Иванова, Анна Ивановна (революционерка)
- 1 year ago
- 0
- 0
Графиня Анна Ивановна Чернышёва , в браке Плещеева ( 16 августа 1776 — 20 июня 1817 ) — фрейлина Екатерины II (с 1791), которая скандализовала двор своей внебрачной беременностью. Выдана замуж за литератора Александра Плещеева и выслана из Петербурга в деревни. Известна как близкая приятельница В. А. Жуковского и посредница в его отношениях с Марией Протасовой .
Младшая из двух дочерей графа Ивана Григорьевича Чернышёва (генерал-фельдмаршала по флоту и фактического руководителя Адмиралтейства) от второго брака с Анной Александровной Исленьевой . Родилась в Петербурге, крещена 16 августа 1776 года в церкви Вознесения Господня при Адмиралтейских слободах при восприемстве сестры Ирины.
В юности путешествовала по Европе. После смерти матери сопровождала больного отца в Италию и оставалась при нём (с братом Григорием ) в Риме во время его предсмертной болезни. Положение её было не из лёгких, и старшая её сестра (Екатерина Вадковская ) стремилась вернуть её в Петербург, несмотря на всю трудность разлучить умирающего отца «с его последнею отрадою, меньшою дочерью, которую он очень любил» .
По возвращении из Италии молодая графиня Чернышёва, едва выйдя из траура по отцу, оказалась в положении и «перед целым двором обнаружила стыд свой», чтобы прикрыть который император Павел велел скорее приискать ей жениха в лице Александра Алексеевича Плещеева. Их венчание было 12 ноября 1798 года в Петербурге в церкви Вознесения Господня при Адмиралтейских слободах , поручителем по жениху был статский советник Черныш, по невесте ее брат граф Григорий . Как повествует Вигель :
Плещеев был вхож в дом её родителя; за него первого взялись, и он тут очень кстати случился. После того молодые супруги удалились в Орловскую губернию и при жизни её никогда не возвращались в Петербург. В сельское убежище своё перенесли они часть столичных забав, к коим приучена была её знатность: сюрпризам, домашним спектаклям, сельским праздникам, маскарадам конца не было. Плещеев был от природы славный актер, сам играл на сцене и других учил; находили, что это чрезвычайно способствовало просвещению того края .
Жизнь Плещеевых в их болховском имении Чернь была «беспрерывный пир», причём роковой 1812 год вышел даже шумнее и веселее прочих, ибо к сельскому обществу присоединилось множество пленных французов, «образованных и любезных» . Муж называл жену Ниной и был очень к ней привязан, несмотря на увлечения другими женщинами:
Анна Ивановна страстно ревновала мужа, хотя и не знала, до какой степени имела причины ревновать его. Он наружно оказывал ей всевозможные знаки обожания и обманывал изо всех сил. Все именины и день её рождения в Черни для неё были сюрпризы на каждом шагу. Она прославлялась как богиня, и тут же, под её носом, он обманывал её .
По моде своего времени Анна Плещеева играла, пела, рисовала, была чувствительна до сентиментальности, но вместе с тем практична в хозяйстве . Она была близка к поэту Жуковскому , связанному с мужем родством, была поверенной его любовных тайн и посредницей в переписке с любимой племянницей Марией Протасовой . В начале лета 1817 года Анна Ивановна занемогла и была привезена мужем на лечение в Орёл , где 20 июня скончалась. Князь И. М. Долгоруков , встретивший её катафалк, записал в дневнике путешествия в Киев:
Вот и Плещеева — сие дитя, родившееся для блаженства, балованное отцом и матерью, объехавшая всю Италию и Германию, обогащённая науками, искусствами, умом и всеми дарами природы… и сия-то счастливая женщина, проживши в глухой деревне женою коллежского асессора Плещеева почти всё время своего супружества, близ 17-ти лет, осуждённая мучаться ревностью к мужу, моложе себя и непригожей наружности, приехала наконец… куда же? в Орёл — томиться недугом водяной и умереть сухоткой .
По отзывам знакомых, Александр Плещеев искренне оплакивал кончину супруги. «Наш ангел Нина не умерла для него, горесть его сильна и непритворна, — писала Жуковскому его племянница. — Он живёт в Черни, на её могиле; она погребена возле детей. Бедные дети! Варвара будет другая Анна Ивановна; она так мила, так примечательна, что узнаю в ней ангела, мать её» .