Interested Article - Яблонский, Виктор Петрович

Ви́ктор Петро́вич Ябло́нский (фамилия при рождении За́йкин , 14 июня 1897 , Бердянск 14 июля 1941 , Гдов , Ленинградская область ) — российский советский актёр театра и кино, поэт. Непрямой родственник Петра Боборыкина (писателя, журналиста, автора романа «Китай-город») и известного писателя и публициста Виктора Гольцева .

Биография

Родился в 1897 году в городе Бердянск Таврической губернии. С 1918 по 1921 год служил в Красной Армии , в боях был контужен, вследствие контузии страдал эпилепсией . В 1922 году публикует сборник своих стихов «В сумерках» с графическими иллюстрациями Сергея Полякова. В 1923 году работал в Вахтанговском театре. В 1923—1924 годах работает в Госиздате РСФСР, где исполняет обязанности заведующего столом учёта ответственных работников этого учреждения . В 1925—1926 — сотрудник МХАТа 2го в период руководства его Михаилом Чеховым . Играл второстепенные роли в спектаклях «Блоха» по сказу Н. Лескова , «Петербург» по А. Блоку , «В 1825 году». После окончания двух сезонов 9 апреля 1926 года покинул театр, но в октябре 1926 года просил вернуть его в вспомогательный состав. В 1928 году В. Яблонский вошёл в «девятку» подписантов, которая от имени актёрского цеха осудила заявление М. Чехова об уходе из театра .

В первой половине 1920-х годов был дружен с С. Есениным , познакомился с котором ещё в 1916 году . В числе нескольких ближайших друзей поэта был приглашён на его «современную свадьбу» (государственной регистрации брака или церковного венчания не производилось) с Софьей Толстой . Список гостей позже был переделан в шутливое стихотворение:

Приглашение на обручение —
им радость, а нам мучение.
Воронский , , Пётр Пильский ,
Казанский, Казин, Богомильский,
с ним Аксельрод и Вс. Ива́нов ,
Шкловский из « ЛЕФа », 5 болванов,
2 Савкина, один Берлин,
Грузинов, Марк , 5-6 скотин,
Ан. Абрамовна, Като,
т. Либединский без пальто.
Сам Ключарев, Яблонский,
Орешин, Клычков
И даже Бабель
Без очков.

Известен ряд автографов Есенина, адресованных В. Яблонскому, например, автограф стихотворения « » и « ».

В конце 1920-х годов В. Яблонский начал активно сниматься в кинематографе на Ленинградской фабрике «Совкино» . В 1925 году подает заявление о выходе из Коммунистической партии, мотивируя свой шаг болезнью и тем, что «чувствует себя балластом». В 1931 году он получает главную роль — командира партизанского отряда Левинсона в фильме «Разгром» по одноимённому роману А. Фадеева . Сам автор высоко отзывался о работе В. Яблонского, считая его талантливым актёром, сыгравшим немало прекрасных ролей . Относительно сыгранного им персонажа в источниках отмечается, что «исполнитель роли Левинсона В. Яблонский обладает всеми типическими этническими чертами человека, носящего именно такую фамилию. Более героического персонажа иудаика в советском кино не знала ни до, ни после фильма режиссёра Н. Береснева» . В 1932 году Яблонский, по предложению РАПП, организует Ленинградский филиал Рапповского театра, создает ряд экспериментальных мастерских, работает актёром и режиссёром. Пробуется на роль Чапаева в одноимённом фильме братьев Васильевых. Получает роль казака-пластуна. Из автобиографии: «после передачи роли Чапаева, которую должен был играть, артисту Борису Бабочкину , я принял предложение работать режиссёром в мастерской Сушкевич Ленинградского Дома Ученых.»

В 1935 году в прокат выходит фильм «Путь корабля» о вызывающей в тот период всеобщий интерес организации ЭПРОН , где В. Яблонский снова исполняет главную роль — начальника экспедиционной группы комиссара Петрова.

Нарастающему успеху тридцативосьмилетнего актёра, воплощающему на экране мужественные волевые образы, не дано развиться: по анонимному сообщению о «неправильной трактовке убийства Кирова » в феврале 1935 года он был исключён из партии и выслан из Ленинграда . В 1939 году попытку реабилитации В. Яблонского предпринимает А. Фадеев. 22 февраля он пишет письмо А. Вышинскому с просьбой восстановить актёра в гражданских правах . Впервые опубликованные в конце XX века документы о личном участии писателя в этом деле, наравне с его помощью Анне Ахматовой , Марине Цветаевой , другим представителям творческой интеллигенции, комментируются современными историками-литературоведами как факты для формирования более позитивного взгляда на деятельность главы Союза писателей СССР .

В конце 30х годов Яблонский был реабилитирован и смог вернуться в Ленинград, поскольку Ольга Берггольц , знакомая Яблонского, «с которым связано ощущение целого периода в жизни» , упоминает в своём дневнике о его игре 13 марта 1941 года в спектакле «Дон Кихот» Александринского театра , отмечая: «Виктор очень постарел» .

В начале Великой Отечественной войны В. Яблонский, несмотря на бронь (он мог эвакуироваться с «Ленфильмом» на Урал), ушёл добровольцем в народное ополчение и погиб в первых боях недалеко от Гдова [ источник не указан 4088 дней ] .

Семья

Был женат трижды:

  • Первая супруга — Петрова (Яблонская) Екатерина Ивановна (1925—1934).
  • Вторая супруга — Гольцева (Яблонская) Вера Викторовна (актриса), дочь известного писателя и публициста Виктора Гольцева .
  • Третья супруга — Ницца Евгения Александровна (1902—1942), внучатая племянница Софьи Боборыкиной , жены Петра Боборыкина (писателя, журналиста, автора романа «Китай-город»).
  • Дочь (от первого брака) — Ольга Викторовна Яблонская. Внучка Екатерина Ивановна Яблонская.
  • внучка (от третьего брака с Евгенией Ниццей) — Марианна Аркадьевна Яровская , российско-американский режиссёр документального кино.

Фильмография

  • 1928 год — Нота на колёсах / Спиридонов, механик-самоучка
  • 1929 Конница скачет прапорщик
  • 1931 год — / Левинсон, командир отряда
  • 1932 год — Возвращение Натана Беккера
  • 1934 год — Чапаев / казак, эпизод
  • 1935 год — Путь корабля / Петров Артемий Петрович, начальник партии ЭПРОНа
  • 1935 год — Ошибка Ильи Громова (не завершен) / Илья Громов

Библиография

  • Яблонский В. . . — М. : Типо-Лит. Моск. Картоизд. Отдела Корп. Воен Топ., 1922. — 16 с. — 1500 экз.

Примечания

  1. Ныне Гдовский район входит в состав Псковской области .
  2. РГАЛИ фонд 1990, опись 1, ед.хранения 478.
  3. , с. 609.
  4. / Под ред. А. М. Бродского. — М. : Гос. типография им. Ивана Фёдорова, 1925. — 179 с. — 3000 экз. 2 февраля 2014 года. — С. 178.
  5. .
  6. Зинин С. И. . // esenin.ru. Дата обращения: 22 ноября 2012. 4 ноября 2012 года.
  7. Фадеев А. А. . Письма и документы: из фондов Российского государственного архива литературы и искусства / Составитель Н. Дикушина. — М. : Изд-во Литературного института им. А. М. Горького, 2001. — 376 с. — 3000 экз. ISBN 5-7060-0043-3 .
  8. Черненко М. от 12 октября 2013 на Wayback Machine — М., 1991.
  9. Щедров Я. . // Комсомольская правда (29 августа 2002). Дата обращения: 4 ноября 2012. Архивировано из 1 февраля 2014 года.
  10. . // aleksandrfadeev.ru. Дата обращения: 4 ноября 2012. Архивировано из 1 февраля 2014 года.
  11. Берггольц О. Ф. Ольга. Запретный дневник // Собрание сочинений: В 3 т. — Л., 1988—1990.

Литература

  • Алперс Б. В. . . — М. : Искусство , 1977. — 519 с. — С. 3—88.
  • «Чапаев» / Сост. Л. А. Парфёнов. — М. : Искусство , 1966. — 210 с. — (Шедевры советского кино).
  • Захаров А. Н., Кошечкин С. П., Куняев С. П. и др. Есенин С. А. Полное собрание сочинений в 7 томах. Т. 6. Письма / Общ. ред. С. И. Субботина. — М. : Наука , 1999. — ISBN 5-02-011682-3 .
  • МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии. — М. : МХТ имени Чехова, 2010. — 960 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-900020-25-9 . — С. 132—134.
Источник —

Same as Яблонский, Виктор Петрович