Interested Article - Тэммоку

Тэммоку
Три японские миски с монохромной тэммоку
Белая тэммоку на японском тяване

Тэммоку ( яп. 天目 ) — разновидность железной глазури для керамики, изначально китайской , затем японской ; также сами керамические изделия, покрытые этой глазурью, в основном тяваны (чайные чашки). Обычно имеет тёмно-коричневый или чёрный цвет, но может быть также жёлтой, зелёной и фиолетовой . Тэммоку были наиболее популярны в Китае в период правления империи Сун (960—1279), в Японии же период их наибольшей известности продолжался с XII по XVI века, после чего их затмила керамика раку .

История

Слово «тэммоку» — японское прочтение названия китайской горы ( кит. 天目 , пиньинь tiānmù ), где монахи использовали керамику с подобными глазурями для чайной посуды , и где с ними познакомились японские монахи . Китайское название этой разновидности керамики — ( кит. , пиньинь Jiàn от района Цзяньян в Фуцзяни ), она попала в Японию в Средние века, её много импортировали в периоды Камакура и Муромати (1185—1573 годы) .

В 1323 году из Нинбо в Фукуоку отправился торговый корабль, гружёный керамикой, металлическими, деревянными и каменными изделиями, а также лечебными травами, благовониями и тому подобными товарами; среди почти 2000 гончарных изделий (не считая селадоны и фарфор ) было 320 чаш тэммоку, причём 50 из них уже бывали в употреблении. Так как печи Цзяньяна в то время уже не работали, чайные чаши, по-видимому, перекупили у антикваров, что свидетельствует о высоком спросе на китайскую посуду в Японии. Корабль затонул у западного берега Корейского полуострова и был поднят на поверхность лишь в 1976 году .

В Японии слово «тэммоку» впервые было записано в Японии начале периода Муромати (1338—1573), тогда же были составлены каталоги и списки известных разновидностей китайских тэммоку . Долгое время эту керамику производили только в печах Сето Мино . Хотя японские изделия формой очень похожи на китайский оригинал, там использовались другие глины, глазури и техники изготовления, причём в отличие от китайских глин в Сето—Мино не было сырья, богатого железом, подобно фуцзяньским глинам, и японским гончарам приходилось припудривать свои изделия железосодержащим порошком для получения изделий тёмного цвета .

Состав глазури, цвет и форма

Тэммоку представляют собой либо шликер из глины и древесного пепла, либо смесь полевых шпатов с древесным пеплом или известняком и 4—12 процентами оксида железа, обычно закиси железа . При обжиге изделия обычно быстро нагревают и быстро же остужают, что приводит к оксидизации .

В Китае тэммоку ценили за толстые стенки, медленно отдающие тепло, и цвет — они в основном имели тёмный или чёрный цвет, оттеняющий цвет взбитого в пену чая, однако известны синие изделия, жёлтые, цвета черепахового панциря и так далее . Отличительной особенностью японских тэммоку стала форма: китайские тяваны имели множество различных форм, японские же — преимущественно трапециевидные в разрезе, с узким дном и широким раструбом, обод слегка выгнут наружу .

Лучшие образцы

Наиболее тонкой работой считались предметы с «маслянистыми пятнами», как на тяванах Ёхэн ( яп. 曜変 ё:хэн ) и Инаба ( яп. 稲葉 ) , входящих в ; когда на поверхность такого изделия попадает свет, тяван отражает его сполохом разноцветных лучей от зелёного до фиолетового цвета . Другой ценный эффект носит название «заячьего меха», это, как и «маслянистые пятна», результат разделения глазури во время обжига, однако добиться его легче . Различают две разновидности заячьего меха: светлые пятна, напоминающие контрастные волоски на заячьей шерсти, и нечёткие волнистые линии, напоминающие подшёрсток .

Примечания

  1. , Tenmoku.
  2. , p. 45.
  3. .
  4. , Blackwares.
  5. .
  6. , p. 48.
  7. , p. 49.
  8. , Koseto wares. Chinese influence.
  9. .
  10. , p. 29.
  11. , High-fired.
  12. , p. 50.
  13. , p. 41.
  14. , Hare's fur.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Тэммоку