Назад в будущее: Путешествие
- 1 year ago
- 0
- 0
Яник-Тепе — археологическое поселение куро-аракской культуры , расположенное к северо-востоку от озера Урмия (Северный Иран ), в 32 км к юго-западу от Тебриза . Поселение на территории Яник-Тепе существовало на протяжении всех трёх этапов развития куро-аракской культуры, на позднем этапе Яник-Тепе стал центром формирования одного из трёх её местных вариантов, получившего название «яникской культуры» . Подробные археологические исследования поселения провёл британский археолог в 1960—1962 годах.
Наиболее древними уровнями поселения в Яник-Тепе, раскопанными в его основном кургане, являются девять следовавших друг за другом халколитических слоев (некоторые с промежуточными фазами), характеризующихся наличием красной лощеной керамики. Их общая глубина залегания составляет около 9 метров. В нижних уровнях керамические изделия были толще и хуже обожжены, чем в верхних, что однако не противоречит общей канве развития ранней керамической традиции Яник-Тепе. Некоторые осколки раскрашенной керамики нижних слоёв датируются 5-м тысячелетием до н. э. Позднее получили распространение стандартные керамические изделия красного и желто-коричневого цвета, обнаруженные вплоть до последнего халколитического уровня (Яник-Тепе XXV). Даже если имел место некоторый перерыв между гибелью небольшого поселения в районе Яник-Тепе, ранний (халколитический) период здесь продлился довольно долго, демонстрируя строгий консерватизм в производстве .
Наиболее распространёнными формами керамических изделий этого периода в Яник-Тепе были простые открытые неглубокие сосуды и кувшины с коротким горлышком, кроме которых также производились большие мелкие блюда, чаши на ножках, кубки, горшки и тому подобные сосуды. Изредка на керамических изделиях присутствуют украшения в виде схематичного выпуклого изображения человеческого лица с кусочками обсидиана на месте глазниц, которые вставляли в глину до обжига керамического изделия. Чаще всего керамика Яник-Тепе была раскрашена в красный цвет с черными или темно-коричневыми узорами . Одним из приёмов украшения керамических изделий в Яник-Тепе этого периода было нанесение скрытых насечек на ещё влажную глину, что улучшало прилегание шликера .
В 400 метрах от главного кургана Яник-Тепе по направлению к озеру Урмия был исследован небольшой курган, где на площади 15 × 5 метров было обнаружено девять археологических фаз с общей глубиной залегания 5,5 метров. Радиоуглеродный анализ дал две даты — 5184 г. до н. э. ± 82 и 5297 г. до н. э. ± 71. Найденные здесь артефакты типологически сравнимы с находками в и Джармо , что даёт основание для отнесения их к периоду «позднего неолита » и признания данных слоёв Яник-Тепе древнейшей культурной фазой в районе северного побережья Урмии. Немногочисленные находки керамики в этих слоях несовершенны по текстуре (в глине содержится много соломы) и обжигу и к тому же ограничены в своих формах. Чаще всего это тяжелые миски и кувшины с короткими горлышками, прямыми и толстыми стенками, а также плоские блюда и ладьевидные сосуды. В нижних слоях преобладает желто-коричневая и зеленоватая окраска керамики, однако в верхних слоях встречается и раскрашенные сосуды, иногда содержащие узоры в форме шевронов . Некоторая часть красной лощёной керамики сверху покрыта известковой краской, делая эту керамику сравнимой с керамикой Тепе-Сараба (явная параллель со «шликерной краской» Роберта Брейдвуда ). Обнаруженные в Яник-Тепе каменные орудия и фигурки также сходны с орудиями Тепе-Сараба, особенно браслеты и чаша из алебастра . В Яник-Тепе найдены свидетельства развитой обработки кости, из которой здесь изготавливали украшения, шила и иголки. Архитектуру данных слоёв Яник-Тепе характеризуют добротные прямоугольные в плане дома из сырцового кирпича с полами из твердого известняка, сравнимые с домами в стоянке . Следует заметить, что столь аккуратных сооружений не обнаружено ни в Тепе-Сарабе, ни в Джармо .
По мнению Джеффри Саммерса, движение представителей Куро-аракской культуры в Иран и регион Ван , которое он интерпретирует как довольно внезапное, началось незадолго до 3000 г. до н.э. и, возможно, было вызвано «Крушением Позднего Урука », или концом Урукского периода , который закончился фазой Урук IV около 3100 г. до н. э. .
Период II куро-аракской культуры продолжался с XXVII до XXIV века до н. э. . В начале периода II поселение Яник-Тепе, покинутое в конце период I Куро-аракской культуры, вновь было заселено после долгого перерыва. Судя по всему, в первые века 3-го тысячелетия до н. э. здесь наблюдался спад оседлой жизни . Для абсолютной хронологии этого периода в Яник-Тепе существуют четыре даты, установленные радиоуглеродным анализом — 2621 г. до н. э. ± 79, 2495 г. до н. э. ± 61, 2381 г. до н. э. ± 62 и 2324 г. до н. э. ± 78. Судя по всему, второй период куро-аракской культуры пришёл в Яник-Тепе довольно скоро после его начала в Закавказье. К данному периоду в Яник-Тепе относятся 12 обнаруженных строительных фаз .
Для Яник-Тепе этого периода характерно отсутствие находок некерамических артефактов, как впрочем для большинства поселений второго периода куро-аракской культуры. Характерно также полное отсутствие гробниц на территории самого поселения — захоронения теперь производились за стенами поселения . В рассматриваемый период поселение Яник-Тепе было существенно укреплено, что говорит о наличии некой постоянной внешней угрозы для его жителей, а также свидетельствует об определённом уровне организации яникской общины. Археологами обнаружен короткий отрезок оборонительной стены, толщина которой доходила до 5 метров. Эта оборонительная стена превышала по мощности все известные оборонительные системы поселений Древнего Кавказа. В древности эта стена была разрушена во время сильного пожара, после чего её внешнюю сторону укрепили каменной кладкой, а внутреннюю сторону — кладкой из сырцового кирпича. Узкий проход со ступенчатым сводом , имевшийся в стене, был наскоро заложен, а позднее с внутренней стороны данного прохода было возведено полукруглое сторожевое помещение для охранников. Предположительно, стена была построена из камней, привезённых за несколько километров . Оборонительные стены, относящиеся к слою Яник-Тепе XVII, и полное уничтожение последующего слоя свидетельствуют о постоянной опасности нападений окружавших его кочевников. Окружённый массивными оборонительными сооружениями, Яник-Тепе приобрёл вид и значение небольшого города .
Кроме оборонительных стен, в архитектурном плане для Яник-Тепе периода II куро-аракской культуры характерны круглые в плане дома с прямоугольными крылечками со стороны входной двери, внешне напоминавшие ульи . В этих домах были стационарные очаги, обычно расположенные у дверей (вероятно, для выхода дыма наружу через дверной проём) . Всего в Яник-Тепе было раскопано 57 таких круглых домов, при этом было установленное последовательное увеличение их диаметра: дома самых ранних уровней имели диаметр около 3,5 метров и располагались на довольно большом расстоянии друг от друга, в поздних же слоях круглые дома были намного больше и имели центральные опоры для крыши. Пол в этих домах обычно делался ниже уровня двора, а дверь имела высокий порог. Вдоль внутренней стены дома обычно стояла круговая скамья, в более крупных домах также имелся ларь для хранения, от одной из стен слегка опускалась гладкая поверхность с канавкой- дренажом , по-видимому, использовавшаяся для приготовления пищи. В домах было довольно тесно и часто случались пожары, когда порыв ветра через дверь раздувал огонь в очаге. Вероятно, в результате этого воспламенялась крыша дома, строившаяся, как и в Закавказье, из прутьев. В некоторых домах кухня была отделена от остального помещения перегородкой из кольев с невысоким глинобитным фундаментом . Судя по всему, в домах было постоянно темно, на что указывает множество найденных в них керамических ламп. Раскопки в слое Яник-Тепе XVII показали, что увеличение размеров и численности круглых домов существенно затруднило сообщение между разными частями города .
Помимо жилых домов, в центре города Яник-Тепе на верхней части холма было обнаружено круглое здание, окружённое двумя высокими стенами и внутри разделённое на отдельные сектора. По общему мнению, это здание служило одним из общинных зернохранилищ .
Что касается керамики, то её в Яник-Тепе было найдено довольно много и теперь она считается лучшим образцом гончарного мастерства куро-аракской культуры. Украшения керамических изделий были в основном резными и не всегда всесторонне удовлетворительного качества, однако лучшие произведения яникских гончаров вполне могут соперничать с творениями мастеров доисторической Армении. Если в Яник-Тепе брать за критерий раздела между периодами II и III куро-аракской культуры не керамические, а архитектурные традиции, можно выделить три местные стадии или фазы периода II названной культуры. Следует заметить, что в первой стадии (Яник-Тепе XXVI—XXI), относительно мало представленной количеством найденных артефактов, резные линии украшений керамики были более тонкими и изящными, чем в последующей фазе Яник-Тепе XX—XVI, продолжавшейся намного дольше .
Период III куро-аракской культуры в среднем продолжался с XXIV до конца XXI века до н. э. , однако в Яник-Тепе он, вероятно, продлился до XIX в. до н. э. , что может свидетельствовать в пользу консервативности данного поселения . Для абсолютной хронологии этого периода в Яник-Тепе существуют всего две даты, установленные радиоуглеродным анализом — 2086 г. до н. э. ± 104 и 1816 г. до н. э. ± 63 .
Относящихся к этому периоду культурных слоёв (Яник-Тепе XIII—VII) вместе с субфазами всего девять. Слои, раскопанные на вершине кургана, говорят о том, что относящееся к ним поселение существовало в мирное время — его дома периодически ремонтировались и переделывались . Характерной архитектурной особенностью этого поселения в данный период стал неожиданный переход от круглых к прямоугольным в плане домам (слои Яник-Тепе XIII—VII). Судя по всему, переход к прямоугольным домам свидетельствует о длительном мирном периоде, когда окончательно возобладала приверженность жителей Яник-Тепе к оседлой жизни и полный отход от кочевничества. Одновременно канули в лету характерные для предыдущего периода резные украшения на керамике, имитировавшие связанную с кочевым образом жизни резьбу по дереву. В слоях этого периода раскопано главное здание Яник-Тепе, достаточно большое и располагавшее полуподвальным этажом. От периода II куро-аракской культуры в домах Яник-Тепе в неизменном виде сохранились только очаг, печь и гладкая кухонная поверхность. Одна из обнаруженных печей использовалась для выпечки хлеба довольно своеобразным способом, используемым в данном регионе до наших дней: лепёшка помещалась на разогретую на огне гальку, в результате чего она получалась с неровной поверхностью, слегка подгоревшей в тех местах, где лепёшка непосредственно соприкасалась с галькой .
Помимо исчезновения резных украшений, в изготовлении керамики появилось одно новшество — чернолощеные керамические изделия приобрели серебристый блеск, что, судя по всему, достигалось посредством применения графита . В Яник-Тепе этого периода обнаружены изделия из кости — в основном маленькие шила и буравы, костяные молотки и пряслица (кроме костяных широко использовались и каменные пряслица) .
После окончания периода III куро-аракской культуры Яник-Тепе был покинут . Джеффри Саммерс предлагает 1600 год до н. э. в качестве даты, когда куро-аракская культура прекратила своё существование как в Яник Тепе, так и в похожем поселении , а также в регионе озера Ван .
Куро-аракская культура была знакома с металлургией, однако в регионе Яник Тепе это не очень заметно. Металлических находок мало. Такая же ситуация наблюдается в регионах вокруг озер Ван и Урмия. Чистая медь не используется в этих регионах, она легируется мышьяком, а не оловом, для получения бронзы. Исходя из этого, было бы неправильным считать, что эти области играли ключевую роль в развитии металлургии. Кроме того, в Яник Тепе сохранилось крайне мало свидетельств торговли с другими культурными центрами: это касается как металлических изделий, так и любых других ценных предметов .
В Яник-Тепе обнаружен сосуд со специфическим орнаментом, состоящим из процарапанных знаков, которые можно отнести к протописьменным . высказал мнение, что данные знаки свидетельствуют о стремлении местных племён создать собственную письменность. Согласно Ч. Берни, среди местного населения Персидского нагорья в III тысячелетии до н. э. была распространена письменность, знаки которой сохранились в орнаменте местной керамики I периода раннего бронзового века , причём эта письменность не была схожа с протоэламской .