Чижик, Мельхиор Осипович
- 1 year ago
- 0
- 0
Барон Фридрих Мельхиор Гримм ( нем. Friedrich Melchior, Baron von Grimm ; 26 декабря 1723 — 19 декабря 1807) — немецкий публицист эпохи Просвещения, критик и дипломат , многолетний корреспондент императрицы Екатерины II . Их переписка (на французском языке) опубликована и является ценным источником.
Ещё учеником гимназии вступил в переписку с Готшедом, под влиянием которого написал (1743) крайне слабую трагедию «Ваниса». Вскоре получил место секретаря саксонского посланника при германском сейме.
В 1748 году приехал в Париж, где провел большую часть своей жизни, близко знакомый со всеми знаменитостями того времени. Брошюра « Lettre de M. Grimm sur Omphale, tragédie lyrique » (1752), где он дает критическую оценку французской музыки, обратила на него внимание публики. Когда прибывшая в том же году в Париж итальянская опера произвела сильный раскол среди французских меломанов, Гримм написал полный остроумия памфлет « Le petit prophête de Boehmischbroda », имевший громадный успех.
Монархи того времени имели своих специальных корреспондентов в Париже, которые сообщали им все новости в области литературы, науки, искусства и общественной жизни, и Гримм занял эту нишу. Так, с 1747 года существовали « Nouvelles littéraires », которые аббат Рейналь составлял для герцогини Саксен-Готской. Гримм, начав в 1753 году свою « Correspondance littéraire, philosophique et critique », стал посылать её той же герцогине и скоро вытеснил окончательно Рейналя.
« Correspondance » Гримма (нечто вроде рукописной газеты), просуществовавшая до 1792 года, расходилась в 15-16 экземплярах; подписчиками её были король шведский Густав III , императрица Екатерина, король польский Станислав Август Понятовский и прочие. Первые двадцать лет (с 1753 до 1773) « Correspondance » составлялась преимущественно самим Гриммом; когда же он уезжал из Парижа, листки составлялись Дидро , подругой Гримма — г-жой Эпинэ и другими. На страницах « Correspondance » обсуждались все литературные и театральные новинки Парижа, почему она и является драгоценнейшим источником для изучения того времени.
«Литературная корреспонденция Гримма — одна из тех книг, — говорит Сен-Бёв , — к которой я обращался чаще всего для своих этюдов о XVIII в.; чем усерднее пользовался я ею, тем более убеждался, что автор её был человек тонкого, проницательного ума, имевший на все свой собственный взгляд».
Тем не менее отзывы о Гримме как о писателе, за исключением очень немногих, были очень неблагоприятны. Этому способствовали неприглядные черты его характера — угодливая льстивость, постоянное «себе на уме» и многие другие, которыми объясняется, быть может, и то, что никто из его друзей-энциклопедистов в мемуарах своих даже не упоминает о нём. Исключение составляет Руссо , который в своей «Исповеди» рисует его в крайне несимпатичном виде.
Проживая в Париже Гримм был секретарем сначала графа Фризена, потом герцога Орлеанского , а в 1759 году был назначен посланником города Франкфурта при Версальском дворе. Вынужденный вследствие столкновения с франкфуртским правительством отказаться от этого поста, он выхлопотал себе место Саксен-Готского резидента в Париже. Баронский титул он добыл в Вене.
В свите ландграфини Гессен-Дармштадтской, отправлявшейся на бракосочетание своей дочери с Павлом Петровичем , Гримм прибыл в Петербург, понравился Екатерине и получил приглашение остаться в России, от которого отказался.
Познакомившись в Петербурге с семейством графа Румянцева, он сопровождал сыновей его в путешествии по Европе. В 1776 году Гримм вторично был в Петербурге и особенно близко сошёлся с императрицей, которая целые часы проводила в беседах с ним. В 1792-м он был назначен русским резидентом в Готу, а позже — в Гамбург.
Переписка Гримма с Екатериной, начатая в 1764 году, продолжалась до самой смерти императрицы. Если « Correspondance Littéraire » является драгоценным литературным памятником и показывает ум и образование Гримма, то письма к Екатерине, пустые по содержанию, преисполненные самой низкой лести и сопровождаемые беспрестанно разного рода просьбами, выставляют личность автора в самом непривлекательном виде.
Ответные письма императрицы, наоборот, отличаются непринужденностью, простотой и, касаясь самых разнообразных предметов, являются важным материалом для характеристики её личности, а отчасти и её деятельности.
Будучи официальным комиссионером императрицы (главным образом, по покупке различных произведений искусств, среди которых были портреты Вольтера работы близкого друга Гримма — художника Жана Юбера ), Гримм получал от неё множество наград и большие суммы (в общем около 500 000 рублей), навлекая на себя со стороны врагов обвинения (кажется, неосновательные) в недобросовестности. Заботливость Екатерины доходила до того, что она обеспечила судьбу близкой ему внучки М-me Эпинэ, дав ей приданое и выдав её замуж.
Император Павел продолжал относиться к Гримму с такою же благосклонностью, исполнял разнообразные его просьбы, давал ему поручения; между последними интересно поручение — через Галлера (сына знаменитого поэта), пользовавшегося особенным доверием Бонапарта, — стараться привлечь последнего на сторону Людовика XVIII.
Вскоре по прибытии в Гамбург Гримм почти окончательно лишился зрения. Переселившись в Готу, он умер здесь в глубокой старости в 1807 году.