного. Среди учителей был Фетхуллах аль-Ширвани, который некоторое время жил в Кастамону перед тем, как поселиться в Османской империи .
О деятельности Ибрагима известно не много. В венецианских документах сохранилось упоминание о том, что в 1443 году правитель бейлика (Измаил) захватил около Синопа венецианский корабль, направлявшийся в Трапезунд . Венецианцы были вынуждены покинуть корабль, их имущество было конфисковано, но генуэзцы, плывшие на корабле, не пострадали. Измаил помнил, что Генуя имела соглашение с Мурадом . Венецианский документ от 1444 года сообщал, что к Измаилу из Венеции отправили посла для улучшения отношений. Измаил старался не обострять отношения с султаном Мурадом II и регулярно отсылал к нему послов с дарами . В письме от 22 мая 1444 года из Эдирне Кириак Анконский сообщал, что видел послов Ибрагима с дарами у Мурада . До начала первого правления Мехмеда II (август 1444) отношения Османидов и Джандаридов были дружественными . Став султаном в 12 лет, Мехмед II начал проводить агрессивную внешнюю политику. Измаил, как и другие Анатолийские беи, обратился к Мураду, который сместил сына и вернулся на трон. Отношения вновь стали дружественными . Зимой 1450 года Измаил был среди беев, приглашённых на устроенную Мурадом пышную свадьбу Мехмеда с Ситти-хатун , дочерью Сулейман-бея Дулкадирида . В 1451 году Мехмед II снова стал султаном, теперь уже после смерти Мурада II. Несмотря на то, что Мехмед велел убить своего маленького брата Кучука Ахмеда, рождённого сестрой Измаила, Халиме Хатидже-хатун , отношения двух правителей оставались дружественными . Халиме была выдана замуж за Исхака-пашу .
Согласно Халкокондилу Измаил был с Мехмедом во время осады Константинополя в 1452 году и выступал посредником в переговорах:
«Сын синопского архонта Скендера, по имени Измаил, начал переговоры с эллинами относительно мира. Говорил он так: „Эллины, вы сами знаете, вы находитесь на краю гибели. Что не пошлёте к царю посла для переговоров о мире? Если вы захотите поручить это дело мне, я добьюсь для вас мира. Если же это не случится, город ваш будет порабощён, царь вас всех погубит. Жён и детей ваших мы сделаем рабами, и вы испытаете непереносимые страдания“» .
Смещение Измаила
Мехмед, вероятно, полагал, что Джандариды представляют опасность для османов, или же он просто хотел захватить все южное побережье Чёрного моря. Измаил, в свою очередь, понимал, что рано или поздно султан попробует захватить бейлик . Участник кампании Константин из Островицы писал, что Измаил вступил в союз с Караманидами , Ак-Коюнлу , кроме того, известно, что бей связался с императором Трапезунда .
Захват севера Анатолии Мехмед начал в 1461 году с генуэзской колонии на побережье Чёрного моря , Амасры , находившейся в непосредственной близости от бейлика. Османские историки, современники событий Ашикпашазаде и Мехмед Нешри сообщали, что ещё при подходе османских сил к Амасре Измаил-бей сбежал из Болу в Синоп . Cогласно Саад-эд-дину султан решил отобрать бейлик у Измаила и отдать другому сыну Ибрагима II, Кызыл Ахмеду . Измаилу Мехмед отправил письмо, в котором сообщалось, что османский флот идёт в Трапезунд и что Измаилу-бею следует позаботиться и снабдить их всем необходимым . Кроме того, Мехмед просил прислать в свою армию отряд под командованием сына Измаила, Хасана. Как только Хасан прибыл к султану, находившемуся в тот момент времени в Анкаре, его арестовали . Великий визирь Махмуд-паша подготовил флот из сотни галер и отправил в Синоп, а сам демонстративно направился в Эдирне , чтобы Измаил-бей подумал, что кампания будет в Европе. Эта уловка удалась, и бей утратил бдительность, а Махмуд быстро пересёк с армией проливы и прибыл в Бурсу , где находился Мехмед . Оттуда султан послал Махмуда-пашу вместе с Кызыл Ахмедом-беем в Синоп . Османские армия и флот осадили Синоп с суши и с моря . Так описал события современник Ашикпашазаде : «Кызыл Ахмед и Махмуд-паша двинулись вперёд и встали лагерем у крепости. Махмуд-паша подъехал к подножию крепости на своём коне, вызвал Измаил-бея, и Измаил-бей вышел на стену. Снизу Махмуд-паша сказал Измаил-бею: „Эй, бей! Почему ты убегаешь? Как долго ты сможешь продержаться в этой крепости, сражаясь с султаном? мы даже порт этого города заняли“» . Измаил-бей, не ожидавший нападения, понял, что сопротивление бесполезно, и сдал город, выговорив гарантии для себя и своей семьи .
Современные греческие авторы Критовул , Халкокондил и Дука излагали несколько отличающуюся версию событий, согласно которой Измаил сдал Синоп без осады по первому требованию Мехмеда и сам вышел к прибывшему к городу султану с мирными предложениями .
Год захвата Кастамону и Синопа многие источники указывали как 1460 , но , участвовавший в кампании как секретарь дивана называл 1461 год . Кроме того, в Джумада ас-сани 865 г. Х. (с 22 марта по 20 апреля 1461 года) мать Измаил-бея вносила в Синопе его имя в вакуфный документ . Захват Синопа не мог быть раньше этого времени .
На службе османам
Измаила-бея привели к Мехмеду, который принял его с уважением, обращаясь с ним как с равным, и приветствовал у входа в шатер . Все современные авторы указывают, что Измаил получил в управление земли, но расходятся в том, какие. Нешри и Ашикпашазаде писали, что султан выделил Измаилу Енишехир , Инегель , в качестве икта , а его сын Хасан-бей получил санджак Болу . По словам Константина из Островицы султан дал Измаилу в управление санджак Стапимак .
Измаил-бей был в османской армии во время экспедиции в Трапезунд . Мехмед Нешри передавал слухи о том, что Караманоглу Ибрагим-бей писал Измаилу, уговаривая восстать против Мехмеда, на что Измаил ответил, что это недостойно мусульманина: «Вы уже пробовали такие вещи несколько раз. Что вы получили? И что теперь вы будете делать?»
После захвата Трапезунда Мехмед решил отобрать бейлик у Кызыл Ахмеда и отправил его в Морею. Но Кызыл Ахмед сбежал к Ибрагиму Караманиду , а затем в Ак-Коюнлу и стал участвовать в набегах на османские земли. Тогда Измаил попросил Мехмеда перевести его в Румелию, чтобы избегнуть возможных подозрений в связи с братом. Ему дали санджак Филибе (Пловдив) , где он и умер в возрасте шестидесяти двух лет в 1479 году. Он был похоронен там же рядом с мечетью Ибн Касыма. Сама мечеть и захоронения были разрушены после перехода города к болгарам .
Личность
В правление Измаила культурное развитие бейлика достигло пика . Он основывал учебные заведения, поощрял учёных. Кастамону в его правление имел репутацию культурного центра, и эта репутация сохранялась в течение многих лет после перехода города под власть османов. Измаил лично помогал авторам и переводчикам книг . Он свободно владел арабским и персидским языками, чем поражал гостей, приезжавших в Кастамону из Аравии и Персии. Измаил также способствовал написанию книг на тюркском языке. Поэтому самой высокой оценки заслуживает его вклад в развитие турецкого языка . Он сам сочинил труд из 78 глав под названием «Хульвийят» (Hulviyyât). Это произведение о фюру (часть фикха ). В книге автор говорит о том, что собрал воедино многое и написал свою работу на турецком языке, чтобы те, кто не знают арабского и персидского языков, могли получать знания .
Измаил с уважением относился к учёным. В построенном им для себя и своей семьи тюрбе находятся захоронения Сейида Алаэддина Али Аджеми (1456) и Бекташоглу Сафиюддина Эфенди (1448). Оба работали в медресе в Бурсе при Мураде II, но сочли атмосферу Кастамону более подходящей и переехали к Измаилу . Для Мухиддина Мехмета из Никсара Измаил построил медресе и подарил библиотеке медресе триста книг по богословским предметам . Зимой 1461 года в Кастамону Измаила посетил поэт Аджеми Хамиди, направлявшийся к Махмуду-паше. Спустя много лет Аджеми Хамиди снова посетил Измаила, на этот раз в Филибе. В своих стихах он с теплотой упоминал Измаила .
На территории бейлика Измаил построил большое количество хамамов, мечетей, имаретов , караван-сараев, фонтанов . В Филибе Измаил построил хаммам , водопровод, Сарачхане джами .
Семья
Известно, что одной из жён Измаила была дочь Мурада II . У него были дети:
- Хасан; мать — дочь Мурада II , жена — дочь Мехмеда II .
- Яхья; мать — дочь Мурада II .
- Абдулджелил .
Примечания
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ , p. 137.
- ↑ , p. 270.
- , p. 135.
- ↑ , pp. 269-270.
- , p. 1050.
- ↑ , p. 375.
- ↑ , p. 377.
- , table XXVI.
- , с. 439.
- , глава XXXI, прим. 2.
- ↑ , p. 376.
- , p. 132.
- , pp. 132—133.
- ↑ , p. 136.
- ↑ , p. 236.
- , с. 117.
- ↑ , с. 286.
- , глава XXXI.
- , с. 287.
- ↑ , p. 138.
- ↑ , p. 272.
- , p. 273.
- .
- , p. 139.
- ↑ , Table LIV.
Литература и источники
Источники
- / Введение, перевод и комментарии А. И. Рогова . — М. : Наука, 1978. — ( Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы , т. 136).
- Лаоник Халкокондил. / Перевод и предисловие Е. Б. Веселаго. — Византийский временник . — М. , 1953. — Т. 7. — С. 431—444.
- Мехмед Нешри. / ред. Мария Калицин. — ОФ, 1984. — 420 с.
- Aşık Paşazade. (тур.) . — İstanbul: K Kitaplığı, 2003. — 615 S. — ISBN 975-296-043-X .
- Doukas. (англ.) / Magoulias, Harry, ed.. — Wayne State University Press , 1975. — 360 p. — ISBN 9780814315408 .
Литература
- Удальцова З. В. // Византийский Временник . — 1953. — Т. 7 (32) . — С. 93—121 .
- Alderson, Anthony Dolphin. (англ.) . — Oxford: Clarendon Press , 1956. — 186 p.
- Döğüş S. : [ тур. ] . — Gaziantep Üniversitesi Sosyal Bilimler Dergisi. — 2014. — Vol. 13. — S. 1043–1053. — ISSN .
- Günal Z. Candaroğulları Beyliği // : [ тур. ] . — Siyer Basim Yayin Dagitim San. Ve Tic. Ltd. Sti., 2018. — Vol. 11. — S. 159—172. — 1158 s. — (İslam Tarihi ve Medeniyeti). — ISBN 9786052375495 .
- Karakök T., Demir H. About social and cultural life in Sinop in the period of Candarid principality (1322—1461) // (англ.) . — Istanbul: Hiperyayin, 2020. — P. 39—42. — 115 p. — ISBN 978-605-281-969-2 .
- Karagöz N. (тур.) // İslam Hukuku Araştırmaları Dergisi. — 2012. — Vol. 20. — S. 267-288.
- Stavrides T. (англ.) . — Leiden: BRILL , 2001. — 449 p. — ISBN 90 04 12106 4 .
- Tekindağ Ş. (тур.) // İslâm Ansiklopedisi . — 2003. — Vol. 27. — S. 376—378.
- Ünver I. // İslâm Ansiklopedisi. — 1997. — Vol. 15. — S. 461—462язык=tr.
- Uzunçarşılı İsmail Hakkı . Candar oğulları // (тур.) . — Türk Tarih Kurumu Basımevi , 1969. — P. 121—147. — 372 p.
- Yücel Y. (тур.) // Belleten. — 1970. — Vol. XXXIV. — Sayıl. 135 . — S. 373—407. — ISSN .
- 2020-09-20
- 1