Евпраксия Псковская
- 1 year ago
- 0
- 0
Евпракси́я Рязанская (? — 1237 год) — византийская принцесса , жена Фёдора Юрьевича , князя Рязанского.
История Евпраксии Рязанской является частью мифологической истории об иконе Николы Заразского. Согласно «Повести о Николе Заразском, в 1225 г. в городе Корсунь (Херсонес) священнику Евстафию, служившему при иконе Николы Чудотворца явилось видение. Во сне Николай Чудотворец просил взять его образ и перенести на Рязанскую землю, ибо «Там хочу пребывать, и чудеса творить, и место то прославить. Пробудившись от этого видения Евстафий взмолился, он не знал где находится Рязанская земля и как туда добраться. На третью ночь Никола вновь является Евстафию и повелевает немедленно идти на восток до Рязанской земли. После болезни Евстафий, раскаявшись припал к чудотворному образу и обещал, что исполнит его волю и тотчас же отправился в путь.
В это время чудотворец Никола явился и князю Федору Юрьевичу Рязанскому, возвестил ему о скором прибытии иконы: «Князь, иди встречать чудотворный образ мой Корсунский. Ибо хочу здесь пребывать и чудеса творить»… Очнувшись от видения, Федор Юрьевич отправился в указанное место и увидел издалека свет от образа чудотворного и припал к нему. С того времени, согласно преданию, образ Николы Чудотворца творил многие чудеса. Никола Заразский пророчил Фёдору и его семье мученическую смерть за веру и Царство Небесное. Одновременно с иконой в Рязанскую землю была доставлена библиотека, а затем приехала и невеста Федора «греческая царевна» Евпраксия.
»Повесть о разорении Рязани Батыем» - это продолжение «Повести о Николе Заразском». Во время монголо-татарского нашествия хан Батый , наслышанный о её красоте, пожелал, чтобы её привели к нему. Князь Фёдор отказался привести жену в Орду, за что и был убит по приказу Батыя. Узнав об участи своего мужа (по другим данным — после захвата крепости Батыем, чтобы не остаться на поругание), Евпраксия вместе с маленьким ребёнком Иваном Постником наложила на себя руки , бросившись с крыши княжеского терема (по другим данным — с колокольни храма Святого Николая) . Так исполнилось пророчество Николы Заразского.
Княгиня Евпраксия вместе с сыном и мужем почитается Русской православной церковью как мученица , память совершается в Соборе Рязанских святых
Однако достоверность этих сведений вызывает сомнения. Евпраксия не могла быть византийской принцессой: с 1204 по 1261 гг. существовала Никейская, а не Византийская империя. У императора Федора Ласкариса (1208—1222) не было дочери (порфирогениты) с именем Евпраксия. Не существует и документов о браке никейской порфирогениты с сыном Рязанского князя. Источник о ее жизни «Повести о Николе Заразском» носит литературный характер и насыщен мифологическими подробностями . По семантике текста «Повесть о разорении Рязани Батыем» продолжение «Повести о Николе Заразском», исполнение пророчеств святого Николая.