Волюве-Сен-Ламбер
- 1 year ago
- 0
- 0
Сен-Ламбе́р ( фр. Saint-Lambert ; имя, место рождения и место смерти неизвестны, годы расцвета — конец XVII и начало XVIII веков, Париж ) — французский теоретик музыки и клавесинист . Дидактические труды Сен-Ламбера, написанные ясным и простым языком,— ценное свидетельство клавесинного искусства во Франции XVII века.
Биография Сен-Ламбера неизвестна. Его труд «Основы клавесина» ( фр. Les principes du clavecin , 1702) — первое учебное пособие по игре на клавесине, изданное за 14 лет до знаменитого «L’art de toucher le clavecin» Франсуа Куперена . Помимо сведений об устройстве инструмента и описания клавесинной исполнительской практики (диапазон, аппликатура, орнаментика, советы по интерпретации «неритмизованных прелюдий» ) пособие содержит сведения по общей теории музыки, в том числе главу о метре и темпе . Практическую ценность для аутентистов представляют примеры орнаментики из музыки XVII века ( Шамбоньера , , Лебега , ), которые сопровождаются аналитическими комментариями автора.
Перед тем как перейти к рассмотрению техники мелизмов, Сен-Ламбер пишет:
Если аппликатура на клавесине — вопрос, решаемый [каждым исполнителем] произвольно, то вопрос об орнаментике — вовсе нет. Единственное правило, которому надлежит следовать, это хороший вкус. Есть орнаменты, без которых музыка едва ли может существовать. <...> Хотя орнаменты, о которых дальше пойдёт речь, не являются обязательными, они придают изящество музыкальной композиции, и тот [музыкант], который решит ими пренебрегнуть, не прав.
— Основы клавесина. Глава 20
«Новый трактат об аккомпанементе» (1707) — систематическое описание практики генерал-баса на клавишных инструментах, с ценными комментариями по исполнительской практике (на примере конкретных жанров). В теории музыки важно чёткое различение финалиса (конечного тона-устоя модальных ладов ) и тоники (главного устоя тональных ладов ). Полагают, что в этом источнике слово «тоника» впервые в истории используется в современном значении .
Цитаты и молчаливые заимствования ( плагиат ) из обоих трудов Сен-Ламбера отмечаются в трудах крупных музыкантов и лексикографов XVIII века, среди которых французы Броссар и Рамо , немцы и Маттезон .