Дочь Сатаны
- 1 year ago
- 0
- 0
Эвбея ( др.-греч. Εύβοια ) — супруга селевкидского царя Антиоха III Великого , упоминаемая в связи с событиями войны с Римом (192—188 годы до н. э.) Данный неравный брак вызвал симпатию у греков по отношению к селевкидскому властителю.
Античные историки приводят разные сведения касательно отца девушки — халкидянина Клеоптолема. По данным греческого историка Полибия он был аристократом , а римлянин Тит Ливий считал его человеком незнатного происхождения . Историк Даниэль Огден считал версию Тита Ливия злонамеренной и невразумительной
В начале войны с Римом (192—188 годы до н. э.) селевкидский царь Антиох III высадился на острове Эвбее . Как сообщают древние авторы, здесь он влюбился в юную красивую дочь Клеоптолема и женился на ней, назвав, согласно Полибию, Эвбеей, хотя сам Клеоптолем не хотел «связываться с человеком несоизмеримо высшего звания» и царю пришлось его долго уговаривать .
По замечанию Элиаса Бикермана , хотя современники и посмеивались над Антиохом III, но не упрекали его за заключение неравного брака — понятия мезальянса у Селевкидов не существовало . Однако Огюст Буше-Леклерк считал этот брак морганатическим . Украинский исследователь Андрей Зелинский указывал на исключительность этого случая и отметил удивление и возмущение древних авторов при его описании. Данный брак считается политически мотивированным, он должен был «укрепить духовную связь (царя) с Элладой» .
Французский историк Клод Ватен считал, что свадьба праздновалась одновременно в двух статусах, согласно положению супругов, в формальном гражданском и с царской помпой. Проявление гражданского статуса исследователь видел в факте уговаривания отца невесты. В этой ситуации Антиох III показывал уважение и почёт по отношению к правам и привилегиям свободных греков. Неизвестно была ли при этом Эвбея провозглашена царицей ( др.-греч. basilissa ), Даниэль Огден замечал, что гражданский характер заключения брака может быть доводом против коронации . Также неизвестно была ли ещё жива на момент заключения брака первая жена Антиоха III - царица Лаодика III . Историк Алекс Маколи хотя и придерживался версии, что первая жена ещё была жива, не видел в этом проблемы для провозглашения Эвбеи царицей, указывая на ситуацию с женитьбами Антиоха II .
Античные авторы описывали, что из-за свадебных хлопот Антиох III «совершенно забыл о делах», думая только о развлечениях, и изнеженность охватила также царских военачальников и простых воинов, что потом плохо сказалось на их боевых качествах. Джон Грейнджер охарактеризовав подобные слухи в качестве «одной из глупых историй, рассказываемых о врагах Рима» . Даниэль Огден замечал, что описываемые Диодором Сицилийским собрания и праздники Антиоха III показаны как часть его свадебных празднований .
После поражения Антиох вместе с молодой женой вернулся в Азию. В браке Антиоха III и Эвбеи родилась неизвестная по имени дочь. После поражения от римлян при Магнесии , Антиох III взял с собой Эвбею и дочь, отступая в Апамею . В 187 году до н. э. царь с супругой и дочерью посетили фестиваль в Вавилоне . Как отмечал Даниэль Огден, у Эвбеи, скорее-всего, не было сыновей, так как она не была вовлечена последующие династические распри Селевкидов .