Бегунов, Юрий Константинович
- 1 year ago
- 0
- 0
Юрий Константинович Гвоздь (род. 19 сентября 1949 , Берлин , советская зона оккупации Германии ) — советский и российский кинооператор , режиссёр-постановщик , сценарист . Председатель правления (2002—2008). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2000), заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (1993).
Юрий Константинович Гвоздь родился 19 сентября 1949 года в Берлине , Германия . Из семьи военных . Отец — Константин Филиппович (1922—1991) , украинец из-под Красноармейска , участник Великой Отечественной войны , старший лейтенант , кавалер ордена Отечественной войны II степени . Мать — Галия Измайловна, урождённая Вафина, родом из татарской деревни Кошлауч . Брат — Сергей (1952—1980) .
В 1953 году вместе с семьёй переехал в Казань , после начала восстания немецких рабочих против советской власти . С детства увлекался фотографией, занимался в фотостудии при Дворце пионеров, был фотокорреспондентом газеты « » . Окончив школу, в 1967 году уехал в Москву и поступил на операторский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии . Занимался в мастерской В. В. Монахова , операторским мастерством овладел под руководством А. Д. Головни , также учился у Н. Н. Третьякова , П. Д. Волковой . Окончил институт в 1973 году .
После получения образования вернулся в Казань, устроившись в Казанскую студию телевидения . Будучи первым в Татарстане телеоператором с профессиональным образованием, прошёл путь от ассистента оператора до оператора высшей категории . В начале своей творческой карьеры сотрудничал с режиссёром музыкальных программ Р. Г. Кадыровой, вместе с которой создал телевизионную антологию татарской культуры, сняв ряд музыкальных клипов для И. Шакирова , Р. Ибрагимова , , , Р. Ибрагимовой , . В сотрудничестве с кинодраматургом и режиссером участвовал в создании таких фильмов, как «Сосны, освещённые солнцем» (1972, о проблемах экологии ), «Войди в мой белый дом» (1978), «Плюс сердце» (1982), «Договор дороже денег» (1984), «Кто смеётся последним» (1986), «Аве, Маша» (1988), «Это вечное чудо» (1992, про Р. Г. Урасина ), «Большая игра» (2000, о молодых музыкантах), которые были отмечены многочисленными наградами телефестивалей .
В дальнейшем работал с телережиссером А. А. Карасиком на фильмах «Казань. Город, который я люблю» (1977), «Растёт гигант на Каме» (1977), «Мы идем в будущее» (1980), «Село начинается с околицы» (1982) . Являясь мастером психологического портрета, Гвоздь с помощью камеры умеет подмечать игру глаз, непроизвольные жесты, передаёт движение мысли своего героя, созданные им кинокадры полны динамизма . В этих картинах он показал себя настоящим летописцем республики, жизни Казани, первых шагов КамАЗа . Особенно Гвоздю удавалось передать ритмический рисунок стихотворного текста, который подчёркивался пластикой кинокадра и точным монтажом . На протяжении ряда лет он также был личным оператором многих татарстанских руководителей, в частности, Ф. А. Табеева , Р. М. Мусина , Г. И. Усманова , М. Ш. Шаймиева .
Значительным достижением как всей кинематографии Татарстана, так и Гвоздя как оператора, стало его плодотворное сотрудничество с режиссером , выразившееся в создании фильмов «Мон Сара» (1996, про С. Садыкову ), «Кто же я?» (1997, про М. Султан-Галиева ), «Сайдаш» (2000, про С. Сайдашева ), исторической драмы «Азат Мерген» в трёх сериях (1992), а также 12-серийной детской музыкальной сказки «Мырау батыр» (1989) . В ряде случаев являлся одновременно оператором, автором сценария и режиссером‑постановщиком, как, например, в фильмах «Прелюдия» (1974), «Душой исполненный полет» (1975), «Волшебный журавль» (1987), «Без грима» (1991) . В этой череде особое место занимает работа «Волшебный журавль» по татарским сказкам-балетам, где Гвоздь наиболее ярко продемонстрировал свою творческую манеру, точность композиционного построения, глубину мысли и поэтического чувства, идею о единстве искусства и живой природы . Позднее он стал автором фильма «Зов земли» (2007), который был номинирован на премию кинофестиваля « », а также цикла презентационных фильмов об агропромышленном комплексе для министерства сельского хозяйства РТ , представленного на международной выставке «Золотая осень» в Москве, « Зелёная неделя » в Берлине , в Париже (2009—2012 гг.) .
Член Союза кинематографистов СССР (1983), (1995), член правления Союза кинематографистов России (1990—1995, 2000—2011), (1990—2011) . В 2002 году избран председателем правления СКТ . В 2005 году переизбран в должности , а в 2008 году его сменил . В дальнейшем неоднократно выставлял свою кандидатуру, но безуспешно . В 2011 году избран председателем ревизионной комиссии Союза кинематографистов Татарстана . Преподавал на факультете кино и телевидения Казанского государственного университета культуры и искусств в должности доцента . Также являлся членом художественно-экспертного совета по кино при министерстве культуры Республики Татарстан .
Мы говорим, что мы такие хорошие и т.д., но надо и другую сторону рассмотреть, со стороны власти. Когда мы идем к ним и что-то просим, у них подспудно, это нормальное явление, это время такое и вообще всегда, наверное, было — а что мы? Для чего мы-то им нужны? И поэтому я считаю, что один из важных аспектов, особенно у нас в регионе, все мы люди, и мы все хотим оставить все в исторической памяти. Любой человек, хоть он федеральный, хоть он региональный, хоть он мирового уровня, он хочет оставить след в истории. И мы, кинематографисты, документалисты, в первую очередь, как раз ему и нужные люди, если так можно выразиться современным языком. Для чего мы нужны людям? Мы можем запечатлеть те исторические события, мы про Никиту Сергеевича сегодня говорили, не Михалкова, имеется в виду, а Хрущева. Потому что осталась кинохроника, видно, кто он, что он, кого ругал, каких художников и т.д., неважно. Но было это тогда. Поэтому современным историческим деятелям тоже хочется, они тоже люди, запечатлиться. Поэтому мы, документалисты, нужны. Юрий Гвоздь, 2009 год .
В последующем выступил режиссёром фильмов «Поэт на все времена» (2012, о жизни и творчестве Х. Такташа ) , «Возвращение к памяти» (2014, о Первой мировой войне ) , «Из семейной истории» (2015, об эпизоде из истории Великой Отечественной войны ) , «Личное дело Фикрята Табеева» (2018, об Ф. А. Табееве ) , «Неоднозначный театр. Однозначно» (2020, о ) . В том же году закончил работу над многолетним проектом, посвященным 100-летию Татарской АССР , в рамках которого записал интервью со ста выдающимися татарстанцами, в частности, с И. Шакировым и Т. Миннуллиным . За более чем сорок лет работы снял свыше 50 фильмов , является ветераном татарстанского телевидения . Активно высказывается про проблемам кинопроизводства в Татарстане и татарского кино в целом , в частности, поддержал создание сериала « Зулейха открывает глаза » .
Женат, есть дочь . Владеет французским и немецким языками .