Interested Article - Южнорусская волна

Южнорусская волна российское и украинское художественное явление, представляющее собой выход на московскую арт-сцену ряда молодых художников Юга России и Украины , где оно имеет название "Нова хвиля", или "Новая украинская волна", и охватывает период с 1990-х до начала 2000 годов.

История

Василий Рябченко . "Отказ от благодати", 200 х 300 см, холст, масло, 1989
Олег Тистол . "Роксолана" (проект украинских денег), 280 х 480 см, холст, масло, 1995

Для консолидации будущей Южнорусской волны большую роль сыграла выставка «Вавилон» , проведённая в Московском дворце молодёжи в 1990 году Маратом Гельманом . Как вспоминал Александр Ройтбурд , «... В принципе, все украинские художники понимали, что нужно выставиться в Москве, и первую попытку сделал Константин Раевский. Он пробивал идею украинской выставки через Бажанова , но она „зависла“. А тут Марат выступил с подобной идеей и предложил участвовать всей своей „команде“: Александру Гнилицкому , Олегу Голосию , его жене Лере Трубиной. Лера была нашей музой и любимицей... Были и другие киевляне — Олег Тистол , Константин Реунов , Яна Быстрова, Павел Керестей, Сергей Панич. Было и несколько одесситов: Василий Рябченко , Сергей Лыков, Елена Некрасова . Выставка „ Вавилон “ предопределила контуры галереи Гельмана, хотя немедленной позитивной реакции не имела» .

В начале 1990 годов в Москву перебралась большая часть художников ростовско-таганрогской арт-группы « Искусство или смерть »: Авдей Тер-Оганьян , Валерий Кошляков , Александр Сигутин , Юрий Шабельников и другие. Развернув бурную деятельность в сквоте на Трёхпрудном , ростовчане влились наряду с киевлянами и одесситами в «южнорусскую волну» .

Следующим этапом, утверждающем это явление, стала выставка «Южнорусская волна», устроенная Маратом Гельманом в петербургском Мраморном дворце ( Русский музей ) в октябре 2000 года . Эта выставка была частью масштабного выставочного проекта « Искусство против географии » . По завершении этого проекта Государственному Русскому музею был подарен корпус работ «Южнорусская волна из собрания Марата Гельмана» . Гельман передал в дар музею около 60 работ российского актуального искусства , из них живопись южнорусской волны представляли: Александр Ройтбурд, Олег Голосий, Юрий Соломко, Юрий Хоровский, Александр Гнилицкий, Олег Тистол, Анатолий Ганкевич, Олег Мигас, Арсен Савадов, Георгий Сенченко, Авдей Тер-Оганьян, Валерий Кошляков, Юрий Шабельников.

Художники Южнорусской волны

Анатолий Ганкевич, Александр Гнилицкий , Олег Голосий , Валерий Кошляков , Олег Мигас, Константин Реунов , Александр Ройтбурд , Василий Рябченко , Арсен Савадов , Георгий Сенченко, Юрий Соломко, Авдей Тер-Оганян , Олег Тистол , Юрий Хоровский , Юрий Шабельников

Цитаты

Елена Голуб . Из серии "Ветер", цифровая печать, 2017

«Слова „волна“ применительно к художественному явлению выглядит сегодня как затасканная метафора (ничем не хуже был бы „ветер“, например), но в южнорусском случае в ней слышатся волны Черного моря или Днепра, влажный воздух, много солнца, красок... Запахов меда и скошенных трав, лета... Тут уместна и еще одна традиционная метафора — „почва“: это искусство, произрастающее именно на богатой почве, радующее обилием и плодородием. Это самое щедрое из нынешнего актуального искусства бывшего СССР: в прямом смысле. В смысле буйства образов и символов, в смысле смешения предметов на картине: не обращая внимания на лаконичную усмешку минималистских школ, „южане“ ориентировались на южный, наивно-несдержанный вариант постмодерна, на итальянский активно фигуративный „трансавангард“, не стеснявшийся опыта — страшно сказать — аж буйных сюрреалистов.»

Вячеслав Курицын , российский филолог, литературный критик, журналист, писатель, поэт (2000)

Новая украинская волна

Движение Новой украинской волны было подхвачено во многих городах Украины, что было связано с подъемом творческой активности на фоне драматических событий распада СССР , перестройки и становлением Независимой Украины . Появилось больше возможностей для проявления постмодернизма , которому не свойственна однородность, а разнообразие произведений и групп как деструктивного, так и конструктивного характера, направленных как на усиление черт живописно-пластического искусства, так и отход от него в сторону акционизма и замены традиционных художественных средств на новейшие технологии.

В Новую волну входили: «Украинский трансавангард » ( базировавшийся на теории Акилле Бонито Оливы , преимущественно живописный, художников из Киева и Одессы; «Западно-Украинский постмодернизм» художников из Львова и Ивано-Франковска и «Киевский постмодернизм», которые в основном создавали инсталляции, ассамбляжи и устраивали перформансы, акции.

Участников было более пятисот, из Киева, Львова, Ужгорода, Ивано-Франковска, Луцка, Мукачево, Одессы, Харькова, Сум, Донецка, Днепра (Днепропетровска), Луганска, Николаева, Симферополя и др. Среди них известны:Андрей Александрович, Петр Антип, Алексей Аполлонов, Густаво Аранго, Александр Бабак , Николай Бабак , Тамара Бабак, Сергей Бережненко, Яна Быстрова, Владимир Богуславский, Екатерина Борисенко, Богдан Брынский, Игорь Броун, Елена Будовская, Борис Буряк, Леонид Вартыванов, Татьяна Власенко, Глеб Вышеславский , Людмила Волошаненко, Виктор Гвоздинский, Марко Гейко, Марина Глущенко, Олег Голосий , Елена Голуб , Игорь Голиков, Александр Гнилицкий , Татьяна Гончаренко, Стас Горский, Игорь Гречаник, Олег Дергачев, Юрий Дзюбан, Игорь Дюрич, Елена Евсеенко, Александр Животков, Сергей Животков, Роман Жук, Игорь Зайцев, Александр Замковский, Анатолий Звижинський, Илья Зомб, Владимир Иванов-Ахметов, Юрий Издрык, Вячеслав Иляшенко, Дмитрий Кавсан, Олег Капустяк, Назар Кардаш, Владимир Кауфман, Павел Керестей, Александр Клименко, Светлана Кондратенко, Екатерина Корнейчук, Мирослав Король, Юрий Косин , Ростислав Котерлин, Алексей Коциевський, Елена Кудинова, Сергей Лыков, Анна-Оксана Липа, Татьяна Лысенко, Александр Лисовский, Павел Маков , Евгений Матвеев , Наталья Максимова, Оксана Малышко, Валентин Мальченко, Николай Маценко, Татьяна Мисковец, Геннадий Молдавян, Владимир Мулык, Александр Новиковский, Елена Паламарчук, Игорь Панейко, Сергей Панич, Валерий Парфененко, Игорь Переклита, , Юрий Плисс, Ирина Погрибная, Лесь Подеревянский , Игорь Подольчак , Виктор Покиданец, Александр Полоник, Юрий Пшеничный, Валентин Раевский, Константин Реунов , Елена Рыжих, Александр Ридный, Валентина Роенко, Александр Ройтбурд , Роман Романишин, Василий Рябченко , Арсен Савадов , Андрей Сагайдаковский, Сергей Святченко , Юрий Сенченко, Анна Сидоренко, Платон Сильвестров, Марина Скугарева , Владимир Стецула, Владимир Трубач, Александр Сухолит, Анатолий Твердый, Геннадий Толпекин, Леонид Томилин, Дмитрий Тронов, Валерия Трубина, Елена Турянская, Сергей Удовиченко, Анатолий Федирко, Борис Фирцак, Дмитрий Фищенко, Сергей Хаджинов, Владимир Харченко , Ксения Ходаковская, Василий Цаголов, Сергей Цилов, Дмитрий Ципунов, Оксана Чепелик , Алексей Чулков, Игорь Шульев, Василий Юдин, Сергей Юхимов, Мирослав Ягода, Николай Якимечко, Владимир Яковец, Сергей Якунин, Ярослав Яновский, Мирослав Яремак и многие другие.

Основная группа художников была представлена в Национальном художественном музее Украины в 2009 году на выставке «Украинская новая волна».

Интересные факты

Своеобразное продолжение проекта «Южнорусская волна» было предпринято Маратом Гельманом в 2012 году рядом выставок в Краснодаре . 15 мая 2012 года в Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств открылась выставка «ICONS», а 16 мая 2012 года в Краснодарском краевом художественном музее открылась выставка Александра Виноградова и Владимира Дубоссарского «Осторожно! Музей!» . Эти выставки были крайне негативно восприняты православной и казачьей общественностью региона. Продолжение «Южнорусской волны» в краснодарском формате запланировано Гельманом на осень 2013 года . Однако Марат Гельман покинул Россию в 2014.

Примечания

  1. Южнорусская волна // Альтернативная культура: Энциклопедия. — Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. — 240 с. — ISBN 5-9681-0028-1 .
  2. Ройтбурд А. Гельман и его галерея // К 15-летию Галереи М. Гельмана: Каталог. — М.: GIF, 2007. — С. 27. — ISBN 5-9237-0026-3 .
  3. Толстова А. // Коммерсантъ. — 2009. — 29 сент.
  4. Искусство против географии. Каталог. — М. — СПб.: GIF, 2000. — 224 с. — ISBN 5-9237-0006-9 .
  5. Успенский А. от 3 сентября 2014 на Wayback Machine // uspensky.narod.ru. — 2008. — 17 июня.
  6. Курицын В. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // azbuka.gif.ru. — 2000. — 2 окт.
  7. на укр.: Вышеславский Г. , О. Сидор-Гибелинда .//Терминология современного искусства, Paris-Kyiv, Terra Incognita, 2010,  — С.230-232. ISBN 978-966-96839-2-2
  8. Мельник А. Проект «Украинская новая волна» (каталог выставки). К.:, 2009.
  9. Собств. корр. // www.yuga.ru. — 2012. — 28 апр.
  10. Штерн К. // Московский комсомолец. — 2013. — 27 февр.

Источники

  • Д. Десятерик. Южнорусская Волна // Альтернативная культура. Энциклопедия. — М.: Ультра. Культура . — 2005.
  • на укр.: Вышеславский Г. , .//Терминология современного искусства, Paris-Kyiv, Terra Incognita, 2010,  — С.227-235. ISBN 978-966-96839-2-2
  • на укр.: . «Новая украинская волна»: начало, завершение, продолжение // Українська Нова хвиля (каталог выставки). – К., 2009.
  • на франц.; на укр.: Алиса Ложкина. Перманентная революция.// К.: Art Huss, 2019

Ссылки

Источник —

Same as Южнорусская волна