Interested Article - Лебрен, Франческа

Франци́ска (Франче́ска) Дороте́я Лебре́н , урождённая Да́нци ( нем. Franziska Dorothea Lebrun, geb. Danzi ; 24 марта 1756 , Мангейм 14 мая 1791 , Берлин ) — немецкая певица ( сопрано ), пианистка и композитор. Дочь виолончелиста Инноценца Данци , старшая сестра виолончелиста и композитора Франца Данци , жена гобоиста-виртуоза и также композитора Людвига Августа Лебрена , мать пианистки Софии и актрисы Розины Лебрен . Её совместные с мужем выступления, проходившие в 1780-х годах по всей Европе, имели необычайный успех.

Биография

Франциска — дочь первого виолончелиста мангеймского оркестра Инноценца Данци . Её младшие братья тоже стали музыкантами: Франц был виолончелистом и крупным композитором, Иоганн Баптист — скрипачом, а Антон — певцом.

Впервые выступила как певица в 16 лет (1772) в шветцингенском в постановке Антонио Саккини . Была принята в труппу Мангеймской придворной оперы (как virtuosa da camera ). В 1777 году она с большим успехом исполняла роль Анны в «Гюнтере фон Шварцбурге» Хольцбауэра , написанную специально для неё. Следующий год провела в Лондоне .

В 1778 году вышла замуж за гобоиста -виртуоза и композитора Людвига Августа Лебрена . Место при дворе (переехавшем в 1778 году в Мюнхен ) оставалось за ней несмотря на постоянные концертные путешествия: вместе с мужем она выступала во многих европейских городах в операх и на концертах.

На открытии театра Ла Скала в Милане 3 августа 1778 года Франциска пела заглавную роль в специально написанной для этого случая опере Сальери «Признанная Европа» . В начале 1779 года они с мужем выступали на парижских Concert Spirituel , где она ошеломила публику тем, что пела итальянский текст вместо сольных партий концертных симфоний . Два сезона (1779—1881) она провела, играя в оперных постановках лондонского Королевского театра . Именно тогда (1780) Томас Гейнсборо написал её портрет. В Лондоне она сочинила и издала двенадцать сонат для клавира и скрипки (соч. 1 и 2), вскоре они вышли в Париже, Амстердаме , Оффенбахе , Берлине , Мангейме и Вормсе . В Лондоне же в 1781 году у неё родилась дочь София .

13 марта 1785 года Лебрен выступала в венском Бургтеатре на весеннем музыкальном празднике, организованном Моцартом . Сезон 1786—1787 она провела в Неаполе , выступала в театре Сан-Карло . Вместе с мужем была приглашена в Берлин на карнавальные сезоны 1789—1790 и 1790—1791. Во время последнего, в декабре 1790 года, её муж скоропостижно скончался. Этого внезапного удара она не пережила, появилась на публике ещё два раза и умерла через несколько месяцев (14 мая 1791). По словам , «её жизнь была песней, её смерть — гармоническим разрешением» .

Семья

Сочинения

Из сочинений Франчески Лебрен до нашего времени сохранились только двенадцать сонат (двухчастных: аллегро и рондо ). Все они были переизданы в недавнее время. Нет никаких сведений о том, что она написала что-то ещё.

  • Шесть сонат для клавесина или фортепиано в сопровождении скрипки, соч. 1 (1780)
  • Шесть сонат для клавесина или фортепиано в сопровождении скрипки, соч. 2 (1780)

Записи

  • (p1996) Francesca LeBrun. Six sonatas for fortepiano and violin, Op. 1. — Monica Jakuc ( молоточковое фортепиано ), Dana Maiben (скрипка). — Dorian Discovery DIS-80162.
    • Первая в мире запись всех Шести сонат, соч. 1 .
  • (p2000) Hofkomponistinnen in Europa: Aus Boudoir und Gärten, Vol. 1. — Fine Zimmermann (клавесин), (скрипка). — Cybele .
    • Соната Es-dur, соч. 1 № 2.
  • (p2007) Feminae in musica. — Tania Fleischer (фортепиано), Aleksandra Maslovaric (скрипка). — Feminae Records
    • Соната D-dur, соч. 1 № 6.

Литература

  • . (неопр.) . — 1811. — С. 40—41.
  • B. Höft. «Komponisten, Komponistinnen und Virtuosen», Die Mannheimer Hofkapelle in Zeitalter Carl Theodors. Hrsg. von L. Finscher. — Mannheim, 1972. — С. 59—70.
  • Brigitte Höft. Franziska [Francesca] (Dorothea) Lebrun [née Danzi] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians .

Примечания

  1. Франческа — итальянизированная форма, что было популярно в среде музыкантов того времени, ср. Вольфганг Амадей Моцарт , где Амадей стало употребляться вместо немецкого Готтлиб .
  2. «Ihr Leben war ein Gesang; ihr Tod die Auflösung einer Harmonie».

Ссылки

Источник —

Same as Лебрен, Франческа