Interested Article - Багдадский погром 1941 года
- 2020-12-01
- 1
Багдадский погром 1941 года , известный также как Фархуд ( араб. الفرهود , «экспроприация») — погром , произошедший в Багдаде 1-2 июня 1941 г. в обстановке вакуума власти, когда британские войска сражались против сторонников пронацистского правительства аль-Гайлани , но не успели дойти до Багдада. Когда британские и трансиорданские войска вошли в столицу, к тому времени, по официальным данным, около 175 евреев было убито и около 1000 ранено. Имущество евреев было разграблено, и 900 еврейских домов было разрушено .
Результатом стала массовая миграция евреев из Ирака. К 1951 г. из страны уехало, в основном в Израиль, 110 тыс. евреев — 80 % всего еврейского населения Ирака . Историки называли Фархуд «забытым погромом Холокоста » и «началом конца еврейской общины Ирака», просуществовавшей более 2500 лет .
Предыстория евреев
Начиная с Вавилонского пленения , евреи жили в Ираке уже 2,5 тысячи лет. К 1941 г. их число составило около 150 тыс. человек. Они играли важную роль в иракском сельском хозяйстве, торговле, банковском деле и даже входили в состав чиновного сословия.
Положение евреев в Ираке, как и в других мусульманских странах, не было безоблачным. В недавней истории Ирака уже было два крупных погрома — в Басре в 1776 г. и в Багдаде в 1828 г. Было и немало других случаев насилия, направленного против евреев , случаев санкционированного властями разрушения синагог, принудительного обращения евреев в ислам .
Предпосылки
После поражения Оттоманской империи в 1-й мировой войне Лига наций установила британский мандат над Ираком. После гибели короля Гази в 1939 г. в автомобильной катастрофе британцы добились назначения регентом Абд-аль-Илаха. Британцы были непопулярны в стране, и ряд иракских политиков-популистов рассматривал гитлеровскую Германию как дружественную иракскому народу и противовес британцам.
Гитлеровская пропаганда
В период между 1932 и 1941 г. немецкое посольство в Ираке при активном участии посла, видного востоковеда Фрица Гроббы , оказало значительную поддержку местным антиеврейским и профашистским движениям. НСДАП приглашала в Германию местных офицеров и интеллектуалов, в местных газетах публиковались «спонсированные» Германией антисемитские материалы. Немецкое посольство приобрело газету Al-alam Al-arabi («Арабский мир»), где в дополнение к антисемитской пропаганде начали публиковать отрывки из программной книги Гитлера « Моя борьба » в переводе на арабский. Также немецкое посольство содействовало учреждению молодёжной организации Al-Fatwa , принципы которой напоминали Гитлерюгенд .
Переворот «Золотого квадрата»
1 апреля 1941 г. группа пронацистски настроенных иракских офицеров, известная как « Золотой квадрат », во главе с генералом аль-Гайлани , свергла регента Абд аль-Илаха . Новое правительство Ирака заняло антибританскую позицию по вопросу о военном договоре, навязанном Ираку в качестве условия независимости. Договор давал британцам неограниченное право на размещение и транзит войск через Ирак. В ответ, в качестве угрозы, британцы направили в страну большую группу войск из Британской Индии. Иракские власти отказались впустить войска в страну; произошли столкновения британцев с иракцами у Басры и к западу от Багдада около британской базы. Немцы направили группу из 26 самолётов, которая нанесла удар по британской базе в г. Хаббания, закончившийся ничем.
Уинстон Черчилль направил телеграмму Франклину Рузвельту , предупреждая, что если Ближний Восток окажется в руках немцев, то разгром нацизма окажется долговременной, трудной и маловероятной задачей, поскольку Гитлер получит доступ к местным нефтяным месторождениям.
25 мая 1941 г. Гитлер издал «Приказ 30», где говорилось: «Арабское освободительное движение на Ближнем Востоке — наш естественный союзник против Англии. В этой связи особое значение уделяется освобождению Ирака… Поэтому я принял решение выдвинуться на Ближний Восток, поддержав Ирак» .
30 мая 1941 г. организованные британцами вооружённые силы во главе с бригадиром Джеймсом Джозефом Кингстоном достигли Багдада , ввиду чего члены «Золотого квадрата» покинули город и бежали через Иран в Германию. В состав британских войск входили и части иракских добровольцев, известные как Арабский легион.
31 мая 1941 г. регент был готов лететь в Багдад, чтобы восстановить свою власть. Чтобы избегнуть антибританских волнений, он прибыл без сопровождения британцев.
Антисемитские действия накануне погрома
Израильский писатель , свидетель погрома, писал: «Антисемитская пропаганда постоянно и регулярно передавалась как по местному радио, так и Берлинским радио на арабском языке. По дороге в школу я видел написанные на стенах антиеврейские лозунги, такие, как „Гитлер убивал еврейскую заразу“. На магазинах, принадлежавших мусульманам, было написано „мусульманин“, чтобы их не тронули в случае погрома».
Шалом Дарвиш, секретарь еврейской общины Багдада, свидетельствовал, что за несколько дней до Фархуда молодежь из организации Аль-Футува отметила дома евреев отпечатком ладони красной краской.
За два дня до Фархуда , министр правительства, провозгласивший себя губернатором Багдада, вызвал раввина Сассона Кадури, лидера еврейской общины, и порекомендовал тому уговорить евреев, чтобы те оставались в своих домах в течение ближайших трёх дней. Позднее следствие установило, что планом аль-Сабави было убийство евреев, даже несмотря на то, что его власть в городе продлилась всего несколько часов.
Во время свержения правительства аль-Гайлани по городу ходили слухи, будто бы евреи подавали сигналы британским самолётам.
Погром (1-2 июня 1941 г.)
По сообщениям иракского правительства и британских источников, погром начался, когда делегация иракских евреев, отправившаяся на встречу с регентом Абд аль-Илахом, прибыла во Дворец цветов (Qasr al Zuhur), где на неё напала толпа сразу после того, как евреи перешли мост Аль-Хурр. За этим последовали погромы в районах Аль-Русафа и Абу-Сифьян. Ситуация ухудшилась на следующий день, когда иракская полиция присоединилась к действиям погромщиков. Были сожжены еврейские магазины, а синагога разрушена.
Профессор Цви Бен-Йехуда утверждает, что события возникли не произвольно, а начались с подстрекательства в мечети Джами-аль-Гайлани. Он ссылается на свидетельства очевидцев .
Только днём 2 июня британские войска ввели комендантский час. По замеченным погромщикам британцы открывали огонь без предупреждения. Благодаря таким мерам погром удалось остановить.
Британский журналист Тони Рокка, проведший расследование событий, обвиняет британского посла в Ираке Кинахана Корнуоллиса, который не выполнил приказ из Лондона, предписывавший заблаговременно вмешаться и остановить погромщиков, и не позволял вмешиваться британским офицерам . Согласно другим свидетельствам, британцы не вмешивались намеренно, желая воспользоваться враждой между мусульманами и евреями, поскольку именно в этот период британские власти на Ближнем Востоке конфликтовали с сионистским движением .
Последствия
Разные источники противоречат друг другу по поводу числа жертв погрома: по минимальным оценкам, погибло около 180 евреев и около 240 было ранено, 586 принадлежащих евреям магазинов и предприятий было разграблено, 99 еврейских домов было разрушено . Восемь нападавших, включая офицеров армии и полиции, были впоследствии приговорены иракскими властями к смертной казни. Другие источники указывают около 200 жертв, более 2000 раненых, около 900 уничтоженных домов и магазинов . Израильский Музей вавилонского наследия заявляет, что помимо 180 «опознанных» жертв в массовых захоронениях покоится около 600 неопознанных жертв .
Массовое бегство евреев из Ирака, несмотря на существовавший одно время запрет на выезд, сократила численность общины в 5 раз уже в начале 1950-х гг, а к 2003 г. в стране осталось не более 100 евреев. В 2008 г. в Ираке проживало всего 7 евреев .
Примечания
- ↑ Martin Gilbert. , William Morrow and Company, 1993. pg. 114. ISBN 0-688-12264-7 .
- . BBC News . Дата обращения: 19 января 2015. 30 октября 2020 года.
- United States. Dept. of State. External Research Division. от 3 января 2020 на Wayback Machine , Europa Publications, 1960. pg. 139.
- Abraham H. Miller. от 11 августа 2011 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 15-06-2013 [3866 дней] — , ) , Frontpagemag.com. , June 01, 2006.
- от 6 февраля 2011 на Wayback Machine by Julia Magnet ( The Telegraph , April 16, 2003)
- Bat Ye’or, The Dhimmi, 1985, p.61
- 10 августа 2014 года.
- Shenhav, 2002, p. 30.
- Levin, 2001, p. 6.
- от 23 августа 2010 на Wayback Machine by Semha Alwaya
- . Дата обращения: 18 июня 2011. 3 декабря 2019 года.
- . Дата обращения: 29 сентября 2017. 2 сентября 2017 года.
Литература
- Cohen, Hayyim (1966). The Anti Jewish Farhud in Baghdad 1941 . (Middle Eastern Studies, 3, 2-17)
- Levin, Itamar (2001). Locked Doors: The Seizure of Jewish Property in Arab Countries . (Praeger/Greenwood) ISBN 0-275-97134-1
- Shamash,Violette (2008,2010) «Memories of Eden: A Journey Through Jewish Baghdad.»(Forum Books, London; Northwestern University Press, Evaston, IL, USA) ISBN 978-0-9557095-0-0
- Shenhav, Yehouda (2002). Ethnicity and National Memory: The World Organization of Jews from Arab Countries (WOJAC) in the Context of the Palestinian National Struggle . (British Journal of Middle Eastern Studies. 29 (1), 27-56)
- Kedouri Elie (1974) The Sack of Basra and the Farhud in Baghdad, (Arabic Political Memoirs. London), pp. 283—314.
- Meir-Glitzenstein Esther (2004). Zionism in an Arab Country: Jews in Iraq in the 1940s . (London and New York: Routledge)
- Zvi Yehuda and Shmuel Moreh (Ed.): Al-Farhud: the 1941 Pogrom in Iraq . (Magnes Press and The Vidal Sassoon International Center for the Study of Antisemitism ), 1992 Hebrew, 2010 English: plus the Babylonian Jewish Heritage Center as editor: ISBN 978-965-493-490-9 , e-book: ISBN 978-965-493-491-6
Ссылки
- (недоступная ссылка)
- by Edwin Black (The Jewish Times) October 5, 2004
- , The Telegraph , 16 Apr 2003.
- ( United States Holocaust Memorial Museum )
- PDF (137 KiB ) Lecture given by Dr. Zvi Yehuda on June 4, 2006 at the Babylonian Heritage Center in Or-Yehuda during the Memorial Evening of the 129 Jewish Victims of the Farhud (International Sephardic Leadership Council)
- the chapter on the farhud of «memories of eden», a book on Iraqi Jew history.
- review of «memories of eden», Haaretz.
- 2020-12-01
- 1