Гротеск (орнамент)
- 1 year ago
- 0
- 0
Уничтожение самолёта «Калева» — авиационная катастрофа , произошедшая в пятницу 14 июня 1940 года в водах Финского залива . Финский самолёт Junkers Ju 52/3mge «Калева» ( фин. Kaleva ) выполнял рейс 1631 из Таллина ( Эстонская Республика ) в Хельсинки ( Финляндия ), когда всего через несколько минут был перехвачен и сбит советскими военными самолётами, при этом погибли 9 человек, включая несколько дипломатов.
Происшествие случилось в период фактической блокады Эстонии советскими войсками и за три дня до непосредственного ввода войск ; официально никто никаких претензий советской стороне не выдвигал.
Трёхмоторный Junkers Ju 52/3mge с заводским номером 5494 был выпущен 3 июля 1936 года и поступил в национальную финскую авиакомпанию Aero O/Y , где получил бортовой номер и имя Kaleva ( рус. Калева ); для самой Aero O/Y это был уже второй «Ю-52», после . «Калева» изначально был поставлен в варианте с поплавковым шасси , однако в декабре 1936 года близ Хельсинки был открыт самый современный на то время аэропорт Малми , имевший взлётно-посадочную полосу с твёрдым покрытием, поэтому в конце того же года борт OH-ALL был отправлен в Германию для замены поплавкового шасси на обычное колёсное; 25 февраля 1937 года переделанный самолёт вернули владельцу.
10 ноября 1937 года случился инцидент, который едва не закончился происшествием — при выполнении пассажирского рейса у самолёта отделился центральный двигатель, при этом экипаж с трудом сумел сохранить управление и выполнить аварийную посадку в Турку . Во время Советско-Финской войны лайнер сперва эксплуатировался на гражданских линиях, но 25 февраля 1940 года был передан финским ВВС , где вплоть до 19 марта того же года успел налетать 134 часа, после чего вновь вернулся на пассажирские перевозки. По некоторым данным, общая наработка «Калевы» составляла 4393 часа налёта.
В роковом вылете на борту самолёта находились лишь 2 пилота и 7 пассажиров:
Ранее в тот день «Калева» выполнил обычный пассажирский рейс по маршруту Стокгольм — Турку — Таллин , после чего в Таллине произошла смена экипажа и теперь за штурвал сел Бо Хермэнссон фон Виллебранд ( фин. Bo Hermansson von Willebrand ) — шеф-пилот финской авиакомпании; в правом кресле сидел пилот Тауно Лаунис ( фин. Tauno Launis ), он же выполнял обязанности радиста. Далее началась подготовка к рейсу 1631 Таллин— Хельсинки , при этом на борт сели всего 7 человек, включая одного американского дипломата и двух французских дипломатических курьеров. По плану маршрут до Хельсинки имел длину всего 104 км, а по продолжительности должен был занять 32—36 минут. В 13:54 с 9 людьми на борту борт OH-ALL вылетел из аэропорта Ласнамяги .
Должность | Ведущий | Ведомый |
---|---|---|
Командир | ||
Штурман | Хохлов П. И. | Виноградов К. |
Стрелок-радист | Казунов | Лучников В. А. |
Согласно воспоминаниям будущего генерал-лейтенанта Петра Хохлова , в тот день небо близ берегов Эстонии патрулировали два скоростных бомбардировщика ДБ-3Т из 1-го минно-торпедного авиаполка (1-МТАП) ВВС Краснознамённого Балтийского флота , который увидели в нескольких километрах от Таллина пассажирский самолёт, направляющийся в сторону Финляндии, на что командир ведущего самолёта Шио Бидзинашвили скомандовал: «На перехват! Наверняка бесконтрольный, надо завернуть его обратно» . Находившиеся в море эстонские рыбаки, которые стали очевидцами последующих событий, утверждали, что видели на вертикальном стабилизаторе пассажирского самолёта финский флаг, но в рапортах советских лётчиков было указано, что данный самолёт не имел никаких опознавательных знаков.
Военные самолёты подошли очень близко к пассажирскому, почти на 50 метров, что подтверждается показаниями очевидца с острова Кери , после чего советские лётчики жестами стали показывать экипажу, чтобы он вернулся, однако реакции не было, как и на двойное пересечение его курса. Тогда Бидзинашвили дал указание предупредить неопознанный самолёт огнём, после чего стрелок одного из бомбардировщиков дал две трассирующие очереди перед носом «Юнкерса», но и это не изменило курс последнего. По утверждениям советских экипажей, они летели так близко от авиалайнера, что могли видеть, как пассажиры дразнились кулаками и угрожали пистолетами. Тогда и на втором бомбардировщике стрелок-радист также перешёл к пулемёту, после чего был открыт огонь на поражение. На «Калеве» остановился левый двигатель, затем появился дым, сменившийся огнём, после чего «Юнкерс» вошёл в левый крен и в 14:06 с высоты 400—500 метров упал в Финский залив .
На удалении 5,8 морских мили (10,7 км) от места падения на дежурстве находилась советская подводная лодка Щ-301 , командиром которой был Григорий Гольдберг , а экипаж также мог наблюдать катастрофу, спустя минуту после которой в 14:07 (15:07 MSK ) на лодку пришёл приказ направляться к месту падения и определить, что за самолёт был сбит. Направившись по курсу 327°, в 14:47 Щ-301 прибыла к точке 59°47′01″ с. ш. 25°01′06″ в. д. , где обнаружила большое число плавающих на воде обломков, рядом с которыми уже были три эстонских рыболовных бота. Была собрана команда из трёх человек, которая обыскала боты и забрала вещи с самолёта, тогда как остальные извлекли предметы из воды; тел пассажиров или членов экипажа при этом найти не удалось. Впоследствии выяснилось, что некоторые вещи рыбаки всё же сумели доставить в Таллин, где сдали их в полицию, включая портфели, немецкий паспорт, опломбированный мешок дипломатической почты, деньги в банковской упаковке, одежду, записные книжки пилотов и пассажиров, бухгалтерские книги, а также десяток обломков самолёта и спасательный жилет.
К тому времени в Хельсинки уже знали, что борт OH-ALL разбился, а в 14:51 на его поиски вылетел Brewster B239 финских ВВС, пилотировал который знаменитый ас Илмари Юутилайнен . В 14:58 он заметил на поверхности залива силуэт советской подводной лодки и направился к нему, а приблизившись к нему обнаружил на воде масляное пятно и большие куски фанеры — фрагменты отделки салона самолёта. На Щ-301 также заметили финский истребитель, в связи с чем у орудия занял своё место расчёт, а лодка стала кружить на малом ходу, чтобы сманеврировать при угрозе нападения; сделав в 15:02 три круга вокруг лодки на высоте 40—50 метров, Юутилайнен развернулся и улетел обратно на аэродром. В 15:10 (16:10 MSK ) место катастрофы покинула и Щ-301 .
Согласно рапорту командира лодки Григория Гольдберга, среди поднятых вещей была дипломатическая почта общим весом около 100 кг , а также драгоценности и деньги, в том числе: два золотых ордена, 2000 финских марок , 10 000 румынских лей , 13 500 французских франков , 100 югославских динар , 90 итальянских лир , 10 эстонских крон , 3 английских фунта стерлингов , 75 американских долларов и 521 рубль советскими знаками . Среди вещей нашли и некоторые документы, которые после изучения были срочным порядком на сторожевом корабле «Снег» политруком Петром Кобликовым доставлены в штаб Краснознамённого Балтийского флота в Кронштадте .