Interested Article - Лебег, Николя

Николя Лебег ( фр. Nicolas Lebègue , приблизительно 1631 — 6 июля 1702) — французский композитор, органист и клавесинист , музыкальный педагог. Лебег внёс существенный вклад в развитие французской органной школы, создав произведения с отдельными партиями для педальной клавиатуры и развивая жанр Tierce en taille . Его произведения также включают в себя самые ранние изданные неметризованные прелюдии ( фр. Prélude non mesuré ).

Биография

Церковь Сен-Мерри

Лебег родился в Лане, и не известно ничего определённого о его первых годах жизни или обучении музыке. Возможно, его дядя (также носивший имя Николя Лебег), maître joueur d’instrument , играл некоторую роль в музыкальном образовании Лебега. Также ничего не известно об обстоятельствах переезда Лебега в Париж: первое известное упоминание о Лебеге содержится в документе 1661 года, в котором композитор уже описан как «известный парижский органист», поэтому к тому времени он, должно быть, жил и работал в городе достаточно долго, чтобы обеспечить себе основательную репутацию. Такая запись также должна означать, что он занимал позицию органиста в Париже по крайней мере один раз, однако точное место его работы неизвестно. Единственный пост, о котором достоверно известно, что Лебег его занимал — должность в церкви Сен-Мерри , где он работал с 18 декабря 1664 года до самой смерти. Лебег начал издавать свою музыку в 1676 году, и в 1678 был избран одним из «королевских органистов» (organistes du Roi) . Этот престижный пост Лебег разделил с , и .

Сохранились многочисленные копии сочинений Лебега, что указывает, что он был широко признанным музыкантом. Он был также известен как эксперт по устройству органа: в этом качестве Лебег путешествовал с консультациями в Бурж , Блуа , Шартр , Суассон и Труа . Помимо этого, Лебег был также влиятельным учителем: среди его учеников были Франсуа Даженкур , Николя де Гриньи и, вероятно, менее известные Габриэль Гарни, Пьер Дандриё , Жан Николя Жоффруа и . Также при содействии Лебега Пьер Дюмаж получил свой первый важный пост в соборной церкви Сен-Кантена .

Скончался в Париже в 1702 году.

Произведения

Титульная страница 3e livre d’orgue

В музыке для клавишных инструментов, созданной Лебегом, заключена его историческая роль в музыке эпохи барокко. В Париже было издано пять коллекций музыки для органа и клавесина:

  • Les pièces d’orgue (1676): 8 сюит для органа в восьми церковных ладах
  • Les pièces de clavessin (1676): клавесинные произведения
  • 2e livre d’orgue (1678): месса
  • 3e livre d’orgue (1685): 10 офферториев , 4 симфонии, 9 рождественских тропарей, 8 церковных произведений иной направленности и сочинение Les Cloches (колокола)
  • Second livre de clavessin (1687): клавесинные сюиты.

Ещё несколько сочинений для клавесина и приблизительно 20 работ для органа сохранились в рукописных копиях. Лебегова музыка для клавесина продолжает традицию, установленную Жаком Шамбоньером и Луи Купереном . В неизмеренных прелюдиях первой книги (самые ранние изданные композиции данного вида) Лебег пользуется изменённой версией свободной нотации, изобретенной Купереном; эти изменения, как Лебег пишет в предисловии, стремятся «представлять прелюдии максимально упрощенно»; сами Лебеговы прелюдии намного короче и проще, чем прелюдии Куперена. С целью упрощения Лебег использовал дольные длительности нот , в противоположность целым нотам Куперена повсюду. Однако ни один из современных Лебегу композиторов не принял изменённую нотацию, и вторая коллекция музыки Лебега для клавесина уже не включала неметризованные прелюдии. Другим важным аспектом стиля Лебега является тенденция к стандартизации: многие его композиции начинаются с пары форм « аллеманда - куранта », в нескольких других затем следует сарабанда , а затем — джига . Лебег был более формален, чем его предшественники, в наименовании своих произведений: ни у одного произведения Лебега нет описательных названий, обычно ассоциирующихся с французской школой клавесина.

Les pièces d’orgue, первая изданная коллекция органной музыки Лебега, включает восемь наборов, покрывая все восемь ладов . Эта коллекция, как часто полагают, — одна из самых прекрасных коллекций французской барочной органной музыки, а также одна из самых важных ступеней в развитии французской школы органа. Лебег был, вероятно, первым среди французских композиторов, кто ввел в свои произведения отдельные партии, написанные для педальной клавиатуры. Он также развивал одну из самых характерных форм французской органной музыки — [Récit de] Tierce en taille — а также trio à deux dessus — трёхголосое полифоническое произведение с двумя частями для правой руки и одной — для левой (что отличается от другой французской формы trio à trois claviers (трио для трех клавиатур), в которой органист должен использовать два мануала и педальную клавиатуру). По сравнению с этими инновационными работами произведения во второй книге Лебега более сдержаны — вероятно, композитор сознательно намеревался писать для непрофессионалов — любителей и новичков (как отмечено в издательском предисловии). Третья коллекция содержит множество различных по формам произведений.

Сохранилось лишь несколько произведений Лебега не для клавишных инструментов: один гимн и коллекция церковных песнопений, изданных в 1687 году в Париже (Motets pour les principales festes de l’année) . В то время как гимн является простым псевдогригорианским хоралом , церковные песнопения являются важными, качественно выстроенными работами, инновационными в их использовании органа не в качестве непрерывного баса на протяжении всего произведения, но иногда и как солирующего инструмента. Данные песнопения были составлены для бенедиктинских монахинь женского монастыря Валь-де-Грас . Другие работы, включая «Вечерню для двух хоров», утеряны.

Литература

  • Apel, Willi. . — Indiana University Press, 1972. — ISBN 0-253-21141-7 .
  • Higginbottom, Edward. Nicolas Lebègue//The New Grove Dictionary of Music and Musicians / S. Sadie and J. Tyrrell. — London: Macmillan, 2001. — С. 429.
Источник —

Same as Лебег, Николя