Interested Article - Вокзал Сен-Лазар (серия картин)

«Вокзал Сен-Лазар» ( фр. La Gare Saint-Lazare ) — серия картин французского живописца Клода Моне , посвящённых парижскому вокзалу Сен-Лазар , созданная в 1877 году. Всего в серии художником было написано 12 полотен. Это была первая серия картин Моне, посвященная одной теме.

На эту серию импрессионистов оказали глубокое влияние модернизация и индустриализация XIX века, в ней изображен оживленный вокзал в разное время суток .

Моне закончил серию «Вокзал Сен-Лазар» в первой половине 1877 года и в том же году выставил семь из двенадцати картин на Третьей выставке импрессионистов . Сегодня картины вокзала Сен-Лазар разбросаны по всему миру, включая Музей Орсе , Художественный музей Фогга , Чикагский институт искусств , Лондонскую национальную галерею , Музей Мармоттан-Моне , Художественный музей Pola , Музей земли Нижняя Саксония и другие частные коллекции.

История создания

Во время франко-прусской войны 1870—1871 годов Клод Моне находился в Лондоне , а по возвращении в Париж осенью 1871 года он некоторое время снимал мастерскую на fr в районе вокзала Сен-Лазар , поэтому район ему был хорошо знаком .

Вокзал Сен-Лазар и мост Европы. 1868 год. Гравюра fr

Лето и осень 1876 года Моне провёл в поместье fr в Монжероне, где исполнил по заказу Ошеде четыре больших панно — « Пруд в Монжероне », « Уголок сада в Монжероне » (оба в Эрмитаже ), «Индюшки» ( Орсе ) и «Охотник» (частная коллекция). Благодаря финансовой поддержке Ошеде Моне несколько поправил своё материальное положение и по возвращении из Монжерона в Париж смог заняться интересующими его городскими видами. Он решился на крайне рискованный эксперимент: его внимание привлёк вокзал Сен-Лазар . С этого вокзала поезда отправлялись на нормандское побережье , в Руан , Шату , Буживаль , Лувесьен , Аржантёй , Ветёй , Понтуаз , Эраньи и Живерни — все эти места привлекали Моне и его товарищей- импрессионистов . В то время локомотивы с их высокими дымовыми трубами были символами прогресса . По свидетельству Джона Ревалда , «огромное здание со стеклянной крышей, под которой тяжёлые паровозы выпускали густой пар, приходящие и уходящие поезда, толпы народа и контраст между прозрачным небом и дымящими паровозами — всё это давало необычные, захватывающие сюжеты» .

Осенью Моне подал запрос в железнодорожную контору на разрешение работать на вокзале и получил его в самом конце года. 17 января 1877 года он сообщил издателю fr , что переезжает на fr , 17, недалеко от вокзала. Его квартира находилась на первом этаже пятиэтажного дома и была типичной для холостяцких квартир, столь распространённых в Париже в XIX веке. Там была маленькая комната без камина, спальня, чулан и совершенно не было места для мастерской. Комната была сдана на имя Гюстава Кайботта , который ежеквартально отдавал своему другу 175 франков , чтобы тот мог оплатить аренду .

Моне не в первый раз занялся железнодорожной тематикой — ранее им было написано несколько картин на подобные сюжеты. Впервые вокзальные задворки он изобразил на картине 1872 года «Железнодорожная станция в Аржантёй» (холст, масло; 48 × 72 см; Орсе , инв. № RF 1986 55, в 1986—1997 годах хранилась и выставлялась в музее Таве-Делакур, Понтуаз , инв. № P.1986.1, затем вернулась в Орсе, с 2012 выставляется в Городском замке Овер-сюр-Уаз ) . В 1875 году была написана картина «Поезд в снегу» (холст, масло; 59 × 78 см; музей Мармоттан-Моне , инв. № 4017) . И наконец летом 1876 года Моне создал «Прибытие поезда в Монжерон» (холст, масло; 81 × 60 см; частная коллекция в США) .

Моне работал над картинами с конца осени и всю зиму 1876/1877 года. Фактически это был его первый опыт работы над единой серией картин: «он изучал один и тот же мотив в различных аспектах <…> и продолжал энергично и мастерски схватывать специфический характер самого места и его атмосферы» . Оскар Рейтерсверд отмечает, что Моне не просто бродил с мольбертом вокруг вокзала и запечатлевал подъездные пути и сортировочные станции, он «в сущности охотился за новыми художественными идеями» . Моне действовал как художник-сенсуалист и «стремился уловить страстную напряжённость в этом наполненном шумом и лязгом зрелище, которое он расчленял и разделял на смутные и разорванные фрагметны, подобные собственным ощущениям. Он взрыхлял стальные корпуса и чугунные конструкции, лишал механизмы их технического содержания и проецировал на полотно лишь их свойства, рождающие у зрителя тревогу» . Многие прохожие возмущались присутствием художника в столь странной по их мнению обстановке .

4 апреля 1877 года в Париже открылась Третья выставка импрессионистов. На ней среди прочих своих работ Моне представил семь картин из серии (указан номер по каталогу-резоне Д. Вильденштейна , в скобках номер по выставочному каталогу) — W438 (102), W439 (100), W440 (97), W442 (98), W444, W447 и W448 (116, 117, 118 — номера последних трёх картин невозможно точно соотнести с номерами по выставочному каталогу, где они указаны просто под названием «Вокзал Сен-Лазар», без дополнительных уточнений) . Рейтерсверд ошибочно утверждает, что в выставочный каталог было включено лишь шесть картин, одна шла без каталога .

В день открытия в газете Le Figaro был опубликован отзыв о выставке fr : «Болезненное любопытство привело нас в этот музей ужасов, названный выставкой импрессионистов. <…> Ни в одной из картин нет ни намёка на мысль или творческую идею. <…> Художник хотел одновременно создать впечатление уходящего поезда и поезда стоящего, и в конце концов удалось поразить нас неприятным ощущением, какое испытываешь, слыша одновременно свист нескольких локомотивов» . В следующие дни хлынула целая волна крайне ругательных рецензий: «Вещи Клода Моне самые смехотворные на выставке» , «Критика имеет право выразить своё замешательство перед этими дурацкими пейзажами» , «Это намеренно отталкивающее и отвратительное сумасшествие» , «А когда мы подошли к железнодорожным вокзалам — а такими их видеть мог только Моне — нас обуял хохот» , «Имеет ли перрон, пышащий жаром и водяным паром, что либо общее с фиолетовыми и причудливыми вокзалами мсье Моне?» . О Моне и Сезанне , против которых в основном и была направлена большая часть максимально негативных высказываний, в целом говорилось: «Дети, развлекающиеся бумагой и красками, добиваются большего успеха» , «Они вызывают смех в то время, когда над ними следовало бы плакать. Они проявляют глубочайшую безграмотность в рисунке, композиции и передаче цвета» . Суммируя подобные критические выпады, Рейтерсверд констатирует, что художественные критики в массе своей, столкнувшись с искусством импрессионистов, лишились способности понимать его .

Современный вид внутри вокзала Сен-Лазар. Фото 2006 года

Редкие комплиментарные реплики тонули в огромной массе подобных, не стесняющихся в выражениях, репортажах. Лишь fr в нескольких больших статьях выступил в защиту импрессионистов в целом и Моне в частности: «Несмотря на монотонный и скупой сюжет, эти полотна поражают своим разнообразием. В них, как, впрочем, и во всех работах г-на Моне, сказывается композиционное мастерство, умение расположить предметы на полотне, что являлось всегда одной из сильных сторон художника» . Далее он подробно описывает свои впечатления от «вокзалов» и в конце статьи резюмирует: «во всех этих вещах налицо та всеоживляющая сила, которую умеет придавать им только г-н Моне» .

В целом выставка оценивалась как неудачная, художники не смогли даже отбить вложенные в организацию деньги. Моне продал четыре работы из серии, причём три из них (W439, W440 и W445) выкупил Эрнест Ошеде, а одну (W442) приобрёл врач Жорж де Беллио накануне открытия .

Впоследствии вся серия «Вокзал Сен-Лазар» была признана одним из выдающихся шедевров раннего импрессионизма. Профессор Академии художеств В. И. Раздольская писала: «В этих картинах Моне смело утверждает новое понимание прекрасного в, казалось бы, прозаическом сюжете. Глаз художника открывает в нём бесконечные цветовые оттенки, а присущее ему композиционное воображение помогает объединить разрозненные наблюдения в целостную картину, исполненную захватывающей мощи. Смелость и динамика пространственных и света-теневых отношений, напряжённость цветовых контрастов делают эти полотна своеобразным романтическим апофеозом техники, в котором фантасмагория света преображает обыденность в чудо» . Другой исследователь отмечал: «„Вокзалы“ Моне по масштабу и значимости — в одном ряду с „Соборами“ и „Нимфеями“. А по новизне мотива, по способности сделать достоянием новейшего искусства жёсткую технократическую реальность „железного века“, сохранив и упрочив при этом автономию и свободу искусства, „Вокзалы“ сравнимы лишь с „Железной дорогой“ Мане и городскими видами Кайботта. <…> Эти полотна, в числе которых есть и почти фрагментарные, укрупнённые композиции, напоминают отчасти и монтажные контрасты кино. Роднит их — кроме, разумеется, мотива — поразительная „сила мгновенности“, растворённость предметов в меняющейся словно на глазах световоздушной среде, наполненной призрачно подвижным паром, причудливым танцем прозрачных теней, „нематериальность“ которых могла бы контрастировать с грузными тушами локомотивов. Но и они, эти тяжёлые, тёмные, казалось бы вовсе лишённые поэтичности машины, стали на холстах Моне прекрасными кусками живописи, не потеряв, однако, красоты своих логичных и стройных индустриальных форм» .

Эскизы

В собрании музея Мармоттан-Моне хранятся записные книжки художника, в которых имеется несколько набросков-рисунков вокзала Сен-Лазар и его окрестностей. После смерти Клода Моне они вместе со всем остальным имуществом были унаследованы сыном художника Мишелем Моне. В 1966 году, после гибели Мишеля Моне в автокатастрофе, все произведения его отца, согласно завещанию, поступили в дар Французской академии изящных искусств и были переданы в собрание музея Мармоттан, который впоследствии получил имя Моне. Среди прочих работ Клода Моне в музее оказались и его записные книжки и черновики. Наброски для «Вокзала Сен-Лазар» описаны в каталоге-резоне , составленном Д. Вильденштейном , под номерами D150, D151, D152, D153 и D154 . Современный исследователь главный научный сотрудник Русского музея М. Ю. Герман отмечает, что рисунки «отличаются внимательной, документальной точностью» и далее пишет: «На рисунках видно, насколько этот поэт затуманенных, растворённых в свету форм умеет жёстко строить структуру предметной среды, организовывать пространство и уже в набросках видеть непреклонную сбалансированность будущей композиции и, наконец, совершенное владение линией» .

Список картин

Изображение и № по каталогу Вильденштейна Название, каталожные данные и местонахождение Сведения о провенансе

W438
Вокзал Сен-Лазар, фр. La Gare Saint-Lazare . 75 × 105 см. Орсе , Париж , Франция (инв. № RF 2775, INV 363) Изображена часть вокзала, используемая для пригородных сообщений.

В апреле 1877 года картина была показана публике на Третьей выставке импрессионистов . 10 марта 1878 года куплена у художника Гюставом Кайботтом . После смерти Кайботта по его завещанию перешла в собственность Франции и 23 марта 1896 года была определена в состав собрания Люксембургского музея . С 31 января 1929 года числилась в собрании Лувра и с 1947 года выставлялась в fr , откуда в 1986 году была передана в музей Орсе .


W439
Вокзал Сен-Лазар, прибытие поезда, фр. La Gare Saint-Lazare, arrivée d'un train . 83 × 101,3 см. Гарвардский художественный музей , Кэмбридж , Массачусетс , США (инв. № 1951.53) Изображена часть вокзала, используемая для пригородных сообщений.

В апреле 1877 года картина была показана публике на Третьей выставке импрессионистов и в том же году выкуплена у художника Эрнестом Ошеде. Однако Ошеде вскоре разорился и картина оказалась в собрании Шарля Дёдона из Парижа. В 1919 году выставлена на продажу в галерее Поля Розенберга и около 1923 года перешла в коллекцию de из Меннедорфа в Швейцарии . Впоследствии находилась в галерее Вильденштейнов и около 1946 года была продана en из Нью-Йорка . В 1951 году, согласно его завещанию, картина перешла в собственность Музея Фогга при Гарвардском университете , впоследствии вошедшем в состав Гарвардского художественного музея .


W440
Вокзал Сен-Лазар, поезд в Нормандию, фр. La Gare Saint-Lazare, le train de Normandie . 60,3 × 80,2 см. Чикагский институт искусств , Чикаго , Иллинойс , США (инв. № 1933.1158) Изображена часть вокзала, предназначенная для поездов дальнего следования, расположенная вдоль fr .

В апреле 1877 года картина была показана публике на Третьей выставке импрессионистов и в том же году выкуплена у художника Эрнестом Ошеде. Однако Ошеде вскоре разорился и 18 февраля 1878 года картина была выставлена на распродаже собрания Ошеде в аукционном доме fr , где её приобрёл fr . С 1894 года картина находилась в собрании дочери де Беллио Викторины Доноп де Монши и затем её сына Эжена Донопа де Монши. С 1899 года картина выставлялась в fr , затем последовательно находилась в галереях Поля Розенберга и Поля Дюран-Рюэля . 13 октября 1911 года Дюран-Рюэль продал картину en из Чикаго . В 1933 году по его завещанию перешла в собственность Чикагского института искусств .


W441
Вокзал Сен-Лазар, фр. La Gare Saint-Lazare . 54,3 × 73,6 см. Лондонская национальная галерея , Лондон , Великобритания (инв. № NG6479) Изображена часть вокзала, предназначенная для поездов дальнего следования, расположенная вдоль улицы Амстердам.

Первым владельцем картины был en . В 1900 году картина была выставлена на продажу в галерее «Бернхайм-Жён», где её выкупил Лазар Веийе . 29 ноября 1901 года картина была выставлена на распродаже собрания Веийе в аукционном доме «Друо», где её приобрёл Оскар Шмидт из Дрездена. Впоследствии картина выставлялась в галерее Вильденштейнов и с 1936 года принадлежала Сэмюэлу Курто из Лондона . С 1947 года находилась в собрании Кристофера Макларена из Великобритании. В 1982 году на частное пожертвование приобретена для Лондонской национальной галереи .


W442
Мост Европы, вокзал Сен-Лазар, фр. Le Pont de l'Europe, gare Saint-Lazare . 65 × 81 см. Музей Мармоттан-Моне , Париж, Франция (инв. № 4015) Вид на мост Европы, в сторону улицы Рим.

В марте 1877 года выкуплена у художника Жоржем де Беллио, а в апреле того же года была показана публике на Третьей выставке импрессионистов . С 1894 года картина находилась в собрании дочери де Беллио Викторины Доноп де Монши и затем её сына Эжена Донопа де Монши. В 1957 году их наследниками по завещанию передана в дар Французской академии изящных искусств и определена в состав собраний музея Мармоттан (впоследствии получившего имя Моне) .


W443
Вид на вокзал Сен-Лазар, эффект солнца, фр. Extérieur de la gare Saint-Lazare, effet de soleil . 60 × 80 см. Частная коллекция (Кристис, 8 мая 2018) Изображены подъездные пути между мостом Европы и старым туннелем Батиньоль, вход в который виден на заднем плане.

Первым владельцем картины стал барон it из Венеции . 31 августа 1897 года её приобрёл Поль Дюран-Рюэль. С 1933 года выставлялась в нью-йоркской галерее наследников Дюран-Рюэля, где 6 июня 1934 года она была выкуплена для художественного музея Род-Айлендской школы дизайна . 22 июля 1944 года продана в галерею Вильденштейнов, откуда в 1952 году перешла в собрание Ли Б. Блока из Чикаго . Вскоре была выставлена в галерее en и в январе 1958 года была продана в коллекцию Дэвида Рокфеллера-младшего. 8 мая 2018 года была продана на торгах в аукционном доме « Кристис » в неназванную частную коллекцию за 32,9 млн долларов США .


W444
Вид на вокзал Сен-Лазар, прибытие поезда, фр. Extérieur de la gare Saint-Lazare, arrivée d'un train . 60 × 72 см. Коллекция Пола Перальта-Рамоса, Нью-Мексико , США Изображены подъездные пути между мостом Европы и старым туннелем Батиньоль, вход в который виден на заднем плане.

В 1877 году была показана публике на Третьей выставке импрессионистов, однако в дальнейшем следы её потерялись. Через 20 лет, 29 мая 1897 года, картина была выставлена на распродаже в аукционном доме fr , где была приобретена Грискомом из Филадельфии . В 1898 году выставлялась на продажу в нью-йоркской галерее Поля Дюран-Рюэля. С 1942 года принадлежала en из Нью-Йорка , а с 1970 года находится в коллекции Пола Перальта-Рамоса из Нью-Мексико, США .


W445
Подъездные пути на вокзале Сен-Лазар, фр. Les Voies à la sortie de la gare Saint-Lazare . 60,5 × 81,1 см. en в Хаконе , Канагава , Япония. Изображена часть вокзала, предназначенная для поездов дальнего следования.

В марте 1877 года выкуплена у художника Эрнестом Ошеде, однако Ошеде вскоре разорился и 18 февраля 1878 года картина была выставлена на распродаже собрания Ошеде в аукционном доме «Друо», где её приобрёл Жорж де Беллио. С 1894 года картина находилась в собрании дочери де Беллио Викторины Доноп де Монши и затем её сына Эжена Донопа де Монши. Далее картина была выставлена на продажу в парижской галерее «Эссель», откуда в 1916 году была выкуплена Полем Дюран-Рюэлем. С 1937 года принадлежала en , США. В 1957 году выставлена на продажу в нью-йоркской галерее « Недлер » и с 1957 года принадлежала Миноту К. Милликену, после чего оказалась в частной коллекции в Японии , откуда поступила в собрание en в Хаконе , провинция Канагава , Япония .


W446
Вокзал Сен-Лазар, вид снаружи, фр. La Gare Saint-Lazare, vue extérioure . 60 × 80 см. Частная коллекция ( Кристис , 20 июня 2018) Изображена часть вокзала, предназначенная для поездов дальнего следования, со старыми залами справа, вдоль улицы Амстердам, а на заднем плане — мост Европы.

Выставлялась в галерее «Бернхайм-Жён», с 1912 года находилась в собрании музея Фолькванг в Эссене , однако вскоре была выставлена на продажу в галерее Георга Каспари в Мюнхене и с 1924 года вновь выставлялась в галерее «Бернхайм-Жён». 8 ноября 1926 года её выкупил Поль Дюран-Рюэль и выставил на продажу в своей нью-йоркской галерее. 14 декабря 1942 года картину купил Генри Хаттлстон Роджерс из Нью-Йорка. С 1970 года принадлежала Полу Перальта-Рамосу из Нью-Мексико. Затем картина выставлялась в нью-йоркской галерее « Аквавелла », где в 1985 году была продана в коллекцию Перри и Нэнси Ли Басс. 20 июня 2018 года была выставлена на торги в аукционном доме « Кристис » и была продана за без малого 25 млн долларов США .


W447
Вокзал Сен-Лазар, вид снаружи, фр. La Gare Saint-Lazare, vue extérioure . 64 × 81 см. Частная коллекция, Франция Вид на вокзал из-под моста Европы в сторону улицы Амстердам.

В апреле 1877 года картина была показана публике на Третьей выставке импрессионистов . В марте 1878 года куплена у художника Гюставом Кайботтом . После смерти Кайботта согласно его завещанию должна была перейти в собственность государства, однако французские чиновники отказались её принимать. Долгое время оставалась в семье наследников Кайботта и впоследствии была продана некоему Шардо из Парижа , а далее оказалась в неустановленной частной коллекции во Франции .


W448
Вокзал Сен-Лазар снаружи (семафоры), фр. La Gare Saint-Lazare à l'extérioure (le signal) . 65 × 81,5 см. Музей земли Нижняя Саксония , Ганновер , Германия (инв. № PNM 941) Вид на вокзал в направлении улицы Амстердам, с левого края виден мост Европы.

В апреле 1877 года картина была показана публике на Третьей выставке импрессионистов . В марте 1878 года куплена у художника Гюставом Кайботтом. После смерти Кайботта согласно его завещанию должна была перейти в собственность государства, однако французские чиновники отказались её принимать. Долгое время оставалась в семье наследников Кайботта и впоследствии была продана некоему Шардо из Парижа. Далее выставлялась в лондонской галерее «Эгню», где была приобретена Жюлем Брауншвигом из Парижа. В 1979 году перешла в собственность музея земли Нижняя Саксония в Ганновере .


W449
Углубление перед тоннелем Батиньоль, фр. La Tranchée des Batignolles . 38 × 46 см. Коллекция de , Австрия/Германия Вид с путепровода, ведущего к улице Лежандр, на углубление к северу от туннеля Батиньоль.

Долгое время местонахождение картины не было установлено, её существование подтверждалось лишь документами, опубликованными в 1953 году . Впоследствии стало известно, что картина находится в собрании de .

Примечания

  1. Krämer, Felix. Monet and the Birth of Impressionism (exh. cat. ed.). — Munich:Prestel., 2014. — С. 193, 195–196..
  2. Dombrowski, André. Impressionism and the Standardization of Time: Claude Monet at Gare Saint-Lazare. — The Art Bulletin, 2020. — С. 91–120.
  3. , с. 209.
  4. , с. 65.
  5. , p. 125.
  6. , с. 198.
  7. . Дата обращения: 21 февраля 2022. 4 декабря 2021 года.
  8. Дата обращения: 21 февраля 2022. 26 января 2022 года.
  9. , p. 172.
  10. , с. 320.
  11. , p. 1016.
  12. , с. 98, 320.
  13. , с. 105—106.
  14. , с. 106.
  15. , с. 108.
  16. , с. 110.
  17. , с. 112.
  18. , с. 114.
  19. , p. 129.
  20. , с. 122.
  21. , с. 351.
  22. , с. 352.
  23. , с. 68.
  24. , с. 120.
  25. , с. 211—212.
  26. , p. 85—86.
  27. , с. 212.
  28. , с. 214.
  29. , p. 177—178.
  30. Дата обращения: 21 февраля 2022. 30 декабря 2021 года.
  31. , p. 178—179.
  32. Дата обращения: 21 февраля 2022. 7 ноября 2021 года.
  33. , p. 179—180.
  34. Дата обращения: 21 февраля 2022. 12 февраля 2022 года.
  35. , p. 180.
  36. Дата обращения: 21 февраля 2022. 20 марта 2022 года.
  37. Дата обращения: 21 февраля 2022. 20 марта 2022 года.
  38. , p. 180—181.
  39. Дата обращения: 21 февраля 2022. 5 ноября 2021 года.
  40. , p. 181.
  41. Дата обращения: 21 февраля 2022. 29 ноября 2021 года.
  42. Дата обращения: 21 февраля 2022. 5 ноября 2021 года.
  43. , p. 181—182.

Литература

  • Герман М. Ю. Импрессионизм: Основоположники и последователи. — СПб. : Азбука-классика, 2008. — 520 с. — ISBN 987-5-395-00053-8.
  • Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы / Пер. с франц. П. В. Мелковой; вступ. статья и общ. ред. А. Н. Изергиной, прим. А. Г. Барской (сост. Л. Вентури ). — Л. : Искусство, 1969. — 388 с.
  • Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины XIX века. — Л. : Искусство, 1981. — 320 с.
  • Ревалд Д. История импрессионизма / Пер. с англ. П. В. Мелковой; вступ. ст. и общ. ред. М. А. Бессоновой. — М. : Республика, 1994. — 415 с. — ISBN 5-250-02391-6 .
  • Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой / Пер. со швед. Ф. Шаргородской; авт. вступит. статьи Б. Зернов. — М. : Искусство, 1974. — 300 с.
  • Рейтерсверд О. Клод Моне / Пер. со швед. Ф. Шаргородской; предисл. и коммент. А. Г. Барской; ред. В. В. Фразинов. — М. : Прогресс, 1965. — 160 с.
  • Wildenstein D. Monet or de Triumph of Impressionism. — Köln: Benedict Taschen Verlag GmbH, Wildenstein Institute, 1996. — Vol. 1. — 480 p. — ISBN 3-8228-7060-9 .
  • Wildenstein D. Monet or de Triumph of Impressionism. Catalogue Raissonné. — Köln: Benedict Taschen Verlag GmbH, Wildenstein Institute, 1996. — Vol. 2: Nos: 1—968. — 1—359 p. — ISBN ISBN 3-8228-8759-5 .
  • Wildenstein D. Monet or de Triumph of Impressionism. Catalogue Raissonné. — Köln: Benedict Taschen Verlag GmbH, Wildenstein Institute, 1996. — Vol. 4: Nos: 1596—1983 et Les Grandes Décorations. — 701—1060 p. — ISBN 3-8228-8759-5 .
  • Wildenstein D. Claude Monet. Catalogue Raissonné. — Lausanne, 1991. — Vol. 5: Supplément aux peintures. Dessins. Pastels. Index. — 353 p. — ISBN 2-908063-06-9 .
Источник —

Same as Вокзал Сен-Лазар (серия картин)