Interested Article - Дача великого князя Бориса Владимировича

Дача великого князя Бориса Владимировича — усадьба конца XIX века великого князя Бориса Владимировича ; первый архитектурный памятник в стиле модерн в Санкт-Петербурге . Представляет собой комплекс зданий, в котором, в противовес господствовавшей в то время эклектике , воплотились новые принципы организации архитектурного объекта.

Усадьба построена в 1896—1897 годах лондонской фирмой «Мэйпл» под руководством архитекторов Шернборна и Скотта. В усадебный ансамбль входили следующие здания: главный (жилой) дом, каретник, конюшни, а также не сохранившийся чайный домик для близких друзей. Ещё одна часть комплекса — запасной дом со службами — была построена в 1899 году по проекту А. фон Гогена . Дача расположена по адресу: город Пушкин ( Санкт-Петербург ), Московское шоссе , 11; в настоящее время принадлежит Всероссийскому институту растениеводства имени Н. И. Вавилова .

Новый архитектурный стиль

Новый архитектурный стиль в Великобритании складывался под влиянием движения « Искусства и ремёсла », чьи участники опирались на исторически сложившиеся каноны и черпали вдохновение у мастеров средневековья . Именно из этой эпохи были перенесены и традиции возведения частных домов . Квинтэссенцией представления о том, каким должен быть настоящий дом-коттедж, стал знаменитый Красный дом , построенный для своей семьи Уильямом Моррисом по проекту Филиппа Уэбба (1859). Этот коттедж дал начало новому направлению в воспроизведении готических образцов, столь популярному в XIX веке, — в русле средневековой утилитарности, обращения к человеку, понимания его потребности в удобстве и уюте жилища. Моррис, увлечённый Средневековьем, в том числе архитектурой и прикладным искусством, не был простым копиистом. Он творчески переосмысливал искусство прошлого, опираясь на его «внутреннюю логику». Его целью стало внедрение красоты прошлого в современную жизнь . Теории Морриса оказали значительное воздействие на архитекторов рубежа столетий: Уэбба, Нормана Шоу , Чарлза Войси , Бейли Скотта , которые, в свою очередь, содействовали эволюции архитектуры и дизайна как в Европе , так и в Северной Америке .

Мода на готику зародилась в России ещё в первой трети XIX века под влиянием литературы (романы В. Скотта и Э. Булвер-Литтона ), а позднее укрепилась, когда императорская семья стала более тесно через браки связана с британским королевским домом . Первым зданием, построенным в России в «готическом стиле», стал Коттедж — царская резиденция в Александрии ( Петергоф , 1826—1829). Идея коттеджа как дома загородной усадьбы, наиболее отвечавшего потребностям его обитателей, с его простотой и цельностью, скромным и стильным декором, встроенностью в окружающую среду, нашла в России поддержку даже у самых горячих поклонников русской архитектуры. Так, В. Стасов писал: «То, что зовётся „комфортом“ в жизни, создано по преимуществу англичанином и уже только от него стало понемногу (и очень поздно) переходить к остальным людям в Европе <…> Чего требует жизнь и её разумный „комфорт“, то и даёт английский коттедж и вилла» .

История

Николай II и великий князь Владимир Александрович с женами
Николай II (справа) и великий князь Владимир Александрович с жёнами. Фотография 1898 года

Усадебный комплекс, включающий главный дом, службы и сад, расположен на восточном берегу , этот участок земли в Отдельном парке находился во владении великого князя Владимира Александровича (1847—1909). Дача была подарком его сыну Борису на двадцатилетие, возможно (существует такое предание) , от его крёстной королевы Виктории . Строительство началось в 1896 году. По мнению М. В. Нащокиной , основанному на результатах осмотра здания, все строительные материалы для него, а также исполнители работ были привезены из Англии . Весной 1897 года русские архитекторы осмотрели дачу, о чём сообщалось на собрании Петербургского общества архитекторов . Было отмечено, что многое в этом доме «по приёмам своим ново и несогласно с приёмами русских строителей» .

Имена архитекторов, строивших усадьбу в 1896—1897 годах, назвал А. фон Гоген в декабре 1898 года. Кроме фамилий о них ничего не известно — документы по строительству главного дома показывают, что строила его английская фирма, но имена архитекторов в них отсутствуют. Как указывает Б. Кириков, оба архитектора работали для царской семьи. Шернборн (или Шербон) с фирмой «Мэйпл» занимался оформлением интерьеров Александровского дворца . Скотт также был архитектором этой фирмы, позднее (1898—1899) под его руководством декорировались личные комнаты во великого князя Павла Александровича в Петербурге . В то же время М. Нащокина предполагает, что во время строительства использовались работы английского гравёра, автора «Истории английской средневековой архитектуры» в трёх томах, . Архитектор же великокняжеской дачи Скотт — это, по мнению Нащокиной, был не кто иной, как сам Макей Хью Бейли Скотт , работавший с 1897 года в Дармштадте для некоторых коронованных особ и известный в России. При этом Нащокина отмечает, что Скотту совсем необязательно было находиться на месте строительства. Возможно, работы велись по эскизам, которые он делал и присылал в Россию .

Описание

Крыльцо главного дома

Усадебный комплекс состоит из главного дома-дворца, конюшенного корпуса (они были возведены одновременно в 1896—1897 годах) и запасного дома, построенного по проекту А. фон Гогена в 1899 году .

Главный дом стоит в специально разбитом парке, где высажены кустарники , хвойные и лиственные деревья , есть фонтан , облицованный мрамором, цветник , дорожки разнообразной конфигурации. К подъезду главного дома от Колонистского пруда идёт аллея из туй . Именно с усадьбы великого князя туя распространилась по близлежащей территории Отдельного парка . В саду были высажены липа , клён , вяз , сосна и лиственница . При планировке территории была предусмотрена защита усадьбы со всех сторон от ветра . Со стороны Московского шоссе на берегу пруда сохранился усадебный каменный причал . Участок обнесён оградой с двумя воротами. Аллеи, которые направлены к главным фасадам, берут своё начало у ограды, а завершались деревом, посаженным по оси аллеи. Одно из двух деревьев — лиственница, сохранилось до наших дней. Въезды: один со стороны Московского шоссе, второй — Луговой и Дубовой аллей идут по дорожкам, расположенным по диагоналям .

В плане дом имеет Г-образную форму, служебный и парадный корпуса соединяются переходом. В нижнем этаже — открытая кирпичная кладка на известковом растворе, очень качественно исполненная. Швы кладки расшиты цементной обмазкой . На втором этаже фасад оштукатурен внабрызг, цоколь сложен из известняка . Средняя ось фасада несколько заглублена. Стены завершаются фахверковыми щипцами прихотливого рисунка и различной формы: треугольной и трапецивидной . Черепичная кровля многоскатная. На первый план выступает сочетание разных объёмов в целом, вся композиция построена с учётом того, что здание может рассматриваться наблюдателем с разных позиций. Оно напоминает об архитектуре Тюдоровской эпохи , синтезировавшей нормандские и англосаксонские традиции . Возможно, как считает Б. Кириков, Шернборн и Скотт вдохновлялись постройками с «декоративным фахверком» архитектора Н. Шоу, а также работами знаменитого современника — мастера модерна М. Х. Бейли Скотта. В проектах последнего ритмический строй сооружения также образуется сменой щипцов разнообразной формы, выступами из плоскости фасада трёхгранных фонариков ; разнообразен фахверковый рисунок, где прямолинейные элементы сочетаются с криволинейными; поверхности открытой кирпичной кладки сменяются декоративной штукатуркой. Как и у Бейли Скотта, фасады дачи прорезаны широкими лежачими окнами. Эти широкие окна без наличников чередуются с узкими, оконные проёмы сдвинуты относительно осей симметрии, что связано с внутренней планировкой здания, это дополнительно оживляет фасады. В верхней части окна мелко расстеклованы, в то же время они практически лишены декора. Деревянные колонки крылец украшены резьбой. Холл главного дома, как и у традиционного английского особняка, двухъярусный, с большим витражом . Являясь центром всего пространства, он объединяет все помещения дома .

Конюшенный корпус

Элементы сооружения объединены в систему крупными, чётко акцентированными объёмами, гладкими фасадными плоскостями, ясно читающимся общим силуэтом. Структурные закономерности построения здания раскрываются сопоставлением цвета и фактуры, чётким графическим рисунком фахверка, при этом делается упор на особенности, как эстетические, так и конструктивные, свойственные каждому из материалов. В целом и частностях здание явилось новинкой для архитектуры Санкт-Петербурга, в то время как в Великобритании подобные дома были привычным явлением .

В холле берёт своё начало лестница, ведущая на балкон второго этажа, коридоры отсутствуют. Оригинальные интерьеры сохранились частично: до нашего времени дошли деревянные панели обшивки, колонки и плафоны , декорированные резьбой, камины из мрамора , обои с тиснением, , полотна входных дверей, дверные ручки из бронзы . Дом оснащён системой водяного отопления, что в то время было новаторством. Как отмечает М. Нащокина, в 2009 году батареи отопления , несмотря на свой солидный возраст (прошло более века с постройки усадьбы), всё ещё работали .

Конюшенный корпус повторяет формы главного дома в более простом варианте. Кирпичная кладка, как и в главном корпусе, выполнена очень ровно . Здесь появляется небольшая башенка с часами, венчающая здание, что снова отсылает к работам Бейли Скотта. Не сохранились наружная лестница и балкон из дерева, щипец , черепичное покрытие кровли .

В 1899 году по проекту А. фон Гогена был построен запасной дом. Здесь повторяются приёмы первых построек усадебного комплекса: снова использованы фахверк, щипцы, завершающие фасадные стены, черепица, стены, выполненные из красного кирпича, окна, вытянутые в ширину. Но у фон Гогена здание имеет более сложную объёмно-пространственную конструкцию, добавлена круглая башенка, в которой спрятана лестница. Фасад изначально прорезался аркой в форме подковы, позднее она была заложена кирпичом. Восточная часть запасного дома была отведена под экипажное хозяйство, в западной размещались гараж и шофёрская квартира. Во втором этаже были жилые комнаты. Несмотря на то, что запасной дом имел практическое назначение, он выглядит более элегантно, чем главный коттедж .

Влияние

Дача послужила образцом для загородных построек в так называемом «англосаксонском стиле», благодаря ей зародилось неоромантическое направление петербургской архитектуры модерна. При этом цели создать сооружение, которое бы начало новое направление в петербургской архитектуре, заказчик, видимо, не ставил. Здания усадьбы строились с таким расчётом, чтобы обеспечить максимальное удобство его обитателям, тот комфорт, который присущ «настоящему английскому коттеджу» . Но именно вследствие её появления окрестности Петербурга стали застраиваться домами подобного типа, в их числе: ( Павловск ), проекты С. А. Данини ( , Императорский гараж , особняк графа В. В. Гудовича — все в Царском Селе), (А. фон Гоген и В. И. Шене , Царское Село). Известно, что по желанию императрицы Александры Фёдоровны постройки в Царском Селе отныне выдерживались в этом стиле .

После Октябрьской революции 1917 года

В 1918 году Борис Владимирович эмигрировал. Его дача в Царском Селе перешла Наркомпросу , и в ней жил до своего переезда в Москву А. В. Луначарский . С 1922 года строения дачи занимает Всесоюзный институт растениеводства имени Н. И. Вавилова .

На территории дачи Бориса Владимировича снимались многие художественные фильмы, в том числе: некоторые серии « Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона », « Женщина в белом » и другие .

Комментарии

  1. Здесь М. Нащокина высказывает сомнение, что Виктория была крёстной Бориса Владимировича, поскольку принадлежала к другому вероисповеданию .

Примечания

  1. , с. 13.
  2. Мосин И. Г. Мировое искусство. Прерафаэлизм: [история движения в биографиях художников : 42 биографии, более 800 иллюстраций: иллюстрированная энциклопедия]. — Спб, М.: ООО «СЗКЭО „Кристалл“». — 2006. — С. 97, 99.
  3. , с. 389, 392—393.
  4. , с. 395.
  5. Стасов В. В. Искусство в XIX веке // Приложение к журналу «Нива». — 1901. — С. 217.
  6. , с. 393.
  7. , с. 395—396.
  8. , с. 399.
  9. , с. 396, 399.
  10. , с. 14.
  11. , с. 396.
  12. , с. 14—15.
  13. , с. 396—397.
  14. , с. 15—17.
  15. , с. 126.
  16. , с. 124.
  17. , с. 126.
  18. , с. 126—127.
  19. , с. 389.
  20. , с. 398.
  21. , с. 16—17.
  22. , с. 17.
  23. , с. 18.
  24. , с. 18, 21.
  25. Горелов А. Царское Село – город Пушкин. Краткий путеводитель по городу. — 2018.

Литература

  • Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — СПб. : «Журнал „Нева“», 2003. — С. 13—21. — 512 с. — ISBN 5-87516-154-X .
  • Ласточкин С. Я., Рубежанский Ю. Ф. Царское Село — резиденция российских монархов: Архитектурный и военно-исторический очерк. — СПб. , 2005.
  • Нащокина М. В. К атрибуции «первого памятника петербургского модерна» // Архитектурное наследство : журнал. — 2009. — Вып. 50 . — С. 389—399 .
  • Семенова Г. В. Отдельный парк // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга. Вып. 4. — 1997.
Источник —

Same as Дача великого князя Бориса Владимировича