Interested Article - Гвоздь, Юрий Константинович

Юрий Константинович Гвоздь (род. 19 сентября 1949 , Берлин , советская зона оккупации Германии ) — советский и российский кинооператор , режиссёр-постановщик , сценарист . Председатель правления (2002—2008). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2000), заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (1993).

Биография

Юрий Константинович Гвоздь родился 19 сентября 1949 года в Берлине , Германия . Из семьи военных . Отец — Константин Филиппович (1922—1991) , украинец из-под Красноармейска , участник Великой Отечественной войны , старший лейтенант , кавалер ордена Отечественной войны II степени . Мать — Галия Измайловна, урождённая Вафина, родом из татарской деревни Кошлауч . Брат — Сергей (1952—1980) .

В 1953 году вместе с семьёй переехал в Казань , после начала восстания немецких рабочих против советской власти . С детства увлекался фотографией, занимался в фотостудии при Дворце пионеров, был фотокорреспондентом газеты « » . Окончив школу, в 1967 году уехал в Москву и поступил на операторский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии . Занимался в мастерской В. В. Монахова , операторским мастерством овладел под руководством А. Д. Головни , также учился у Н. Н. Третьякова , П. Д. Волковой . Окончил институт в 1973 году .

После получения образования вернулся в Казань, устроившись в Казанскую студию телевидения . Будучи первым в Татарстане телеоператором с профессиональным образованием, прошёл путь от ассистента оператора до оператора высшей категории . В начале своей творческой карьеры сотрудничал с режиссёром музыкальных программ Р. Г. Кадыровой, вместе с которой создал телевизионную антологию татарской культуры, сняв ряд музыкальных клипов для И. Шакирова , Р. Ибрагимова , , , Р. Ибрагимовой , . В сотрудничестве с кинодраматургом и режиссером участвовал в создании таких фильмов, как «Сосны, освещённые солнцем» (1972, о проблемах экологии ), «Войди в мой белый дом» (1978), «Плюс сердце» (1982), «Договор дороже денег» (1984), «Кто смеётся последним» (1986), «Аве, Маша» (1988), «Это вечное чудо» (1992, про Р. Г. Урасина ), «Большая игра» (2000, о молодых музыкантах), которые были отмечены многочисленными наградами телефестивалей .

Внешние видеофайлы

В дальнейшем работал с телережиссером А. А. Карасиком на фильмах «Казань. Город, который я люблю» (1977), «Растёт гигант на Каме» (1977), «Мы идем в будущее» (1980), «Село начинается с околицы» (1982) . Являясь мастером психологического портрета, Гвоздь с помощью камеры умеет подмечать игру глаз, непроизвольные жесты, передаёт движение мысли своего героя, созданные им кинокадры полны динамизма . В этих картинах он показал себя настоящим летописцем республики, жизни Казани, первых шагов КамАЗа . Особенно Гвоздю удавалось передать ритмический рисунок стихотворного текста, который подчёркивался пластикой кинокадра и точным монтажом . На протяжении ряда лет он также был личным оператором многих татарстанских руководителей, в частности, Ф. А. Табеева , Р. М. Мусина , Г. И. Усманова , М. Ш. Шаймиева .

Значительным достижением как всей кинематографии Татарстана, так и Гвоздя как оператора, стало его плодотворное сотрудничество с режиссером , выразившееся в создании фильмов «Мон Сара» (1996, про С. Садыкову ), «Кто же я?» (1997, про М. Султан-Галиева ), «Сайдаш» (2000, про С. Сайдашева ), исторической драмы «Азат Мерген» в трёх сериях (1992), а также 12-серийной детской музыкальной сказки «Мырау батыр» (1989) . В ряде случаев являлся одновременно оператором, автором сценария и режиссером‑постановщиком, как, например, в фильмах «Прелюдия» (1974), «Душой исполненный полет» (1975), «Волшебный журавль» (1987), «Без грима» (1991) . В этой череде особое место занимает работа «Волшебный журавль» по татарским сказкам-балетам, где Гвоздь наиболее ярко продемонстрировал свою творческую манеру, точность композиционного построения, глубину мысли и поэтического чувства, идею о единстве искусства и живой природы . Позднее он стал автором фильма «Зов земли» (2007), который был номинирован на премию кинофестиваля « », а также цикла презентационных фильмов об агропромышленном комплексе для министерства сельского хозяйства РТ , представленного на международной выставке «Золотая осень» в Москве, « Зелёная неделя » в Берлине , в Париже (2009—2012 гг.) .

Член Союза кинематографистов СССР (1983), (1995), член правления Союза кинематографистов России (1990—1995, 2000—2011), (1990—2011) . В 2002 году избран председателем правления СКТ . В 2005 году переизбран в должности , а в 2008 году его сменил . В дальнейшем неоднократно выставлял свою кандидатуру, но безуспешно . В 2011 году избран председателем ревизионной комиссии Союза кинематографистов Татарстана . Преподавал на факультете кино и телевидения Казанского государственного университета культуры и искусств в должности доцента . Также являлся членом художественно-экспертного совета по кино при министерстве культуры Республики Татарстан .

Мы говорим, что мы такие хорошие и т.д., но надо и другую сторону рассмотреть, со стороны власти. Когда мы идем к ним и что-то просим, у них подспудно, это нормальное явление, это время такое и вообще всегда, наверное, было — а что мы? Для чего мы-то им нужны? И поэтому я считаю, что один из важных аспектов, особенно у нас в регионе, все мы люди, и мы все хотим оставить все в исторической памяти. Любой человек, хоть он федеральный, хоть он региональный, хоть он мирового уровня, он хочет оставить след в истории. И мы, кинематографисты, документалисты, в первую очередь, как раз ему и нужные люди, если так можно выразиться современным языком. Для чего мы нужны людям? Мы можем запечатлеть те исторические события, мы про Никиту Сергеевича сегодня говорили, не Михалкова, имеется в виду, а Хрущева. Потому что осталась кинохроника, видно, кто он, что он, кого ругал, каких художников и т.д., неважно. Но было это тогда. Поэтому современным историческим деятелям тоже хочется, они тоже люди, запечатлиться. Поэтому мы, документалисты, нужны. Юрий Гвоздь, 2009 год .

В последующем выступил режиссёром фильмов «Поэт на все времена» (2012, о жизни и творчестве Х. Такташа ) , «Возвращение к памяти» (2014, о Первой мировой войне ) , «Из семейной истории» (2015, об эпизоде из истории Великой Отечественной войны ) , «Личное дело Фикрята Табеева» (2018, об Ф. А. Табееве ) , «Неоднозначный театр. Однозначно» (2020, о ) . В том же году закончил работу над многолетним проектом, посвященным 100-летию Татарской АССР , в рамках которого записал интервью со ста выдающимися татарстанцами, в частности, с И. Шакировым и Т. Миннуллиным . За более чем сорок лет работы снял свыше 50 фильмов , является ветераном татарстанского телевидения . Активно высказывается про проблемам кинопроизводства в Татарстане и татарского кино в целом , в частности, поддержал создание сериала « Зулейха открывает глаза » .

Награды

Личная жизнь

Женат, есть дочь . Владеет французским и немецким языками .

Примечания

  1. , с. 75.
  2. Айрат Нигматуллин, Альфред Мухаметрахимов. . Бизнес Online (25 августа 2019). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  3. . Казанский некрополь . Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  4. . База данных «Память народа» . Дата обращения: 22 июня 2023.
  5. . Казанский некрополь . Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  6. , с. 385.
  7. , с. 384—385.
  8. Зилә Мөбәрәкшина. . (8 ноября 2020). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  9. , с. 230.
  10. , с. 116.
  11. . Газета «Республика Татарстан» (27 февраля 2020). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  12. Радиф Кашапов. . (4 февраля 2023). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  13. . Министерство культуры Республики Татарстан (20 октября 2006). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  14. Армен Малахальцев. Газета «Республика Татарстан» (20 сентября 2005). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  15. Айсылу Кадырова. Газета «Вечерняя Казань» (1 ноября 2011). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  16. Айсылу Кадырова. . Газета «Вечерняя Казань» (3 декабря 2015). Дата обращения: 22 июня 2023. 18 марта 2023 года.
  17. . Бизнес Online (4 декабря 2019). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  18. , с. 4.
  19. . Полит.ру (1 апреля 2009). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  20. Люция Камалова. . (11 января 2012). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  21. . (3 октября 2014). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  22. . Министерство культуры Республики Татарстан (23 июня 2015). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  23. Ольга Иванычева. . (6 марта 2018). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  24. Ольга Иванычева. . (26 февраля 2020). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  25. Ольга Голыжбина. . (19 декабря 2017). Дата обращения: 27 июня 2023.
  26. Альфред Мухаметрахимов. . Бизнес Online (16 января 2020). Дата обращения: 21 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  27. . Газета «Республика Татарстан» (9 ноября 2020). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  28. Татьяна Сидорова. Аргументы и факты (23 ноября 2011). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  29. Регина Бадрутдинова, Наталья Стерледева, Ольга Любимова, Дарья Парфенова. . Аргументы и факты (23 апреля 2020). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  30. . Президент Российской Федерации (18 ноября 2000). Дата обращения: 22 июня 2023. 5 февраля 2020 года.
  31. , с. 142.
  32. , с. 384.
  33. . Газета «Республика Татарстан» (18 сентября 2019). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  34. . Президент Республики Татарстан (2 сентября 2009). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  35. Максим Зарецкий. . (27 октября 2006). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.
  36. Татьяна Сидорова. . Аргументы и факты (6 июня 2014). Дата обращения: 22 июня 2023. 22 июня 2023 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Гвоздь, Юрий Константинович