Interested Article - Иоанн (Теодорович)

Иоа́нн (в миру Иван Фёдорович Теодоро́вич , укр. Іван Федорович Теодорович , англ. John Theodorovich ; 26 сентября ( 6 октября ) 1887 , село Крупец , Дубенский уезд , Волынская губерния 3 мая 1971 , Филадельфия ) — предстоятель, на тот момент неканонической, Украинской православной церкви в США .

Биография

Родился 26 сентября (6 октября) 1887 года в селе Крупец около Радивилова Дубенского уезда Волынской губернии в семье потомственного священника .

Изначально его фамилия писалась «Хведорович» или «Федорович». Митрополит Василий Липковский в седьмом разделе своей «Истории Украинской Православной Церкви» везде последовательно назвал его «Федорович» .

Окончил , учился в Волынской духовной семинарии , располагавшейся тогда в Житомире , из которой был отчислен в 1906 году за активное украинофильство.

До 1911 года с незаконченным образованием работал в начальных народных школах Лубенского и Острожского уездов . В 1912 году вновь был принят в Житомирскую духовную семинарию и окончил её 10 мая 1914 года .

12 октября 1914 года был рукоположён в сан диакона архиепископом Волынским Евлогием (Георгиевским) . 10 мая 1915 года епископом Владимиро-Волынским Фадеем (Успенским) был рукоположён в сан иерея .

В августе 1915 года овдовел, после чего поехал в действующую армию, где стал работать в отделе «Красного Креста» Юго-Западного фронта . Здесь его застала Февральская революция .

Согласно биографии, основанной на его словах, «был первым из духовенства, выпустивший в армию на фронте воззвания для поддержки революции». Летом того же года священник Иоанн Федорович перешёл на службу в состав организаторов украинской администрации в разных городах Украины .

В 1918 году, в период Украинской державы гетмана Павла Скоропадского , Теодорович — военный священник Украинской Серожупанной дивизии .

В 1919 году — главный военный священник Юго-Западного фронта, позже — недолговечной Холмской группы войск Армии УНР . После её ликвидации Ивана Теодоровича направили в Чёрный Остров . Поработав немного в Главном штабе, он получил назначение в Киевскую дивизию Юрка Тютюнника . Больного тифом, его оставили в Виннице , которую вскоре заняла Белая армия .

Выздоровев, уехал к родным на Волынь. Пасхальные праздники 1920 года встретил как священник в селе Митинцы .

В начале 1921 года наладил связь с деятелями, которые стремились к автокефалии православной церкви на Украине. Получив поручение, взялся организовывать украинские приходы на Подолье и Волыни .

В сентябре 1921 года в Староконстантинове его арестовали. Многочисленные письма в его защиту помогли священнику освободиться .

Был активным участником состоявшегося с 14 по 30 октября 1921 года самочинного Всеукраинского Православного Церковного Собора в Софийском соборе в Киеве . Выступил с рядом докладов на Соборе. 131 голосом был избран кандидатом в епископы . 24 октября 1921 года данный собор избрал его «епископом Винницким и Подольским». Поставление состоялось 26 октября того же года .

В период служения Иоанна Теодоровича в Виннице к присоединились 5 из 6 городских храмов. В ведении канонической Церкви остался кафедральный собор. Кафедрой Теодоровича стал винницкий Казанский собор. Совершал «миссионерские поездки» по сельским районам, проводил диспуты с православными клириками, в ходе которых убеждал слушателей в том, что советская власть поддерживает УАПЦ. После диспутов нередко происходили захваты храмов автокефалистами при поддержке местных властей. В начале 1922 года, после визита Теодоровича в Каменец-Подольский и его встреч с представителями Подольского губисполкома, к УАПЦ примкнули профессора Каменецкого университета Иосиф Оксиюк , С. Гаевский, Васильковский, а также протоиерей Евфимий Сецинский и др. В украинизации приходов в селах Винницкого уезда Пятничаны, Павловка, Мизяковские Хутора и дрругих участвовали сельские исполкомы, комитеты бедноты и другие советские структуры .

В октябре-ноябре 1922 года в Виннице написал работу «Благодатність єрархії У. А. П. Ц.», где доказывал каноничность последней. Основное содержание работы составляют богословские рассуждения относительно возникновения епископата в ранней христианской Церкви, обзор свидетельств Апостолов, отцов Церкви и более поздних богословов относительно рукоположения первых епископов и образования определённой церковной традиции .

На протяжении 1921—1923 годов организовал приходы УАПЦ в Подолии, на Волыни и Херсонщине .

В 1923 году часть украинских приходов США обратились за окормлением к самопровозглашённой Украинской Автокефальной Православной Церкви на Украине. В конце года Иоанн Теодорович был направлен в Америку руководить Липковской Украинской епархией в США и Канаде. В конце декабря выехал на новое место работы, прибыл в Америку 13 февраля 1924 года и первую архиерейскую Литургию отправил в украинском храме св. Вознесения в Нью-Йорке .

Собор Украинской православной Церкви в Нью-Йорке 11-12 июня 1924 года, избрал Архиепископа Иоанна Первоиерархом Церкви. Впоследствии и Собор Украинской Греко-Православной Церкви в Канаде, который состоялся в Йорктоне 16-17 июля 1924 года, избрал Иоанна «архипастырем и духовным опекуном» .

В 1924 году становится архиепископом Виннипегским. Проживал в городе Филадельфия , США .

По прибытии в Канаду в своем письме от 7 марта 1924, где он благодарил Консистории Украинськой Греко-Православной Церкви в Канаде за поздравления его с годовщиной приезда в Америку, он подписался «Архиєпископ Іоанн Хведорович». Только в сентябрьском номере Виннипегского «Православного вестника» за 1924 год он впервые подписался «Архиєпископ Іоанн Теодорович» .

С 1928 года сотрудничал в журнале «Днепр» (печатном органе УПЦ в США) .

В 1930-е — 1940-е годы Иоанн Теодорович активно выступал за объединение всех украинских православных приходов США и Канады вокруг УАПЦ .

Несмотря на все противоречия, вызванные вопросом о законности рукоположения епископа Иоанна, его юрисдикция стала крупнейшей среди украиноязычных православных граждан: в США и Канаде ему подчинялось около 300 приходов (которые обслуживали 60 священников), 20 приходов находилось в Бразилии . При этом канадская часть церкви сохранила определённую автономию из-за самостоятельной регистрации .

25-26 августа 1947 года в городе Ашафенбург состоялся съезд, который созвали сторонники возродившейся в 1942 году УАПЦ , эмигрировавшие с Украины в связи с наступлением Красной армии ; делегаты съезда (7 священников и 60 мирян) объявили всех епископов УАПЦ отступниками и призвали перейти в юрисдикцию Иоанна Теодоровича; так была создана «Украинская Автокефальная Православная Церковь (Соборноправная)». Иоанн Теодорович отказался иметь дело с «соборноправной» юрисдикцией .

27 августа 1949 года в Нью-Йорке Иоанн Теодорович был повторно хиротонисан во епископы . Хиротонию совершили экзарх Александрийского Патриархата в США, митрополит Христофор (Кондогиоргис) и епископ Мстислав (Скрыпник) .

После этого в крупнейшую украинскую юрисдикцию перешла и большая часть приходов, находившихся в юрисдикции епископа Константинопольского патриарха Богдана (Шпильки) .

16 октября 1950 в Нью-Йорке церковная группа, которую возглавлял епископ Иоанн, объединилась с группой архиепископа Мстислава (Скрипника) . Новая организация получила название: «Украинская Православная митрополия в Северной Америке».

НКВД КГБ вело «оперативное наблюдение» за епископом УАПЦ Иоанном Теодоровичем, ибо по их мнению, он имел вредную для них «цель объединить украинских эмигрантов в борьбе за независимость Украины» .

Скончался Иоанн Теодорович в 7:30 утра 3 мая 1971 года в Больнице города Филадельфия после недолгой болезни . Похоронен на Украинском православном кладбище в Саут-Баунд-Бруке , штат Нью-Джерси .

Примечания

  1. от 9 марта 2014 на Wayback Machine , стр. 2
  2. Ірина Преловська от 14 мая 2022 на Wayback Machine
  3. от 27 сентября 2013 на Wayback Machine // «Українці в світі»
  4. . Дата обращения: 23 декабря 2014. 4 марта 2016 года.
  5. В. Г. Пидгайко, Е. Н. Галамай, Ю. В. Олейник. // Православная энциклопедия . — М. , 2012. — Т. XXX : « Каменец-Подольская епархия Каракал ». — С. 8-33. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-031-8 .
  6. Андреюс Гайосинскас от 28 сентября 2013 на Wayback Machine // «Анти-раскол»
  7. ЦГАОО следственное дело № 15690 с. 8
  8. от 9 марта 2014 на Wayback Machine стр. 1

Литература

  • Николаев К. Н. Восточный обряд. Париж: YMCA-Press, 1950. — С. 287—288, 296.
  • Мулик-Луцик Ю. Історія Української Греко-Православної Церкви в Канаді = HISTORY of the Ukrainian Greek Orthodox Church of Canada. — Т. 4 : Українська греко-православна церква в Канаді в юрисдикції архиєпископа Івана Теодоровича. — Вінніпег : Екклезія, 1989. — XIX, 831 с.
  • Православная Церковь на Украине и в Польше в XX столетии: 1917—1950 гг.: Сборник. — М., 1997. — С. 74-75.
  • Петрушко В. И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период (1989—1997). — М.: Св.-Тихоновский богословский институт, 1998. — 254 с.
  • Преловська І. Архієпископ Іван Теодорович — видатний діяч Української церкви в діаспорі // Матеріали ІІІ Міжнародної наукової конференції: «Українська діаспора: історичні пошуки, еміграційні явища, культурно-мистецькі набутки, функціонування наукових установ». Центр гуманітарної співпраці з українською діаспорою Ніжинського державного університету ім. Миколи Гоголя, м. Ніжин, 30-31 травня 2007 р. — Ніжин, 2007. — Вип. 6. — С. 108—111.
  • Преловська І. // Наукові записки / відп. ред. І. Пасічник, Л. Винар.. — Острог: Острозька акад., 2008. — С. 128—141 .

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»
Источник —

Same as Иоанн (Теодорович)