Interested Article - Мост Фабричо
- 2021-03-02
- 1
Мост Фабричо, Мост Фабрицио ( итал. Ponte Fabricio , лат. Pons Fabricius ) — старейший мост через реку Тибр в Риме . Построен в 62 году до н. э. Известен также под названием «Понте деи Кваттро Капи» ( итал. Ponte dei Quattro Capi ) — Мост четырёх голов (по двум античным двухголовым гермам , установленным у начала моста, с изображениями голов Геркулеса или двуликого Януса ). В Средние века появилось ещё одно название: «Мост евреев» ( лат. Pons Judaeorum ), поскольку рядом, на левом берегу реки с XIII века, находилось еврейское гетто .
История
Историк Дион Кассий рассказывает, что каменный мост был построен в 62 году до н. э. народным трибуном и куратором дорог ( лат. curator viarum ) Луцием Фабрицием ( лат. Lucius Fabricius ) взамен старого деревянного моста, уничтоженного пожаром. Его особенность заключается в том, что мост не соединяет берега Тибра, а ведёт с левого берега реки на остров Тиберина , разделяющий в этом месте Тибр на два рукава. С противоположной стороны находится, также античный, мост Цестия . На острове во времена царя Тарквиния Гордого (534—509 г. до н. э.) находился храм Эскулапа (целителя), а затем, в Средние века, госпиталь, приют для бедных и церковь Сан-Бартоломео (Св. Варфоломея) . При папе Евгении IV мостовая была вымощена плитами из травертина, а в надписи 1679 года папы Иннокентия XI говорится о переделке парапетов и кирпичной облицовки.
Архитектура
Мост длиной 62 метра построен из квадров известнякового туфа . Облицован красным кирпичом (результат реставрации XVII века) и светлым травертином , поэтому выглядит двуцветным. Мост имеет две полуциркульных арки пролётом в 24,5 метра (в древности были ещё две шестиметровых по обеим сторонам моста, они скрыты под позднейшими укреплениями берегов) и центральную опору с разгрузочной аркой шириной 6 м, которая также имеет функцию сброса воды во время паводков. Ширина моста 5,5 м.
С двух сторон имеются латинские надписи, свидетельствующие о строителе моста: L . FABRICIVS . C . F . CVR . VIAR | FACIVNDVM . COERAVIT | IDEMQVE | PROBAVIT («Луций Фабрициус, сын Гая, начальник дорог, позаботился о строительстве и также одобрил его строительство»). Надпись повторяется четыре раза: с двух сторон на каждой арке. Более поздняя надпись под разгрузочной аркой мелкими буквами свидетельствует о том, что мост был восстановлен при папе Иннокентии XI , вероятно, в 1679 году.
При въезде на остров находится сторожевая башня: Торре Каэтани (Torre Caetani) .
Легенды в истории и отражения в искусстве
Популярная римская легенда гласит, что название моста «Четыре головы» (Quattro Capi) произошло из-за разногласий между четырьмя архитекторами, которые по заказу папы Сикста V должны были реставрировать мост, но не договорились, и по этой причине папа приговорил их к обезглавливанию на месте, но, помиловав, воздвиг в память об их работе памятник с четырьмя головами. Однако эта легенда мало согласуется с двумя двухголовыми гермами на мосту.
Одну из герм Моста Фабрицио можно увидеть на расположенном неподалёку памятнике поэту Джузеппе Джоаккино Белли в районе Трастевере, где изображён римский поэт, прислонившийся к парапету моста.
Мост Фабричо (Фабрицио) часто изображали художники — живописцы, рисовальщики и гравёры. Наиболее известны офорты выдающегося мастера Джованни Баттисты Пиранези — архитектурная реконструкция и общий вид моста .
По мнению специалистов оригинальная архитектура Камероновой галереи в Екатерининском парке Царского Села постройки архитектора Чарлза Камерона , в частности, высокий подиум и пандус, навеяны офортом Пиранези «Вид на мост Фабрицио в Риме» (1756) .
-
Памятник поэту Джузеппе Джоакино Белли. Рим, Трастевере. 1913
-
Одна из герм моста
-
Мост Фабрицио в Риме. Фотография начала XX века. Справа — Большая Синагога
-
Мост Фабрицио в наше время. Вид с юго-востока
Примечания
- O’Connor. C. Roman Bridges. — Cambridge University Press, 1993. — Р. 66. — ISBN 0-521-39326-4
- Rome. — Paris: Michelin et Cie, 1997. — Р. 135
- Taylor Rabun M. Public Needs and Private Pleasures: Water Distribution, the Tiber River and the Urban Development of Ancient Rome, 2000. — Р. 141. от 9 сентября 2021 на Wayback Machine
- Piranesi. Le antichità Romane. Paris, 1835. — T. 4. — Tav. XVI
- Власов В. Г. Реминисценция как мнемоника архитектуры //Архитектон: известия вузов. — 2017. — № 3(59). — URL: от 23 июля 2020 на Wayback Machine
См. также
- 2021-03-02
- 1