Interested Article - Буллян, Жозеф-Антуан
- 2021-05-17
- 1
Жозе́ф-Антуа́н Булля́н (или Булла́н , фр. Joseph-Antoine Boullan ; 18 февраля 1824 , Сен-Поркье, департамент Тарн и Гаронна — 4 января 1893 , Лион ) — французский католический священник, обвинённый в поклонении Сатане и лишённый сана. Так называемое «дело Булляна» вызвало большой резонанс среди парижских оккультистов . Стал прототипом доктора Иоганнеса, одного из персонажей романа Жориса-Карла Гюисманса « Там, внизу ».
Биография
Буллян родился 18 февраля 1824 года в городке Сен-Поркье. Он с отличием окончил духовную семинарию в Монтобане, куда поступил подростком , и был рукоположен в священники 23 сентября 1848 года . После этого он в течение двух лет занимал должность викария прихода Св. Иоанна. В 1851 году Буллян получил степень доктора теологии в Риме, а в 1853 опубликовал перевод книги «Божественная жизнь Святой Девы», написанной Марией Агредской в XVII веке.
В 1854 году Буллян отправился в Париж , где стал простым священником и опубликовал несколько статей в христианских журналах. Примерно в это же время он познакомился с монахиней по имени Адель Шевалье, о которой ходили слухи, будто бы она чудесным образом излечилась от слепоты и обрела способность исцелять других. Буллян стал её духовником, однако вскоре их отношения с Шевалье вышли за рамки религиозного общения, и они вступили в сексуальную связь . Вдвоём любовники основали организацию под названием «Орден Искупления», получившую одобрение епископа Версальского. Деятельность «ордена» сводилась главным образом к проведению «ритуалов экзорцизма » и «исцелению одержимых монахинь»; в качестве лекарств Буллян использовал припарки и смеси, составленные из обломков освящённых просфор , смешанных с человеческими экскрементами и мочой . Утверждается также, что он обучал монахинь технике самогипноза , предлагая им представлять, будто они совокупляются с Христом и святыми . Считается, что 8 декабря 1860 года Буллян провёл чёрную мессу , на которой якобы принёс в жертву собственного новорождённого ребёнка от Адель Шевалье; это преступление долгое время сохранялось в тайне .
Вскоре церковным властям начали поступать жалобы на деятельность Булляна. В 1861 году, после короткого расследования, он был признан виновным в мошенничестве и приговорён к заключению . Наказание он отбывал в тюрьме Бон-Нувель в Руане с декабря 1861 года по сентябрь 1864. В 1869 году Буллян вновь был арестован, на этот раз Инквизицией ; он признал себя виновным, изложив некоторые подробности своих действий в так называемой «Розовой тетради», ныне хранящейся в библиотеке Ватикана . Помилованный Инквизицией, он вернулся в Париж на исходе того же года и почти сразу же начал издавать собственный журнал «Анналы святости», в котором продолжил развивать свои основные идеи. В частности, Буллян утверждал, что некоторые души обречены грешить, чтобы другие могли пребывать в безгрешности, и пропагандировал сексуальную магию . По его словам, «поскольку грехопадение наших прародителей было результатом плотской связи, именно посредством актов любви, совершённых в благочестивом состоянии духа, может и должно быть достигнуто Искупление человеческое» . Буллян верил в возможность совокупления с астральными телами архангелов и других сверхъестественных сущностей («спектрофилию») , а также в существование инкубов . В 1875 году он наконец был лишён священнического сана архиепископом Парижским .
Вскоре после этого Буллян познакомился с Эженом Вентра , главой парахристианской секты, известной как «Церковь Кармеля». 13 августа 1875 года он встретился с Вентра в Брюсселе, 26 октября — в Париже. 7 декабря того же года Вентра умер, после чего Буллян объявил себя его преемником и земным воплощением Иоанна Крестителя . Это привело к расколу внутри секты . Буллян со своими последователями обосновался в Лионе. К своим эротическим ритуалам он допускал не всех сектантов, а только незначительное число «посвящённых».
В 1886 году Булляну нанёс визит Станислас де Гуайта , начинающий оккультист, заинтересовавшийся рассказами о его деятельности. Гуайта был шокирован теми практиками, которые использовались в секте, и по возвращении в Париж инициировал (совместно с Освальдом Виртом , который провёл некоторое время в «Церкви Кармеля», но затем покинул её) «процесс» против Булляна. В мае 1887 года де Гуайта и его сторонники «приговорили» Булляна к смерти «посредством магических флюидов», тем самым объявив ему «магическую войну» . Де Гуайта также обрушился на него с обвинениями в своей книге «Храм Сатаны» . Буллян воспринял «магическую войну» всерьёз; убеждённый, что его враги пытаются извести его при помощи чёрной магии, он сам начал проводить ритуалы, направленные на их «уничтожение» . В июле 1891 года лионских сектантов посетил Жорис-Карл Гюисманс , писатель-декадент, интересовавшийся оккультизмом ( Берта де Курьер познакомила их с Булляном незадолго до этого) . В своих письмах Гюисманс свидетельствовал, что Буллян крайне боялся «магических атак» и регулярно совершал обряды, призванные обратить их против его врагов — в частности, де Гуайты, «чья рука, в которую он обычно вводил морфий, должна была невероятно опухнуть», и Пеладана . В романе «Там, внизу» Гюисманс изобразил Булляна как светлого мага доктора Иоганнеса .
3 января 1893 года Буллян отправил Гюисмансу письмо, в котором утверждал, что ему известно о готовящемся покушении на его жизнь. На следующий день он внезапно умер . 9 января Анри Антуан Жюль-Буа опубликовал статью, где обвинил де Гуайту в его убийстве, после чего получил вызовы на дуэль и от самого де Гуайты, и от Папюса . Позднее Жюль-Буа восторженно отзывался о Булляне в своей работе «Маленькие религии Парижа» .
Буллян является одним из персонажей романа Умберто Эко « Пражское кладбище » .
Примечания
- ↑ Greer. — P.71.
- ↑ Russell. — P.221.
- ↑ Cavendish. — P.32.
- Pearson. — P.45.
- McClelland. — P.48.
- Garçon. — P.17.
- Garçon. — P.18.
- Garçon. — P.43.
- Garçon. — P.19.
- Garçon. — P.44.
- Cavendish. — P.33.
- Russell. — P.222.
- Cavendish. — P.34.
- Garçon. — P.46.
- Garçon. — P.20.
- Edward Alexander. (англ.) . . 2012-11-05. Дата обращения: 28 ноября 2019. 28 ноября 2019 года.
- (фр.) . Дата обращения: 28 ноября 2019. Архивировано из 28 ноября 2019 года.
Литература
- Richard Cavendish. The Black Arts. — Penguin, 1968. — 373 p. — ISBN 9780399500350 .
- Maurice Garçon. Vintras: Hérésiarque et prophète. — Grenoble: Editions Jérôme Millon, 2007. — 222 p. — ISBN 9782841372096 .
- John Michael Greer. The new encyclopedia of the occult. — Llewellyn Worldwide, 2003. — 555 p. — ISBN 9781567183368 .
- Norman C. McClelland. Encyclopedia of Reincarnation and Karma. — McFarland, 2010. — 315 p. — ISBN 9780786448517 .
- Joanne Pearson. Wicca and the Christian heritage: ritual, sex and magic. — Taylor & Francis, 2007. — 175 p. — ISBN 9780415254137 .
- Jeffrey Burton Russell. Mephistopheles: The Devil in the Modern World. — Cornell University Press , 1990. — 333 p. — ISBN 9780801497186 .
- 2021-05-17
- 1