Interested Article - Тамаркина, Роза Владимировна

Ро́за Влади́мировна Тама́ркина ( 23 марта 1920 , Киев 5 августа 1950 , Москва ) — советская пианистка .

Биография

Родилась в семье киевлянина Тамаркина Владимира Марковича (Волько Мотелевича) (1882—1969) и одесситки Тамаркиной Анны Львовны (ур. Лапидус Ханны Элевны) (1883—1942) . «Ни мать, ни отец не занимались музыкой. Мама очень любила музыку, но не играла. В семье было две старших сестры . Одна сестра училась играть на рояле, а вторая на скрипке. Мой дядя, по профессии настройщик, был музыкантом пианистом-любителем. Я часто приходила к нему слушать, как играют, слушала, как занимается сестра» .

В 1925 1931 годах Роза училась в школе 1-й ступени Киевской консерватории , в классе Н. М. Гольденберг , в 1932 году принята в «Особую детскую группу» , организованную при Московской консерватории А. Б. Гольденвейзером в класс самого Гольденвейзера. Уже в 1933 году Тамаркина приняла участие в Первом всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, где получила специальную премию (по возрасту она не могла считаться полноправной участницей конкурса) , а через два года, уже будучи студенткой Гольденвейзера в консерватории, на Втором конкурсе уверенно заняла первое место. Первые грампластинки Розы Тамаркиной с её исполнениями произведений Ф. Листа (Парафраза на темы «Риголетто» и 10-я Рапсодия), выпущенные в 1935 году, были высоко отмечены музыкальной критикой. Григорий Поляновский писал: «…Но совершенно незабываемое впечатление оставляет игра четырнадцатилетней пианистки Розы Тамаркиной, ученицы профессора Гольденвейзера. Десятая рапсодия Листа в её трактовке — это одно из тех музыкальных событий, которые становятся обычными в нашей расцветающей талантами стране» .

Роза Тамаркина, Яков Зак, Витольд Мальцужинский и Лэнс Доссор. Варшава, март 1937

Триумфальным стало выступление 16-летней Тамаркиной на третьем Международном конкурсе имени Шопена , проходившем в Варшаве в феврале-марте 1937 года . Блестяще исполнив конкурсную программу, пианистка завоевала симпатии публики и жюри (в числе судей были Генрих Нейгауз , Эмиль Зауэр , Вильгельм Бакхауз ) и получила вторую премию, уступив лишь Якову Заку . «У Розы поразило именно то, что несмотря на свой юный возраст, она несомненно является совершенно сформировавшейся, совершенно сознательной пианисткой» — отмечал Генрих Нейгауз . В конкурсе участвовало ещё три пианиста одного с Розой возраста, но ни один из них не мог с ней сравниться ни по масштабам своего дарования, ни по законченности исполнения. Польская газета « Kurjer Warszawski » писала: «Исполнение Розы Тамаркиной наделено эмоциональными чертами уже сложившейся художественной индивидуальности, которая бы сделала честь не одному взрослому пианисту» .

Внешние изображения

После окончания конкурса она выступила в разных городах Польши, а по возвращении в СССР началась её концертная карьера. На выступлениях Розы Тамаркиной практически всегда бывали аншлаги. Слава, признание, творческий авторитет её неуклонно растут. Вскоре по возвращении из Варшавы её награждают — «за исключительные успехи в области музыкального искусства» — орденом «Знак Почёта» . Студентку, не достигшую ещё двадцатилетнего возраста, в 1939 году избирают депутатом Моссовета . В 1940 году она с отличием заканчивает консерваторию и поступает в аспирантуру сначала к Гольденвейзеру, а в 1943 году переходит в класс Константина Игумнова . Во время войны , находясь в эвакуации вместе с коллективом консерватории, Тамаркина продолжает выступать, в мае 1942 года играет концерт в Москве .

Во второй половине 1940-х Тамаркина преподавала в консерватории (в качестве ассистентки Константина Игумнова и Льва Оборина ), не прекращая концертных выступлений , однако неизлечимая тогда болезнь ( лимфогранулематоз ), первые признаки которой начали появляться ещё в начале 1940-х, привела к её скорой смерти. Последний концерт пианистки состоялся в феврале 1950 года .

В 1940 1944 годах была замужем за пианистом Э. Гилельсом .

Похоронена на 8-м участке Введенского кладбища .

Творчество

Тамаркина считалась одной из лучших исполнительниц своего времени. Гольденвейзер говорил о ней:

В игре Тамаркиной гармонично сочетались естественность и простота замысла, безукоризненная техническая отделка, безупречный вкус и то свойство, которым обладают только особенно одарённые натуры: способность одинаково неотразимо воздействовать на широкого слушателя и на слушателя высококвалифицированного .

Роза Тамаркина после исполнения Второго концерта Рахманинова в Большом зале Ленинградской филармонии. 1948 г.

Роза Тамаркина была представительница лирико-романтической струи в музыкальном искусстве — а концертанты такого плана пользуются обычно особыми симпатиями публики. Художники-романтики среди исполнителей встречаются сравнительно нечасто. Их «золотая пора» пришлась на вторую половину XIX — начало XX столетия; даже в 1930-е годы, когда взошла и засверкала звезда Тамаркиной, появление их на концертной сцене было скорее исключением, нежели правилом. Всё настойчивее утверждается в это время тип художника-интеллектуала, всё больше становится мастеров, расчётливых и техничных в своих действиях. Всё чаще доводится встречаться в филармонических залах с безукоризненно выстроенными звуковыми конструкциями , с гладко отшлифованными музыкальными «изделиями»; всё заметнее делается примат «рацио» в исполнительском творчестве. Не исключено, что именно поэтому, в силу обратной слушательской реакции, искусство Розы Тамаркиной (как и её современника Якова Флиера ) пользовалось таким горячим признанием. Людей подкупала непосредственность и полнота чувств, которые всегда отличали её игру, увлекала присущая артистке окрылённость, приподнятость тона, очаровывала живая эмоциональность её исполнения .

Вместе с тем Тамаркина отнюдь не склонна была игнорировать и хорошую организацию игры. Всё в её искусстве было чётко упорядочено, отлажено и сбалансировано. Конечно, имело значение и то, что она была воспитанницей Гольденвейзера — музыканта, не устававшего прививать своим ученикам уважение к классически строгим и ясным звуковым формам. Но не только в этом дело. Самой Тамаркиной как художнику была присуща изначально некая внутренняя гармония; об этом вспоминают едва ли не все, кто наблюдал её с близкой дистанции. Любые диспропорции или преувеличения шокировали её музыкальное чувство. И этого, естественно, нельзя было не ощутить в её исполнительском творчестве. Её яркий природный темперамент редко выплескивался за рамки вкуса и художественной меры, что отмечалось большинством критиков .

Награды

Дискография

  • 1952 — 8", 78Д—00919-20
  1. Ф. Лист — Сонет Петрарки № 104
  2. Ф. Шопен Скерцо № 3 до диез минор, соч. 39
  1. Ф. Шопен — Фантазия фа минор, соч. 49
  2. Р. Шуман — Три фантастических отрывка, соч. 111
  3. Ф. Шуберт Экспромт ми бемоль мажор, соч. 90 № 2
  4. Ф. Шуберт Экспромт соль бемоль мажор, соч. 90 № 3
  5. Ф. Лист — Сонет Петрарки № 104
  6. Ф. Шопен Скерцо № 3 до диез минор, соч. 39
  • 2006 — 3 CD (реставрация )
    • CD1 (VVCD-00092)
  1. С. Рахманинов — 2-й концерт для фортепиано с оркестром. С Государственным симфоническим оркестром п/у Н. Аносова . Запись из Большого зала Московской консерватории 26 мая 1948 г.
  2. С. Танеев — Квинтет соль-минор, соч.30. С квартетом Большого театра ( И. Жук , Б. Вельтман, М. Гурвич , И. Буравский ), запись 1946 г.
    • CD2 (VVCD-00095):
  1. Ф. Шуберт — Экспромт ми бемоль мажор, соч.90. Запись 1946 г.
  2. Ф. Шуберт — Экспромт соль бемоль мажор, соч.90. Запись 1946 г.
  3. Ф. Шуберт , Ф. Лист — «Мельник и ручей» ( нем. Der Müller und der Bach ). Запись по трансляции из Большого зала Московской консерватории, 24 апреля 1948 г.
  4. Ф. Шуберт , Ф. Лист — «Оцепенение» ( нем. Erstarrung ). Запись по трансляции из Большого зала Московской консерватории, 24 апреля 1948 г.
  5. Ф. Лист — Парафраза на темы «Риголетто». Запись 1947 г.
  6. Ф. Лист — Венгерская рапсодия № 10. Запись 1948 г.
  7. Ф. Лист — Сонет Петрарки № 104. Запись 1948 г
  8. И. Брамс — Квинтет фа минор, op.34. С квартетом Большого театра (И. Жук, Б. Вельтман, М. Гурвич, И. Буравский), запись 1947 г.
    • CD3 (VVCD-00101):
  1. С. Рахманинов — Прелюдия ми минор, соч.1889 г. Запись 1947-48 гг.
  2. С. Рахманинов — Прелюдия фа мажор, соч.1891 г. Запись 1947-48 гг.
  3. С. Рахманинов Гавот ми бемоль мажор, соч.1889 г. Запись 1947-48 гг.
  4. С. Рахманинов — Прелюдия до минор, соч. 23, № 7. Запись 1947-48 гг.
  5. Ф. Шопен Скерцо № 3. Запись 1947-48 гг.
  6. Ф. Шопен — Фантазия фа-минор, соч.49. Запись 1947-48 гг.
  7. Ф. Шопен — Полонез-фантазия ля бемоль мажор, соч.61. Запись 1947-48 гг.
  8. Р. Шуман — Три фантастических отрывка. Запись 1947-48 гг.
    1. № 1 до минор
    2. № 2 ля бемоль мажор
    3. № 3 до минор
  9. Ц. Франк — Соната для скрипки и фортепиано до мажор. Скрипка — М. Козолупова , запись 1947-48 гг.

Примечания

  1. , с. 81,94,95.
  2. Мария Владимировна Тамаркина (1912—1991) и Сарра Владимировна Тамаркина (1914—1993).
  3. Из беседы А. В. Вицинского с Р. В. Тамаркиной 15 июня 1946 г.
  4. , с. 133.
  5. , с. 4.
  6. , с. 45.
  7. , с. 74.
  8. Дата обращения: 25 августа 2018. 25 августа 2018 года.
  9. , с. 23.
  10. , с. 58—59.
  11. , с. 10.
  12. , с. 16.
  13. , с. 205.
  14. , с. 18,29—30.
  15. , с. 209—217.
  16. , с. 218.
  17. , с. 72,91—93.
  18. . Дата обращения: 10 августа 2011. 20 сентября 2011 года.
  19. Цит. по: , Современные пианисты / 2-е изд., испр. и доп. — М.: Советский композитор, 1990.
  20. , с. 12.
  21. , с. 13.

Литература

  • Зак Я. И. О Розе Тамаркиной. ― « Советская музыка », № 10 за 1950.
  • Воспоминания о Розе Тамаркиной / Я. И. Мильштейн (сост.). — М. : Советский композитор, 1989. — 120 с.
  • О. Л. Черников. Королева чарующих звуков // Музыка и время, № 1, 2002.
  • А. В. Вицинский. Беседы с пианистами: Яков Флиер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Владимир Софроницкий, Нина Емельянова, Абрам Шацкес, Исаак Михновский, Григорий Гинзбург, Роза Тамаркина [и др.]. М.: Классика-XXI, 2007.
  • Стивен Вайглер. Смутный объект желания // International Piano, Великобритания, 7-8/2007.
  • Роза Тамаркина. Материалы творческого пути, воспоминания, документы / Тавьева Е. А. (сост.). — М. , 2010. — 280 с.
  • О. Л. Черников . Рояль и голоса великих. Серия: Музыкальная библиотека. Издательство: Феникс, 2011. — 224 стр. ISBN 978-5-222-17864-5

Ссылки

Источник —

Same as Тамаркина, Роза Владимировна