Народы Бутана
- 1 year ago
- 0
- 0
Дом Бутана — поместье, расположенное в восточнобенгальском городе Калимпонге , игравшее де-факто роль бутанского представительства за его пределами. Само поместье принадлежит второй по влиятельности (после королевской ) бутанской семье Дорджи . Дом представляет собой традиционную крепость ( дзонг ) и в период консолидации государства был административным центром всего западного Бутана, который после в 1865 года перешёл к Британии . Бутанский дом является символом бутанско-индийских отношений .
В Доме Бутана проживает королева-мать Аши Кесанг Чоден Вангчук , бабушка нынешнего короля страны Джигме Кхесар Намгьял Вангчука .
Дом Бутана находится на выезде из Калимпонга , между 10-м и 12-м километрами дороги Риши ( англ. Rishi Road ) . Поместье окружено забором и имеет собственную подъездную аллею. Рядом с собственно домом находится небольшая ступа , в которой хранится пепел королевы Аи Тхубтен Вангмо ( англ. Ayi Thubten Wangmo ) и белый чхортен в память о . От Дома открывается вид на глубокую долину, по которой течёт .
Интерьер выполнен из тёмного дерева. На первом этаже находится гостиная и столовая, на втором — спальни и комната с алтарём. Комната Рани Чуни сохранена в неизменном состоянии, с резными столиками «чходем», книгами и прочим антуражем .
Всего в Доме двенадцать комнат, считая длинные просторные передние. Находящаяся отдельно двухэтажная кухня соединена с основным зданием небольшим мостиком . Рядом расположен храм «лхаканг» .
Земли, на которых сейчас стоит Дом Бутана, перешли Британской Индии в 1865 году после Англо-бутанской войны по условиям Синчилаского мирного договора. Их включили округ Дарджилинг в 1916 году и приписали к горной станции .
В 1910 году сиккимский чиновник и тибетолог сэр Чарльз Альфред Белл подписал Пунакхский договор , по которому Британии отходили земли в пригороде столицы и горная станция между Чукхой и Тхимпху , а Бутану — часть Калимпонга и удвоенные субсидии от Британии . Согласно одной из версий, Дом Бутана был построен семьёй Дорджи для приёма 13-го Далай-ламы . Чоли Йеши Нгодуб освятил это место по возвращении из паломничества в Бодх-Гая .
Влиятельная семья Дорджи возвысилась благодаря связям с семьёй Вангчук . Кази Дорджи посоветовал будущему Первому королю быть посредником между британцами и Тибетом , он же ответственен за появление в Бутане большого количества непальцев . В первые годы после получения семьёй власти Дорджи часто работали на должности гонгзим ( главный министр , высший государственный пост) , а Дом Бутана был их официальной резиденцией.
Кази Угьен Дорджи стал контролировать прибыльные торговые пути, идущие через Калимпонг, и к 1898 году стал торговым агентом и посредником между Тибетом и Британской империей. Конюшня Бутанского дома сыграла важную роль в развитии коммерции Калимпонга .
Раджа Сонам Тобгай Дорджи занимал пост торгового агента в правительстве, однако фактически выполнял обязанности премьер-министра, министра иностранных дел и посла в Индии. В результате его деятельности семья Дорджи стала влиятельнее королевской семьи . Сам он женился на принцессе Сиккима Рани Чуни Вангмо и стал отцом Джигме Палдена Дорджи , будущего премьер-министра страны. Другой сын Рани Чуни и Сонам Тобгая, Угьен, стал ламой .
Бутанский дом был местом жительства Сонама Тобгая Дорджи, здесь он и умер в сентябре 1953 года . Его смерть сочли знаком проклятия, наложенного на семью .
Спустя два поколения Аши Кесанг Чоден Вангчук , сестра Джигме Палдена Дорджи , вышла замуж за третьего короля Бутана , связав семьи так сильно, что другие бутанские фамилии выразили недовольство . Общество разделилось на сторонников модернизации и сторонников монархии .
Из-за влияния семьи Дорджи и хорошего знания её членами английского языка, Бутанский дом был единственной точкой связи между бутанским правительством и остальным миром . Рабочие и личные контакты Тобгая с Индией помогли Бутану модернизироваться и развиваться после предоставления Индии независимости .
Бутанский дом выполнял роль места для встреч бутанцев, сиккимцев и индийцев . Там проводили роскошные приёмы на тибетский Новый год и цамы .
В поместье находилась радиостанция, передачи из которой транслируются в Бутане .
Калимпонг оставался важным центром торговли, там жило множество тибетцев, и Бутанский дом стал знаменит среди них в связи с Далай-ламой.
В 1912 году 13-й Далай-лама, Тхуптэн Гьяцо , провёл в Бутанском доме три месяца, пока гостил у Раджи Кази Угьена Дорджи и его сестры Аи Тхубтэн Вонгмо. Он благословил дом, назвав его «Мигьюр Нгона Пходранг» и подарил семье множество освящённых статуэток и других религиозных и светских предметов. После возвращения в Тибет Далай-лама подарил Бутанскому дому огромную бронзовую статую себя самого для храма-лхакханга. В ответ Дорджи выслали Далай-ламе серебро для создания статуи тысячерукого Авалокитешвары в Лхасе. Когда Угьен умер, Далай-лама отправил в Бутанский дом «кашог» (указ), написанный на жёлтом шёлке и запечатанный большой личной печатью; там содержалась благодарность за гостеприимство, оказанное ему в Доме и за помощь семьи Дорджи тибетцам . Из-за этого Бутанский дом известен среди тибетцев как «Мигьюр Нгона Пходранг» .
В 1957 году 14-й Далай-лама провёл в Бутанском доме неделю, в течение которой встретился с премьер-министром Джавахарлалом Неру .