Тритон Карелина
- 1 year ago
- 0
- 0
Галина Тимофеевна Карелина (род. 18 июня 1931 ) — советская и российская актриса театра и кино, действительный член , Народная артистка РСФСР ( 1980 ), Член Союза театральных деятелей России.
Галина Карелина обучалась в Ленинградском театральном институте им. А. Н. Островского (педагоги: Б. Петровых, А. Авербух, М. Чежегов).
По окончании института в 1956 году была приглашена в труппу Академического театра драмы им. А. С. Пушкина , в котором впоследствии сыграла более 60 ролей . Карелиной особенно удавались сильные, властные характеры, а за холодноватой манерой её героинь всегда угадывались деятельная натура, способная превозмогать удары судьбы . Ей оказались близки сильные, жизнерадостные характеры, но постепенно в её творчестве проявились драматические ноты .
В 1971 году Карелина исполнила роль Юлии Тугиной в спектакле « Последняя жертва », поставленном режиссёром Ириной Мейерхольд . И режиссёр, и её муж Василий Меркурьев , игравший в этом спектакле купца Прибыткова, высоко ценили мастерство актрисы. Мейерхольд называла Карелину «любимой актрисой и великолепным человеком», а после успешной премьеры сделала ей подарок в виде ценной броши. Впоследствии, в 2010 году — в год 105-летия со дня рождения Ирины Мейерхольд — Галина Карелина передала брошь музею Александринского театра .
В 1980 году Галине Тимофеевне Карелиной было присвоено звание народной артистки РСФСР .
Карелина принимала живое участие в развитии молодых театров. В 2008 году она входила в жюри Конкурса любительских театров Санкт-Петербурга «Театральный Бой», в 2011—2013 годах была членом жюри Международного вокального конкурса-фестиваля студентов творческих вузов «Поющая маска» имени Андрея Петрова ( СПбГАТИ ), в 2012 году — членом жюри Фестиваля новых театров, театров-студий и студийных работ «Рождественский парад-2012».
Отрывок из спектакля «Нахлебник» (Г.Карелина и А.Борисов) из документального фильма об Александре Борисове (1975)
«… Артистка Г. Карелина, очень сдержанно и тактично вела свою роль. Выступавшим на обсуждении критикам показалось, что актриса „рвет страсть в клочки“, потому что она „плачет настоящими слезами“. За этим ужасом перед „настоящими слезами“ стоит все то же отделение приема от системы и возведение его в абсолют. В данном случае — это техническая методика сценического движения, проявления актером чувств („биомеханика“), разрабатывавшаяся В. Э. Мейерхольдом.» После премьеры спектакля «Последняя жертва» режиссёр Ирина Всеволодовна Мейерхольд подарила Галине Тимофеевне Карелиной янтарную брошь.
"Вот Галина Карелина, чье неиссякаемое трудолюбие вызывает уважение. Играя возрастные роли (Васса, Матренаиз «Власти тьмы», теща в «Самоубийце»), она решительно и смело жертвует тем, что всегда оберегала на сцене — эффектной внешностью. Васса Карелиной куда более оформлена и сделана, чем прочие персонажи. Ее позы обдуманы; она строга, величава, собрана, говорит яснее, разнообразнее, «поэтичнее», чем другие.
«В гамме характера Аркадиной (Галина Карелина) преобладает вялая истерия в парадоксальном сочетании с остервенелым равнодушием. Каждый выход её подается режиссёром как мгновение фанфарно-казенной торжественности: свет всякий раз нарочито гаснет, а когда сцена освещается вновь, в её центре (непременно — в центре) оказывается Главная Артистка Казенного Театра. У неё серое лицо, мутные глаза, она постоянно „держит спину“ и, даже рыдая, остается убийственно черства.»
«Кульминационную сцену — героиня выгоняет из дома блудного внука, оказавшегося негодяем, — актриса проводит с таким драматизмом, что в зале воцаряется напряженная тишина. Бабушка не рыдает, не обливается слезами, она словно каменеет, даже делается ниже ростом от горя. А когда решительным взмахом зонтика указывает внуку на дверь, то зал взрывается сочувственными аплодисментами.»
«Ближе к финалу Муха вскрывает еще одно яйцо. В нем — спутанный клубок старой киноплёнки. Карелина с грустью всматривается в кинокадры. Быть может, ей видится, как она играла Инкен в гауптмановском „Перед заходом солнца“, Донну анну в „Маленьких трагедиях“. В горестном произведении поэта Карелина явно находит близкие по ощущению строки. Она передает осеннее настроение „Мухи“, с которой идентифицировал себя автор. особым чувством окрашена фраза: „Не умирай! Сопротивляйся, ползай!“ И она действительно сопротивляется ударам времени, судьбы. Карелина — мужественная актриса, отчаянная. Охотно участвовала в рискованных экспериментах Игоря Ларина („Пиковая дама“, „Чайка“), теперь согласилась поддержать молодого Ерёмина. Самоотверженно играет бессловесную роль в ансамбле „двойника“. И хотя органично сплести два очень разных поэтических текста режиссёру не удалось, за отзвук „прекрасной старой культуры“ спасибо.»
«На дощатом помосте в панцире серого костюма, дотошно воспроизводящего строение мушиного тельца, увеличенного в несколько раз, стоит Галина Карелина. В её огромных глазах застыло непритворное отчаяние. Как только первая группа зрителей рассаживается по местам, коридор взрывается разбитной мелодией и люди-насекомые бросаются к вам, выкрикивая неразличимые в общем шуме слова, предлагая вашему вниманию картину с изображением Александринского театра, фарш из пластилиновых божьих коровок, который, радостно похрюкивая, изготовляют на ваших глазах, что-то еще — не успеваю заметить: меня атакует жучок с мясорубкой. Тем, кто по обывательской привычке протолкнулся в лифт первым, не позавидуешь. Агрессию со стороны небезобидных козявочек они переживают трижды, пока все двадцать зрителей не займут наконец свои места. Галина Карелина, глядя вдаль невыразимо печальными глазами, плывет вперед по узкому помосту, не без труда двигая впереди себя костюм-панцирь. Низким грудным срывающимся голосом она повторяет несколько раз: „Конец прекрасной эпохи… конец прекрасной эпохи…“. Я радостно цепляюсь за возникшую ассоциацию, предложенную уже потрясенным сознанием мысль — где-то под крышей академического театра бродит призрак взрослой актрисы, которая встречает свой закат в эпоху бесчувственных, циничных людей-насекомых, варваров и садистов. Им наплевать на великую историю великого театра. Уходит в прошлое действительно прекрасная эпоха. Человек на закате жизни вспоминает, перепроверяет, осуждает и оправдывает себя за всю свою жизнь. А фантомы из прошлого (грехи?) или будущего (люди измельчали и поголовно обречены на кафкианское превращение?) мучают его, не дают успокоиться, уйти с миром. Все, что происходит дальше в течение часа, разбивает театроведческие логические конструкции и описанию поддается с трудом…» За эту роль в феврале 2008 года Галина Карелина была награждена призом зрительских симпатий общества «Театрал» .
Спектакль Людмилы Манониной «Последний срок» по Распутину следует традиции психологического театра. Поэтому назначение на роли распутинских старух Анны и Миронихи Галины Карелиной и Ирины Соколовой — изначальный риск со стороны режиссёра: одна из актрис всю жизнь работала для «юного зрителя», в театре острейшей игровой формы, другая — в Александринке (а можно ли представить автора более чуждого имперским александринским просторам, чем Распутин?). Людмила Манонина и попыталась соединить разные типы театров, разные степени условности. С одной стороны, «человечное» и достоверное существование актеров, с другой — врезающиеся в психологическую ткань видеопроекции; гиперреалистично воссозданная комната — но и броская символика. Скрестить разные начала пока не удалось. Спектакль разнороден по актерской игре, иногда он кажется коллажем, состоящим из ролей разных фактур. «Центром тяжести» стала Галина Карелина в роли Матери (Анны). Даже когда вначале она бездвижно лежит на кровати, закрыв глаза, взгляд зрителя невольно притягивается к ней — такая бытийная энергия исходит от Карелиной. По её техничности, чувству формы, живописной пластике, декламационной манере видно, что это александринская актриса. Но это тот самый случай, когда в роли как бы проявляется актерское сверх-я, когда сценический образ — поверх внешнего рисунка и сюжетных связей — осеняется творческой и человеческой эссенцией актрисы. Карелина стала лауреатом «Рождественского парада» в номинации «Лучшая роль в драматическом спектакле». Есть своя красота в том, что когда-то Галина Тимофеевна участвовала в фестивале как актриса — играя в спектаклях Игоря Ларина, потом неоднократно была в составе жюри, становилась президентом фестиваля, а в этот раз вновь участвовала как актриса. (Кстати, идея поставить с Карелиной «Последний срок» зародилась у Людмилы Манониной «в недрах» фестиваля.)
На фестивале «Русская классика» в Лобне мне довелось увидеть вроде бы скромный по выразительным средствам спектакль из Питера театра «Ковчег» режиссёра Людмилы Манониной по забытой сейчас великой повести Валентина Распутина «Последний срок» с двумя приглашёнными звёздами, по-распутински две «старуни» — Галина Карелина и Ирина Соколова и молодой актёрский состав с ними. Простая житейская история, как умирала старуха Анна, когда пришёл ей срок… Весь спектакль старуха Карелиной лежит на кровати, наблюдает за своими детьми, приехавшими её хоронить, а они пьют и ссорятся, деля наследство, а она всё никак не умирает… Перед смертью поднялась, вышла во двор на солнышко. Простилась. И ушла насовсем. Последний срок! Великое в искусстве всегда просто… Это был спектакль-потрясение. Зрители плакали. А после долго не аплодировали, потрясённо молчали. Потом разразились аплодисментами… Теперь уже легенда Александринки, шесть десятилетий её героиня, партнёрша Симонова, Толубеева, Меркурьева, Горбачёва, звезда Галина Карелина сегодня отдаёт свой свет молодым, в искусстве это — единственный способ передать, научить уникальному высокому мастерству. Ну как можно так по-особенному сыграть это до слёз, до потрясения! Загадка звезды… Кстати, действительно замечательный спектакль, увенчанный наградами многих фестивалей — «Золотого витязя» «Русской классики», питерского «Софита», оказался почему-то незамеченным «Золотой маской»… Сама Галина Тимофеевна не любит разговоров о себе, только скажет: что вы… что вы… Когда же говорит о коллегах, только один критерий — божественно! Если нет, просто промолчит. Всё другое не имеет значения. Благодаря ей у нас у всех есть божественный критерий. Божественный пример! Да не один. Карелина… Фрейндлих…
«В 1990-е годы талант и мастерство актрисы были востребованы современной авангардной режиссурой. Скандальная постмодернистская „Чайка“ Игоря Ларина прозвучала своеобразным манифестом театрального авангарда 1990-х, принеся актрисе заслуженный успех на многих международных театральных фестивалях (Гран-при Международного театрального фестиваля „Пьятра Нямц“, Румыния, 1998). В этой необычной экспериментальной постановке Галина Карелина сыграла обобщенный образ Женщины, вобравший в себя все женские роли пьесы — от Нины Заречной до Аркадиной. В воспаленном сознании главного героя героиня Галины Карелиной представала то видением Мировой души, то юной возлюбленной, то скорбящей о сыне, всепрощающей матерью, а то оборачивалась вдруг насмешливой, лицедействующей комедианткой, ведущей нескончаемый диалог с „тираном“-режиссёром» .
«Метаморфозы, происходящие с героиней Галины Карелиной, фантастичны и неожиданны. Сначала на сцену ворвется и застынет в горделивой позе графиня в атласной накидке и остроконечном высоком парике XVIII века. Сказать про графиню Галины Карелиной — „старуха“ — язык не поворачивается. Прежде всего она аристократка, вспыльчивая и высокомерная, ей ничего не стоит отхлестать кнутиком круглолицего мальчишку в паричке… Ночью же, словно оборотень, графиня превратится в хохочущую полусумасшедшую старуху с вылезшими седоватыми волосами, которая спрятав за спину куклу, лукаво, как ребенок показывает ручки Лизе: мол, нет ничего.» За роль Графини Галина Карелина была удостоена премии «за лучшую женскую роль» на Международном фестивале «Рождественский Парад» (1999).
«В поисках утраченного рая» (Роман горбуна) (по мотивам произведений И. А. Бунина), автор идеи н.а. России Галина Карелина. премьера 29 августа 2019 года, клуб «Камертон». Инсценировка: Мария Вернер. Режиссер: Леонид Филиппов. Музыкальное оформление: Мария Вернер, Леонид Филиппов. Действующие лица: ОНА — н.а. России Галина Карелина, ОН — Дмитрий Ефименко, СТАРИК — Антон Коротков, МОРЯК — Леонид Филиппов и др.
"Спектакль «В поисках утраченного рая» обращен к русскому классическому наследию.
- Галина Карелина: «Спектакль о понимании, сострадании и любви. Вопросы, которые мы ставим перед зрителем, и в первую очередь, перед собой, не имеют срока давности».
- Надежда Александровна Таршис: «Я театровед, профессор кафедры русского театра в театральном институте на Моховой. Я ,конечно, понимала, что Галина Тимофеевна — большая актриса. Я на самом деле потрясена. От Карелиной оторваться совершенно невозможно. Как она это делает? Грандиозно! По Бунину есть много спектаклей, но этот для меня на первом месте».
- Ирина Васильевна Маленкина, исполнительный директор издательства «Нестор-История»: « Спектакль прошел на одном дыхании.»
- О. Авдеева, научный работник: « Карелина говорит на „птичьем языке“. Вот уж талант от Бога.»
- Лидия Владимировна Широкова, депутат МО Мо № 78 : «Я не перестаю восхищаться талантом Галины Тимофеевны Карелиной. Каждая встреча с ней — это подарок для наших жителей и для нас депутатов. Спасибо Вам, дорогая наша Галина Тимофеевна! Крепкого здоровья Вам! С нетерпением ждем Ваших новых постановок!»
Газета «Ваш муниципальный округ 78» Информационный бюллетень № 15 ,17.09.2019" (1999).
« Учиться у Галины Карелиной
Каждый раз, когда Народная артистка России Галина Карелина приглашает меня на зачетные спектакли своих учеников, я откладываю все свои дела, та как знаю-меня ждет искренне подлинное искусство, какое сегодня я вижу редко на других сценах. Одна из хранительниц лучших традиций русской театральной школы, ведущая актриса Александринского театра Галина Карелина, о которой когда-то великий актер К.Симонов сказал: „Каждая её роль открытие новой грани актрисы, каждый её спектакль, где мы с ней играем, — новый взлет энергии и подлинной жизни!“, уже давно занимается педагогической деятельностью. Она находит в педагогике путь к утверждению и сохранению реалистической традиции жизни на сцене. Она с большим мастерством передает молодым людям, обучающимся в театральных вузах, истоки возникновения жизни человеческого духа в предлагаемых обстоятельствах. Она учит их искусству актерского перевоплощения, ибо сейчас, к сожалению, подлинное перевоплощение на сцене, и, особенно в кино, стало редкостью. … Итак в Театральном институте „ Школа Русской Драмы“ имени И. О. Горбачева недавно прошел спектакль „Пути небесные“ по роману И. С. Шмелева (инсценировка Г. Карелиной и Л. Филиппова). Почти два часа будущие актеры утверждали на сцене те вечные человеческие ценности и нравственное начало человека, которые так сегодня необходимо нашему обществу.»
"Все, что остается от актера, — это память. От художника — картины, от писателя или драматурга — сочинения, а от актера — только память, одна из самых ценных вещей. Поколение, которое сейчас уходит от нас (а оно уходит, и с этим ничего не поделаешь — такова жизнь), — это действительно были великие актеры. А нам, моему поколению, судьба подарила счастье работать, служить в Александринском театре рядом с ними. Николай Симонов, Юрий Толубеев, Николай Черкасов, Константин Скоробогатов, Александр Борисов… я могу еще продолжать. Сейчас понимаешь, что это действительно были гении. И рядом с ними были женщины — приятные, необыкновенные. Разные, но все прекрасные, не похожие друг на друга (очевидно, Л. С. Вивьен так подбирал труппу). Каждая женщина-актриса занимала своё пространство, свою нишу — так в храме каждая икона висит на своем месте. Это были Мадонны. «Чистейшей прелести чистейший образец… „ И о каждой из них можно слагать поэмы, стихи. Тамара Ивановна Алешина была в плеяде этих женщин.“
|
Содержание этой статьи представляет собой
произвольный набор слабо связанных фактов
, инструкцию,
каталог
или
малозначимую информацию новостного характера
.
|