Interested Article - Хевра каддиша
- 2020-12-31
- 2
Хевра кадиша ( ед. ч. хевра кадише ивр. חברה קדישא , от иуд.-арам. חברא קדישא — «святое (посвящённое) братство», мн. ч. хевре кадише ) в иудаизме — погребальное братство богоугодно-благотворительного характера . Ещё в XIX веке составляли необходимую принадлежность каждой еврейской общины .
История
Возникли повсеместно одновременно с появлением главных атрибутов оседлой общинной жизни — кладбища и постоянной синагоги . Предназначались для исполнения многообразных функций из области общественного призрения ; согласно уставу, каждое братство было обязано :
- навещать больных общины, как богатых, так и бедных, а последних лечить за счёт братства;
- ночевать у более тяжких больных;
- заведовать кладбищем, взимать при похоронах ту или другую плату за место, а бедных хоронить бесплатно;
- оказывать помощь бедным раздачей милостыни;
- предоставлять странникам временный приют и ночлег.
Членство
«Святые братства» представляли организации более или менее демократические; членами их могли быть все местные жители, пользовавшиеся правом оседлости; допускались к участию даже женщины; вступление в члены не было ограничено даже возрастом; принимались и малолетние; рабби Шнеур Залман был принят в лиозненское братство на втором году жизни; в некоторых местах мальчиков записывали в братство при обряде обрезания . Принимаемый в члены обязан был сделать известный взнос в пользу братства.
Организация
Члены братства делились на «товарищей» ( חברים , хавери́м ) и « прислужников » ( שמשים , шамаши́м ). Лишь пройдя стадию «прислужника» можно было стать полноправным «товарищем». Тяжёлые обязанности (например, хоронить покойников, быть на посылках у братства) исполняли прислужники. Обязанности малолетних прислужников должны были исполняться их родителями. Впрочем, всякий имел право нанять за себя платных исполнителей.
Члены братства подразделялись на «знамёна» ( דגלים ). Каждое «знамя» отбывало службу известную часть года.
Во главе братства стояли «распорядители» ( габаи́м ), число коих в разных братствах было различным (от 1 до 3-х). Порой к габаим избирались ещё доверенные лица ( неэмани́м ), которые были обязаны следить за правильностью поступления и расходования братских сумм. Братство избирало иногда специального «хранителя пинкоса » и назначало распорядительниц из женщин ( נשים גנאות ), которые, однако, занимали подчинённое положение. Там, где были несколько габаим они исполняли свои обязанности в известные сроки и каждый очередной габай назывался пáрнас-хóдеш (« парнас на месяц»). Габай наблюдал за исполнением братьями их обязанностей; ему непосредственно были подчинены «прислужники», беспрекословно ему повиновавшиеся; он заведовал братскими суммами (а там, где существовали неэманим , сообща с ними) и обязан был отчитываться.
Взносы
Средства братств составлялись из членских взносов — сумм, вырученных за места на кладбище, из разных других поступлений, например, сборов во время торжеств (при обряде обрезания, на свадьбах) и взносов посторонних лиц .
Церемонии
Члены хевры кадиши имеют свои особые покаянные молитвы ( слихóт ) .
Ритуальное омовение
Церемония обмывания покойника перед погребением именуется ( тóгора , тáхара ).
См. также
Примечания
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- дьяконов
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
Ссылки
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- 2020-12-31
- 2