Interested Article - Пуэнте, Тито

Ти́то Пуэ́нте-ста́рший ( исп. Tito Puente, Sr. , настоящее имя: Эрнесто Антонио Пуэнте-младший ( исп. Ernesto Antonio Puente, Jr. ), 20 апреля 1923 , Гарлем , Нью-Йорк , США 31 мая 2000 , Нью-Йорк , США ) — американский музыкант ( тимбалеро , вибрафонист , перкуссионист ) и композитор , один из самых известных деятелей латиноамериканской музыки стилей мамбо , сальса и латин-джаз . По происхождению — пуэрториканец . За своё мастерство и вклад в развитие латин-джаза получил прозвища «Король тимбала» ( исп. El Rey del timbal ) и «Король латиноамериканской музыки» ( исп. El Rey de la música latina ).

Детские и юношеские годы

Тито Пуэнте родился 20 апреля 1923 года в Гарлемской больнице Нью-Йорка, США, в семье пуэрториканцев Эрнеста ( Ernest ) и Эрсилии ( Ercilia ) Пуэнте. В возрасте семи лет Пуэнте начал брать уроки игры на фортепиано , а примерно с десяти приступил к изучению перкуссии , которая стала делом всей его жизни. В 1936 году Пуэнте начал карьеру профессионального музыканта, став барабанщиком оркестра Норо Моралеса ( Noro Morales ), а с 1941 -го играл в оркестре , работа с которым дала Тито бесценный урок в области смешения традиционных латиноамериканских ритмов с джазом . Затем в жизнь Пуэнте вмешалась Вторая мировая война : его призвали в военно-морской флот , где Пуэнте отслужил 3 года. После демобилизации, в период с 1946 по 1947 год , Пуэнте продолжил своё музыкальное образование, обучаясь в Джульярдской школе музыки Нью-Йорка по классу композиции и фортепиано. Одновременно с учёбой он подрабатывал, выступая с оркестрами Хосе Курбело ( José Curbelo ) и Фернандо Альвареса ( Fernando Alvarez ). Играя в оркестре Курбело, Пуэнте работал бок о бок с Тито Родригесом , который позже стал его основным соперником.

Начало карьеры

Слава Пуэнте как мастера зажигательных аранжировок быстро росла, он получал много предложений к сотрудничеству от руководителей лучших латиноамериканских оркестров. Даже Тито Родригес пригласил его сочинить аранжировки для четырёх композиций, которые он записал со своими «Дьяволами мамбо» ( Mambo Devils ) на лейбле Габриэля Ольера ( Gabriel Oller ) « ». В конце 1940 -х, во время работы с оркестром Пупи Кампо (Pupi Campo) в качестве аранжировщика и тимбалеро , Тито Пуэнте организовывал собственную группу. Федерико Пагани ( Federico Pagani ), занимавшийся «раскруткой» ансамбля, окрестил их «Пикадилли Бойз» ( The Picadilly Boys ) , впечатлившись характерной импровизационной манерой игры группы, в которой были смешаны латиноамериканские ритмы и джаз, — « ».

С этой группой Пуэнте записал множество пластинок на «Эс Эм Си». Впоследствии он сменил название «Пикадилли Бойз» на «Тито Пуэнте и его оркестр» ( Tito Puente and His Orchestra ). В качестве ведущих вокалистов Тито пригласил работать со своим оркестром Анхеля Росу ( Angel Rosa ) и, чуть позднее, Пакито Сосу ( Paquito Sosa ), которых затем сменил кубинец Висентико Вальдес ( Vicentico Valdés ), ставший неотъемлемой частью ансамбля на долгие годы.

Эра мамбо

В конце 1949 года для записи в студии на лейбле « Тико » Пуэнте собрал оркестр, состоящий из четырёх труб , трёх тромбонов , четырёх саксофонов и полной ритм-секции . Одним из выдающихся результатов этих сессий стала новая, зажигательная обработка композиции « Веерок » ( Abaniquito ), в которой Пуэнте отказался от традиционных тромбонов и саксофонов. С помощью диск-жокея Дика «Рикардо» Шугара ( Dick «Ricardo» Sugar ), переведшего песню на английский , она стала одним из первых хитов «европеизированного» мамбо. Сотрудничество Пуэнте с лейблом «Тико», начавшееся в конце 40-х, продолжалось до середины 50 -х годов. Только в течение 1950 года , когда работа студии была временно приостановлена из-за разногласий между соучредителями фирмы, Джорджем Голднером ( George Goldner ) и Артом «Панчо» Реймондом ( Art «Pancho» Raymond ), Пуэнте записывался на лейблах «Сико» ( Seeco ), «Верне» ( Verne ) и « Ар Си Эй ». Наряду с Тито Родригесом и Мачито, Тито Пуэнте стал одним из королей эры мамбо 50-х годов. Неизменно высокие позиции Тито Пуэнте в списках популярности нью-йоркского «Палладиума» ( Palladium Ballroom ), прославленного «Дома мамбо», стали одной из причин трений между Пуэнте и Родригесом. С середины 50-х Пуэнте записывался на «Ар Си Эй Виктор», где в период с 1956 по 1960 годы выпустил серию альбомов, включающую замечательный «Кубинский карнавал» ( Cuban Carnival ) и небывало популярную «Одержимость танцем» ( Dance Mania ).

На альбоме «Одержимость танцем» дебютировал новый вокалист оркестра Пуэнте — пуэрториканец Сантос Колон ( Santos Colón ), который переехал в Нью-Йорк в 1950 году и до приглашения Пуэнте работал в оркестрах Хорхе Лопеса ( Jorge López ), Тони Новоса ( Tony Novos ) и Хосе Курбело. Сантос Колон сотрудничал с Тито Пуэнте до 1970 года , после чего занялся своим сольным проектом, записываясь на лейбле « ».

Ча-ча-ча и пачанга

Несколько альбомов, выпущенных Пуэнте на лейблах «Тико» и «Ар Си Эй Виктор» во второй половине 50-х, были полностью посвящены ча-ча-ча , стилю, небывало популярному в то время. В начале 60 -х эстафету популярности приняла пачанга . Одним из пионеров увлечения пачангой был афро-кубинский певец Роландо Ла Серье ( Rolando La Serie ), выпустивший совместно с оркестром Бебо Вальдеса хит 1960 года «Пачанга» ( La pachanga ). На следующий год, когда увлечение пачангой было в самом расцвете, Тито Пуэнте объединился с Ла Серье в работе над альбомом «Пачанга в Нью-Йорке» ( Pachanga in New York ), который они выпускали на лейбле « ». В 1960 году Тито и его оркестр совершили вояж на Западное побережье Соединённых Штатов и записали там альбом «Потрясающий оркестр Тито Пуэнте в Голливуде» ( The Exciting Tito Puente Band in Hollywood ) (также известный под названием «А теперь Пуэнте!» ( Puente Now! ) для лейбла « ». Сразу по прибытии в Лос-Анджелес Пуэнте пригласил участвовать в записи проживавшего там кубинского флейтиста Роландо Лосано ( Rolando Lozano ) (настоящее имя — Хосе Каласан Лосано ( José Calazan Lozano ), игравшего до того в «Оркеста Арагон» ( Orquesta Aragón ), «Оркеста Америка» ( Orquesta América ), «Оркеста Нуэво Ритмо» ( Orquesta Nuevo Ritmo ), с Монго Сантамарией и Колом Тжадером .

После выхода этой пластинки Пуэнте вновь стал записываться на лейбле «Тико» (верность которому хранил до середины 80 -х), работая над альбомом «Пачанга с Пуэнте» ( Pachanga con Puente ), известному по сверхпопулярной песне «Леденцы» ( Caramelos ). Следующий альбом, «Бесстрашный король» ( El rey bravo ) был решён преимущественно в стиле дескарги. Эта нетипичная для Тито Пуэнте пластинка остаётся в ряду его лучших работ. В записи альбома Пуэнте помогал кубинский скрипач и флейтист Феликс «Пупи» Легаррета ( Félix «Pupi» Legarreta ); результатом этого сотрудничества явилась классическая песня Пуэнте «Слушай как идет (мой ритм)» ( Oye como va ), которая, благодаря Карлосу Сантане , стала в 1970 году также хитом латин-рока .

Продюсером альбома «А выглядит глупо» ( Y parece bobo ) с интересным вокалом Чивирико Давилы ( Chivirico Dávila ) стал Аль Сантьяго ( Al Santiago ), основатель лейбла « », на котором и вышел этот диск. Сантьяго был также одним из продюсеров альбома «Куба и Пуэрто-Рико…» ( Cuba y Puerto Rico son… ), выпущенного на лейбле «Тико». Эта пластинка положила начало долгому плодотворному сотрудничеству Тито с «Королевой сальсы» — Селией Крус . Затем, в период с 1965 по 1967 год , Пуэнте выпустил ряд удачных дисков совместно с певицей Ла Лупе ( La Lupe ), а также пару альбомов со вдовой — Норайдой ( Noraida ) — в начале 70 -х. Двумя альбомами, выпущенными в самом конце 60-х, — «Двадцатая годовщина» ( 20th Anniversary ) и «Король Тито Пуэнте» ( El rey Tito Puente ) Пуэнте отдал дань бугалу — жанру, в котором латиноамериканская музыка смешалась с ритм-энд-блюзом . «Бугалу не значило для меня ничего. Оно отвратительно, — без обиняков говорил Тито в 1977 году , — оно только расстраивало маститых музыкантов… Это был танец, который , я и другие руководители оркестров не хотели записывать, но были вынуждены идти на это, чтобы не остаться на обочине» .

1970-е

В начале 70-х Тито Пуэнте непродолжительное время сотрудничал с панамским певцом Меньике Баркаснеграсом ( Meñique Barcasnegras ), работавшим до того с Како ( Kako Rosario ) и Вилли Росарио ( Willie Rosario ). Вместе Тито и Меньике выпустили альбомы «Вперёд!» ( Pa’ lante! ) и «Для вас, румберо» ( Para los rumberos ), после чего Баркаснеграс начал сольную карьеру (во время записи его дебютного альбома «Меньике» ( Meñique ) Пуэнте выступил в роли аранжировщика и дирижёра ), работая как самостоятельно, так и совместно с Сантосом Колоном, Чарли Палмьери , «Чаранга сенсасьон де Роландо Вальдес» ( Charanga Sensación de Rolando Valdés ) и «Конхунто Чаней» ( Conjunto Chaney ). В 1977 году Пуэнте и Сантос Колон воссоединились в работе над альбомом «Легенда» ( The Legend ), заглавную песню которого написал Рубен Бладес . Продюсером этого альбома, который был выдвинут на соискание премии « Грэмми », стал Луи Рамирес ( Louie Ramírez ). Годом позже первый из трёх альбомов Тито Пуэнте, посвящённых Бени Море, получил «Грэмми».

В записи трёх этих альбомов приняли участие такие звёзды лейбла «Фаниа», как Селия Крус , Сантос Колон, , Исмаэль «Пат» Кинтана ( Ismael «Pat» Quintana ), Адальберто Сантьяго ( Adalberto Santiago ), Эктор Лаво , Пит «Эль Конде» Родригес ( Pete «El Conde» Rodríguez ), Исмаэль Миранда ( Ismael Miranda ) и Хусто Бетанкур ( Justo Betancourt ). В 1979 и 1980 годах Тито Пуэнте совершал турне по Европе и записывался с «Джазовым ансамблем латинской перкуссии» ( Latin Percussion Jazz Ensemble ), в состав которого входили такие известные музыканты, как аргентинский пианист Хорхе Дальто ( Jorge Dalto ), скрипач Альфредо де ла Фе ( Alfredo de la Fé ), и конгеро Карлос «Патато» Вальдес ( Carlos «Patato» Valdez ).

Латинский ансамбль

Работа с «Джазовым ансамблем» послужила импульсом для перестройки Тито собственного оркестра, который в новом составе дебютировал в 1983 году на лейбле « » с альбомом «Тито Пуэнте и его Латинский ансамбль на Бродвее» ( Tito Puente and His Latin Ensemble on Broadway ). За этот альбом Пуэнте получил свой второй «Грэмми». На этом лейбле с 1984 по 1991 год вышли ещё семь альбомов Пуэнте и его Латинского ансамбля, два из которых — «Мамбо-дьявол» ( Mambo diablo ) и «Насладись моим тимбалом» ( Goza mí timbal ) также были награждены «Грэмми». Однако, к великому сожалению, его работа с ансамблем постепенно свелась к «перелицовыванию» старых записей, а выступления Тито Пуэнте и его высококлассных музыкантов на концертах часто носили лишь «проходной» характер.

Последние годы

Улица Тито Пуэнте в Испанском Гарлеме (Нью-Йорк, США)

С началом работы над альбомом «Король мамбо: 100-й альбом» ( The Mambo King: 100th LP ), выпущенном в 1991 году на лейбле «Эре Эме Эме» ( RMM, Ritmo Mundo Musical ), Пуэнте возвращается от ансамблевого состава к «полноценному» оркестру. Вместе с оркестром Пуэнте на этом диске выступили звёзды лейбла «Эре Эме Эме» (такие, как Оскар д’Леон ( Oscar d’León ), Тито Ньевес ( Tito Nieves ), Тони Вега ( Tony Vega ), Хосе «Эль Канарьо» Альберто ( José «El Canario» Alberto ) и Доминго Киньонес ( Domingo Quiñones )), а также Сантос Колон и Селия Крус. Хотя альбом получил название сотого, фактически к 1992 году общее количество дисков, записанных Пуэнте, превысило это число. Тито Пуэнте продолжал работать в студии на протяжении всех 90 -х, получив свой последний «Грэмми» в 1999 году за альбом «Мамбо Бёрдланда» ( Mambo Birdland ). Помимо уже перечисленных, Пуэнте записывался вместе со многими латинскими и джазовыми музыкантами, среди которых — звёзды лейблов «Тико» ( Tico All Stars ) и «Фаниа» ( Fania All Stars ), Бобби Капо ( Bobby Capó ), Рэем Барретто , Камило Асукита ( Camilo Azuquita ), Хильберто Монруа ( Gilberto Monroig ), Софи ( Sophy ), Мирта Сильва ( Myrta Silva ), Мэнни Роман ( Manny Roman ), Док Северинсен ( Doc Severinsen ), Вуди Херман ( Woody Herman ), Бадди Морроу ( Buddy Morrow ), Кол Тжадер , Терри Гиббс ( Terry Gibbs ), Джордж Ширинг ( George Shearing ), Фил Вудс ( Phil Woods ), Пит Эсковедо ( Pete Escovedo ) и Шейла Э. ( Sheila E. — дочь Пита Эсковедо).

В 2000 году Библиотекой Конгресса Соединённых Штатов музыканту было присвоено почётное звание «Живая легенда». Но звание «живой легенды» Тито Пуэнте носил недолго: 31 мая 2000 года он скончался в Нью-Йорке в результате осложнений, возникших после операции на сердце.

Популярность Тито Пуэнте в США была столь велика, что он был даже выведен в качестве одного из эпизодических героев сериала « Симпсоны » (двухчастный эпизод « Who Shot Mr. Burns? », в котором Лиза предложила нанять его в качестве учителя музыки на нефтедоллары Спрингфилдской школы). Одна из улиц Гарлема носит имя Тито Пуэнте.

Дискография

Сольные альбомы

  • «Mambos, Vol. 1», 10-inch album (Tico, 1949)
  • «Mambos, Vol. 2», 10-inch album (Tico)
  • «Mambos, Vol. 3», 10-inch album (Tico)
  • «Mambos, Vol. 4», 10-inch album (Tico)
  • «Mambos, Vol. 5», 10-inch album (Tico)
  • «King Of The Mambo», 10-inch album (Tico)
  • «At The Vibes», 10-inch album (Tico)
  • «Cha Cha Cha, Vol. 1», 10-inch album (Tico)
  • «Cha Cha Cha, Vol. 2», 10-inch album (Tico)
  • «Mambos, Vol. 8», 10-inch album (Tico)
  • «Instrumental Mambos», 10-inch album (Tico)
  • «Cha Cha Cha, Vol. 3», 10-inch album (Tico)
  • «Mambo On Broadway», 10-inch album (RCA Victor)
  • «Mamborama» (Tico)
  • «Mambo With Me» (Tico)
  • «Cha Cha Chas For Lovers» (Tico, 1954)
  • «Dance The Cha Cha Cha» (Tico, 1955)
  • «Puente In Percussion» (Tico)
  • «With Pete Terrace: Basic Cha Cha Chas» (Tico)
  • «Cuban Carnival» (RCA Victor, 1955)
  • «Puente Goes Jazz» (RCA Victor, 1956)
  • «Mambo On Broadway» (RCA Victor, 1957)
  • «Let’s Cha-Cha With Puente» (RCA Victor, 1957)
  • «Night Beat» (RCA Victor, 1957)
  • «Mucho Puente» (RCA Victor, 1957)
  • «Top Percussion» (RCA Victor, 1958)
  • «Dance Mania» (RCA Victor, 1958)
  • «With Vicentico Valdés: Tito Puente Swings, Vicentico Valdés Sings» (Tico, 1958)
  • «With Woody Herman: Herman’s Heat, Puente’s Beat» (Everest, 1958)
  • «Puente In Love» (Tico, 1959)
  • «Dancing Under Latin Skies» (RCA Victor, 1959)
  • «Mucho Cha-Cha» (RCA Victor, 1959)
  • «Cha Cha At Grossinger’s» (RCA Victor, 1960)
  • «Tambу» (RCA Victor, 1960)
  • «With Rolando La Serie: Pachanga In New York» (Gema, 1961)
  • «The Exciting Tito Puente Band In Hollywood», известный также как «Puente Now!» (GNP, 1961)
  • «Pachanga Con Puente» (Tico, 1961)
  • «Vaya Puente» (Tico, 1961)
  • «El Rey Bravo» (Tico, 1962)
  • «Bossa Nova By Puente» (Roulette | Tico, 1962)
  • «In Puerto Rico» (Tico, 1963)
  • «Tito Puente Bailables» (Tico, 1963)
  • «Exitante Ritmo» (Tico, 1963)
  • «More Dance Mania 1959 recording» (RCA Victor, 1963)
  • «Tito Puente Y Parece Bobo» (Alegre, 1963)
  • «With Gilbert Monroig: The Perfect Combination» (Alegre)
  • «Mucho Puente» (Tico, 1964)
  • «With Santos Colón: De Mi Para Ti (From Me To You)» (Tico, 1964)
  • «My Fair Lady Goes Latin» (Roulette | Tico, 1964)
  • «With La Lupe: Tito Puente Swings, The Exciting Lupe Sings» (Tico, 1965)
  • «With La Lupe: Tu Y Yo (You And I)» (Tico, 1965)
  • «With Santos Colón: Carnaval En Harlem» (Tico, 1965)
  • «With La Lupe: Homenaje A Rafael Hernández» (Tico, 1966)
  • «With Celia Cruz: Cuba Y Puerto Rico Son…» (Tico, 1966)
  • «20th Anniversary» (Tico, 1967)
  • «With La Lupe: El Rey Y Yo | The King And I » (Tico, 1967)
  • «With Shawn Elliot: What Now My Love» (Tico)
  • «El Rey Tito Puente (The King)» (Tico, 1968)
  • «En El Puente | On The Bridge» (Tico, 1969)
  • «With Cruz Quimbo: Quimbumbia» (Tico, 1969)
  • «With Sophy: Tito Puente Con Orgullo» (Tico)
  • «La Lloroncita: El Sol Brilla Para Todos» (Tico)
  • «With Cruz: Etc., Etc., Etc.» (Tico, 1970)
  • «Pa’Lante! (Straight!)» (Tico, 1971)
  • «With Cruz: Alma Con Alma (The Heart And Soul Of)» (Tico, 1971)
  • «With Cruz Celia: Cruz Y Tito Puente En España» (Tico, 1971)
  • «Para Los Rumberos» (Tico, 1972)
  • «With Cruz: Algo Especial Para Recordar» (Tico, 1972)
  • «Tito Puente And His Concert Orchestra» (Tico, 1973)
  • «Tito Unlimited» (Tico, 1974)
  • «With Santos Colón: Los Originales» (Tico, 1976)
  • «The Legend» (Tico, 1977)
  • «With La Lupe: La Pareja» (Tico, 1979)
  • «Dance Mania 80’s» (Tico, 1980)
  • «With Camilo Azuquita: Ce’ Magnifique» (Tico, 1981)
  • «Tito Puente And His Latin Ensemble On Broadway» (Concord Picante, 1983)
  • «El Rey» (Concord Picante, 1984)
  • «Mambo Diablo» (Concord Picante, 1985)
  • «Sensación» (Concord Picante, 1986)
  • «Un Poco Loco» (Concord Picante, 1987)
  • «Salsa Meets Jazz» (Concord Picante, 1988)
  • «Goza Mí Timbal» (Concord Picante, 1989)
  • «Out Of This World» (Concord Picante, 1991)
  • «The Mambo King: 100th LP» (RMM, 1991)
  • «Royal „T“» (Concord Jazz, 1993)
  • «Master Timabelero» (Concord Picante, 1994)
  • «In Session» (Bellaphon, 1994)
  • «Tito’s Idea» (Tropijazz, 1995)
  • «With the Count Basie Orchestra and India: Jazzin’» (RMM | Tropijazz, 1996)
  • «Special Delivery» (Concord Picante, 1997)
  • «With TropiJazz All Stars: TropiJazz All Stars» (RMM | TropiJazz, 1997)
  • «Dancemania '99: Live At Birdland» (RMM | Tropijazz, 1998)
  • «Mambo Birdland» (RMM | Tropijazz, 1999)
  • «With Eddie Palmieri: Masterpiece | Obra Maestra» (RMM, 2000)
  • «Live At The Playboy Jazz Festival» (Playboy, 2002)

Сборные альбомы

  • «El Mundo Latino De (The Latin World Of)» (Tico, 1964)
  • «The Best Of Gilbert Monroig & Tito Puente» (Tico, 1964)
  • «The Best Of Tito Puente» (RCA Victor, 1965)
  • «Ti Mon Bo» (RCA, 1969)
  • «Lo Mejor De (The Best Of)» (Tico)
  • «With Santos Colón: No Hay Mejor (There Is No Better)» (Tico, 1975)
  • «The Best Of Tito Puente Vol. 1» (RCA, 1990)
  • «Mambo Macoco» (Tumbao, 1992)
  • «Cuando Suenan Los Tambores» (BMG, 1992)
  • «The Best Of The Sixties» (Charly, 1994)
  • «The King Of Cha-Cha Mambo» (Caney, 1995)
  • «Yambeque: The Progressive Side Of Tito Puente Vol. 2» (RCA, 1995)
  • «Oye Como Va! The Dance Collection» (Concord Picante, 1996)
  • «50 Years Of Swing», 3-CD box set (RMM | Tropijazz, 1997)
  • «El Rey Del Timbal, The Best Of Tito Puente» (Rhino, 1997)
  • «The Best Of The Concord Years» (Concord Jazz, 2000)
  • «The Complete RCA Recordings», 6-CD box set (BMG, 2000)
  • «RCA Recordings 49-60» (Camden, 2001)

Фильмография

Библиография

  • Stephen Loza: Tito Puente and the Making of Latin Music . University of Illinois Press, 1999, ISBN 0-252-02332-3
  • Joe Conzo, David Perez: Mambo Diablo: My Journey with Titio Puente. Hal Leonard, Backbeat Books, 2012, ISBN 978-1-61713-029-8 Русский перевод книги осуществляется энтузиастами на .

Примечания

  1. Название представляет собой игру слов: англ. Picadilly — название площади в Лондоне , но исп. picadillo — нарезка, мясное рагу, «всякая всячина».
  2. Latin Beat Magazine // (англ.)
Источник —

Same as Пуэнте, Тито