Тоса-никки
- 1 year ago
- 0
- 0
Школа Тоса ( яп. 土佐派 тоса ха ) — одна из старейших школ японской живописи. Существовала с начала XV до конца XIX века. Характерна подчёркнутой декоративностью, чистотой линий и филигранной детализацией живописной поверхности, красочным богатством и техническим совершенством. Расцвет школы приходится на годы жизни (1434—1525). Тогда представители школы Тоса в наибольшей степени пользовались покровительством сёгуната и императорского двора.
Школа Тоса сформировалась в начале периода Муромати (XIV—XV вв.), и просуществовала все годы Эдо , вплоть до эпохи Мэйдзи . Развивалась в русле традиций ямато-э , используя методы, идущие от древнего японского искусства. Сюжеты живописи часто имели повествовательную канву, и были основаны на известных японских литературных и исторических текстах ( Гэндзи моногатари , Записки от скуки и др.)
Самые ранние документальные свидетельства о художнике, использующим имя Тоса датируются началом XV века с художником Фудзиварой Юкисиро ( яп. 藤原行広 , акт. 1406—1434) , который был также известен как Тоса Согэн, в связи с занимаемой им должностью губернатора в провинции Тоса . Он был сыном художника Фудзивары Юкимицу ( яп. 藤原 行光 , 1352—1389) .
Фудзивара Юкимицу считается родоначальником этой живописной школы, которая при нём ещё не называлась школой Тоса. Позднее Тоса Мицунобу ( яп. 土佐 光信 , 1434—1525) основал школу официально. Он работал в эпоху сёгуната Муромати . Мицунобу занимал должность главного придворного художника ( яп. 絵所預 эдокоро адзукари ) , специализируясь на сюжетах, написанных в стиле ямато-э. Известны его иллюстрации к классическому повествованию Повесть о Гэндзи и росписи ширм .
В период Момояма (1568—1603) Тоса Мицукити перенес школу в портовый город Сакаи . А в период Эдо наследник Мицукити, Тоса Мицунори, и его сын, Тоса Мицуоки, возвратились в Киото .
Возрождение школы связано с именем Тосы Мицуоки (1617—1691). Он прославился изысканными росписями ширм, в создании которых принимал участие его сын Мицунори (1646—1710). Мицуоки был назначен главой , мастерской при императорском дворце, выполнявшей живописные и декорационные работы по заказу аристократических семей. Пост главного художника (эдокоро-адзукари) на протяжении всего периода Эдо последовательно занимали представители школы Тоса .
Художники школы Тоса сторонились влияния китайского искусства до XVII века, что отличало эту школу от китаизированной школы Кано . Позднее, когда диапазон мотивов и жанров расширился, различия между школой Тоса и другими школами стали не столь заметными. В последующие годы в число заказов школы включалась портретная живопись и связанный с китайскими традициями жанр цветы и птицы .