Товия
- 1 year ago
- 0
- 0
Прощание Товия с отцом — картина французского художника Адольфа Вильяма Бугро из собрания Государственного Эрмитажа , единственная картина Бугро в музеях России .
Картина иллюстрирует ветхозаветный сюжет, описанный в Книге Товита (5: 9—18). Изображена сцена отправления Товия , сына Товита , для взыскания долга с Гаваила, сына Гавриева, в Рагах Мижийских: слепой Товит держит левую руку в благословляющем жесте над головой склонившегося перед ним Товия. Слева за ними стоит спутник Товия архангел Рафаил , прикинувшийся человеком по имени Азария. Справа плачет мать Товия Анна. Справа внизу имеется подпись художника и дата: W. Bouguereau 1860 .
Как следует из подписи, картина была написана в 1860 году и сразу же куплена Н. А. Кушелевым-Безбородко , а уже в следующем году она под названием «Товит, благословляющий сына» была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Картины и редкие произведения художеств, принадлежащие членам императорского дома и частным лицам Петербурга» . После смерти владельца картина, как и все произведения из собрания Кушелева-Безбородко, по завещанию была передана в Музей Академии художеств и вошла там в состав особой Кушелевской галереи ; в галерейном каталоге 1868 года она числилась под названием «Отправление в путь сына Товии» ; в 1922 году была передана в Государственный Эрмитаж . Выставляется в здании Главного штаба в залах, посвящённых Парижскому салону.
Известен полностью проработанный подготовительный рисунок углём на картоне, имеющий точно такие же размеры, как и готовая картина; этот рисунок выставлялся в Монреальском музее изящных искусств и находится в частной коллекции. Также там выставлялся отдельный рисунок Товия, где поза персонажа и складки его одежды также соответствуют эрмитажной картине .
Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич , описывая картину, отмечал:
В рельефоподобном «Прощании Товия…» всё подчинено предельно безличному подходу. За каждой складкой одежд стоит дотошное изучение искусства Античности и Возрождения , всё выверено и надёжно дистанцируется от зрителя каким-то холодновато-величавым византизмом. Таков академизм в «химически чистом» виде, категория отточенного, но безжизненного мастерства .
Ранее, в 1856 году, Бугро написал картину «Возвращение Товия». Все персонажи, задействованные в ней, повторены в эрмитажной картине. Эта работа была выставлена в Парижском салоне 1857 года; в настоящее время хранится в Музее изящных искусств Дижона .