Interested Article - Иосиф Волоцкий
- 2021-03-04
- 1
Ио́сиф Во́лоцкий (в миру — Ива́н ( Иоа́нн ) Са́нин ; 14 ноября 1439 — 9 сентября 1515 ) — святой Русской православной церкви , почитается в лике преподобных , память совершается 9 (22) сентября и 18 (31) октября .
Жизнеописание
Происходил из дворянской семьи, находившейся на службе удельного князя Бориса Волоцкого . Прадед богослова Александр Санин был православным выходцем из Литвы . В Великом княжестве Московском Санины владели селом Язвищем в удельном Волоцком княжестве . Иван первым в семье принял постриг , но позднее перешли в монашество все три его брата, отец и три племянника . С восьми лет учился грамоте у старца Арсения в .
Около 1459 года в возрасте около 20 лет вместе с товарищем из того же сословия Борисом Кутузовым решил принять монашество. Санин сначала направился в , но быстро покинул его и перешёл в Боровск в обитель Пафнутия Боровского , отличавшуюся своими богатствами, где прожил 18 лет под руководством Пафнутия. В обитель пришёл и престарелый отец Санина, который жил с ним в одной келье и за которым Иосиф ухаживал 15 лет.
В 1477 году, после смерти преподобного Пафнутия, монах Иосиф был назначен игуменом монастыря . Однако из-за конфликта с братьями он вынужден покинуть обитель. В конфликт вмешался великий князь Иван III , и в 1479 году Иосиф на короткое время возвратился на свой пост, но в том же году он решил основать собственный Иосифо-Волоколамский монастырь . «Иосиф охотно принимал в свой монастырь постриженников других монастырей» . Сохранились свидетельства, что Иосиф принимал в монастырь голодавших, он «повелел расходовать на помощь голодающим все запасы монастыря и занимать деньги на покупку хлеба, не считаясь с ропотом братии» .
Иосиф с самого начала пользовался поддержкой удельного князя Бориса Волоцкого . Иосиф был крёстным отцом и духовником его сына князя Ивана Рузского . 1 июня он вернулся в родное княжество, князь сразу выделил строителей, и первая деревянная церковь была заложена 6 июня, а 15 августа завершена. Каменный храм был завершён за пять-шесть лет, расписывал его иконописец Дионисий . Монастырь, руководимый Иосифом, отличался особой строгостью поведения.
По сообщению Досифея Топоркова , в 1514 году предсказал поражение русского войска в Оршанской битве .
В последние годы жизни тяжело болел. Скончался 9 сентября 1515 года.
Литературная деятельность
Игумен Иосиф был талантливым церковным писателем. Он является автором книг «Послание иконописцу», « Просветитель » и нескольких посланий. Он занимал активную жизненную позицию и участвовал в обсуждении актуальных для того времени вопросов отношений церкви и государства. Во время мятежа удельных князей Бориса Волоцкого и Андрея Углицкого в 1480 году против их брата Ивана III, он выступил перед Иваном как посредник от имени своего покровителя Бориса.
Обличитель ереси жидовствующих , Иосиф Волоцкий призывал светские власти преследовать и казнить отступников от православия и тех еретиков, кто «прельщает» православных еретическими учениями:
Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла и ненавидеть, когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку...
Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям — всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням.
В книге «Просветитель» и ряде посланий Иосиф Волоцкий, дискутируя с другим подвижником, духовным лидером « нестяжателей » Нилом Сорским , доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами .
Авторитет Волоцкого игумена, его писания, миссия его монастыря создали особую духовную школу, из которой вышли выдающиеся миссионеры, публицисты, проповедники и в их числе многие церковные иерархи. Во второй половине XVI века представителей этой школы стали называть « иосифляне ».
Требования казней еретиков и обогащения церкви встретили сильное противодействие среди ряда светских и духовных лиц. Монах и церковный писатель Вассиан Косой (князь Василий Патрикеев) в «Слове ответном» и «Слове о еретиках» критиковал иосифлян с позиции милосердия и нестяжательства, апеллируя к заповедям евангельской любви и бедности, а самого Иосифа именовал «учителем беззакония», «законопреступником» и «антихристом» . Заволжские старцы , отвергавшие монастырское землевладение и не разделявшие многие идеи иосифлян, на соборе 1503 года сделали заявление о том, что церкви неприлично владеть землями, а в «Ответе кирилловских старцев» возражали Иосифу Волоцкому относительно предания еретиков смерти: «нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а покаявшихся и проклявших своё заблуждение еретиков Божья церковь принимает в распростёртые объятия» . При этом они ссылались на заповедь «Не судите, да не судимы будете» и на рассказы о прощении Иисусом грешников.
Память
Иосиф Волоцкий был канонизирован в 1579 году. Мощи и вериги святого покоятся в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря . 14 июня 2009 года около монастыря открыт бронзовый памятник преподобному Иосифу.
7 декабря 2009 года по благословению патриарха Кирилла Иосиф Волоцкий был объявлен покровителем православного предпринимательства и хозяйствования .
В 2019 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом объявлен небесным покровителем специалистов материально-технического обеспечения Вооружённых сил Российской Федерации .
Православная гимнография
Яко постников удобрение и отцев красоту,
милости подателя,
рассуждения светильника,
вси вернии, сошедшеся, восхвалим
кротости учителя
и ересей посрамителя,
премудраго Иосифа, Российскую звезду,
молящася Господу помиловатися душам нашим.
См. также
Примечания
- ↑ , с. 16.
- , с. 17.
- , с. 19.
- , с. 21.
- , с. 26.
- , с. 27.
- Белов Н. В. // Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. — Вып. 8. — СПб., 2017. — С. 367—383.
- Иосиф Волоцкий. «Просветитель» ( от 13 марта 2013 на Wayback Machine )
- Никольский М. Н. История русской церкви — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1983. — С. 100.
- Казакова Н. А., Лурье И. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI в. — М.-Л., 1955.
- от 13 декабря 2009 на Wayback Machine Патриархия.ru.
- . Дата обращения: 31 октября 2019. 31 октября 2019 года.
- Православный церковный календарь с тропарями и кондаками, 2009. Изд-во РПЦ МП, 2008, стр.131.
Литература
Сочинения И. Волоцкого
- Послание иконописцу / Авт. предисл. и пер. со слав. иеродиакон Роман (А.Г. Тамберг). — М. , 1994. — 302 с.
- Послания Иосифа Волоцкого / Подгот. текста А.А. Зимина и Я.С. Лурье. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1959. — 390 с.
- Просветитель / Пер. Е.В. Кравец, Л.П. Медведевой. — М. : Спасо-Преображенский Валаамский монастырь (Пямятники церк. письменности), 1993. — 381 с.
Исследования
- // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. I: Сентябрь, День 9. — С. 204.
- Алексеев А. И. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXV : « Иоанна деяния — Иосиф Шумлянский ». — С. 559-585. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2 .
- Жмакин В. И. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- Казанский П. С. — 1847
- Надгробное слово преподобному Иосифу Волоколамскому ученика и сродника его инока Досифея Топоркова. — М. , 1865.
- Житие преподобного Иосифа Волоколамского / сост. Саввою , еп. Крутицким. — М. , 1865.
- Булгаков Н. А. — 1865
- Хрущев И. — 1868
- Смолич И. К. // Русское монашество, 988—1917 : [Возникновение, развитие и сущность]; Жизнь и учение старцев : [Путь к совершенной жизни] : Прил. к «Истории Рус. Церкви» : [Пер. с нем.]. — М. : Церков.-науч. центр «Православ. энцикл.», 1997. — 606 с. — ISBN 5-89572-001-3
- Томсинов В. А. // История политических и правовых учений. — М.: Изд-во МГУ, 1999.
- Попова Т. В. К вопросу о «редакциях» жития Иосифа Волоцкого // Отечественные архивы. 2001. — № 6 (66). — С. 251—264
- // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . — 2008. — № 2 (32). — С. 60—71.
- Алексеев А. И. // Вестник церковной истории . — 2008. — № 2 (10). — С. 121—220.
- Алексеев А. И. Сочинения Иосифа Волоцкого в контексте полемики 1480—1510-х гг.. — СПб. : Рос. нац. б-ка, 2010. — 392 с. — ISBN 978-5-8192-0407-8 .
- Мельник А. Г. // Вестник истории, литературы, искусства. — М. , 2012. — Т. 8 . — С. 125—135 . — ISBN 978-5-9606-0117-7 .
- Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский / сост. иеромонах Герман (Чекунов). — М.: Рус. издат. центр, Иосифо-Волоцкий ставропигиальный муж. монастырь, 2011. — 320 с., ил. — 6000 экз. — ISBN 978-5-4249-0003-7
- Ульянов О. Г. Духовная борьба за авторитет государственной власти на рубеже XV—XVI вв. (прп. Иосиф Волоцкий и Собор 1504 г.) // Духовные основы Российской государственности. Материалы XII Международных Рождественских чтений. М., 2004.
- Ульянов О. Г. 500 лет собору «на еретиков» и его влияние на программу росписи 1508 г. Благовещенского храма Московского Кремля // Иерархия в Древней Руси. Материалы XII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. XII. Можайск, 2005. С. 153—172.
- Фролов Д. Д. // Социально-экономическое развитие Москвы и Московской области в условиях современных глобальных вызовов: сб. науч. ст. / Е. Н. Геворкян. — М. : МГПУ, 2016. — С. 145–149. — 152 с. — 100 экз. — ISBN 978-5-243-00493-0 .
- Canadian Slavonic Papers 60, no.1-2 (2018)
- Преподобный Иосиф Волоцкий в русской духовной культуре / Я. Э. Зеленина. — М. : Фонд социально-культурных инициатив, «Лето», Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь, 2019. — 512 с. — ( Святые России ). — ISBN 978-5-94509-088-0 .
Ссылки
- храмы
- произведения Иосифа Волоцкого
- ссылки на работы о Иосифе Волоцком
- на сайте Русское Православие
- 2021-03-04
- 1