Мейнард Смит, Джон
- 1 year ago
- 0
- 0
Мейнард ( Мейнгард , Майнхард ) фон Зегеберг ( 1127 — 1196 ), известный также как Святой Мейнард , — первый известный католический миссионер в Ливонии , первый епископ Икскюльский , каноник немецкого ордена Святого Августина из монастыря города Зегеберга в Гольштейне .
Мейнард принял монашество в августинском монастыре в Гольштейне , в городе Зегеберг , от чего и получил своё имя — Мейнард фон Зегеберг.
Считается, что на христианскую проповедь среди язычников-балтов Мейнарда вдохновил монах Вицелин , первым начавший миссионерскую деятельность среди них.
Мейнард прибыл в Ливонию вместе с купцами, которые торговали с ливами , и в 1184 году попросил у полоцкого князя Владимира разрешения проповедовать на его вассальных землях — у ливов, и получил такое разрешение. Историк А. П. Пятнов считает, что князь Владимир поступил так, ибо его родная сестра София приходилась супругой датскому королю Вальдемару I Великому (1157—1182) .
В « Хронике Генриха Латвийского » об этом говорится: «Получив позволение, а вместе и дары от короля полоцкого, Владимира, которому ливы, ещё язычники, платили дань, названный священник смело приступил к божьему делу, начал проповедовать ливам и строить церковь в деревне Икесколе».
Мейнард построил первую небольшую деревянную часовню на Даугаве в местечке Икскюль ( Üxküll , на ливском и современном эстонском языках это дословно означало üx , üks — один, первый и küll , küla — деревня) и стал первым проповедником западного христианства, который старался доносить слово Божие путем убеждения, а не огнём и мечом, за что и удостоился славы «Ливонского апостола». Впрочем, обращаемые в христианство язычники не отличались миролюбием, из-за чего Мейнарду неоднократно грозила смерть.
Зимой 1184—1185 года Мейнард и окормляемые им ливы пережили набег литвы [ источник не указан 194 дня ] , в результате которого понесли большой урон, и многие люди были уведены в рабство. Мейнард упрекнул ливов, что у них нет никаких укреплений, пообещав им построить замок при условии, что они примут крещение .
Поэтому уже в 1185 году на месте деревянной часовни каменщики, приглашённые с острова Готланд , возвели каменную церковь и небольшую крепость. до сих пор сохраняются близ Икшкиле , на острове в реке Даугава, и им присвоен статус культурного памятника государственного значения . Перед закладкой церкви ливы вторично пообещали креститься и часть сделала это, остальные обещали креститься, когда крепость будет закончена, однако и те и другие нарушили клятвы: уже крещённые вернулись к язычеству, а обещавшие в нём и остались.
Только что построенное укрепление, которое начали называть , попытались стащить в реку соседи земгалы [ источник не указан 194 дня ] , однако корабельными веревками разрушить скрепленный цементом замок они не смогли, и к тому же были обстреляны со стен, понеся значительный урон.
Тем временем жители соседнего поселения (ныне Саласпилс ) прибегли к хитрости, использованной икскюльцами, и тоже получили каменную крепость при помощи Мейнарда ниже по течению Даугавы, в районе теперешнего Саласпилса — Кирхгольм .
Строительство каменных крепостей произвело впечатление на ливов, сообщает Генрих Латвийский : шестеро мужчин приняли крещение от Мейнарда.
За достигнутые успехи архиепископ Бремена Гартвиг II в 1186 году возвёл Мейнарда в сан епископа и создал первую в Ливонии епархию под его началом. 1 октября 1188 года папа Римский Климент III утвердил Мейнарда на «епископство Икскюль на Руси» (in Ruthenia), подчинив его Бременскому епископству и его главе Гартвигу II .
В 1188 году из-за неуплаченных долгов на Готланде были посажены в тюрьму русские купцы, из-за чего на время прекратилась торговля между Новгородом и западной Прибалтикой. А торговлю на Балтийском море сдерживал конфликт между Новгородом и Швецией . В результате в нижнем течении Даугавы морская торговля остановилась, однако появился сухопутный маршрут на Псков . Созданные Мейнардом крепости стали опорными пунктами на этом торговом пути, что позволило ему получить поддержку от купечества.
В 1190 году папа Климент III разрешил Мейнарду принять под свое начало всех орденских монахов и священников. В апреле 1193 года вновь избранный папа Целестин III своим письмом выразил ещё большую поддержку миссии, разрешив монахам отказаться от строгих ограничений в еде и одежде (отныне они могли употреблять продукты, предоставленные язычниками) и выдав всем членам миссии отпущение грехов (индульгенции) . В это время к миссии присоединился Теодорих , монах из монастыря Локкум, который начал проповедовать в Турайде .
В конце XII века большинство ливов отказались исполнять данное обещание принять крещение, у Мейнарда возник конфликт с ливской аристократией. Его авторитет упал, из-за чего епископ решил искать военной помощи. Однако перед отъездом вновь получил заверения ливов в дружбе и остался в Икшкиле. Снова пережив предательство, Мейнард планировал добраться в купеческий лагерь на севере (на территории нынешней Эстонии), чтобы оттуда перебраться в Германию, однако получил предупреждение от турайдского старосты Анно о готовящемся покушении и укрылся в Икскюле .
Епископ скончался 12 октября 1196 года и был похоронен в церкви, которую построил. В XIV веке его мощи были перезахоронены в Рижском Домском соборе , где находятся по сей день.
Преемник Мейнарда на посту епископа — Бертольд Шульте — был убит в 1198 году в бою с язычниками-ливами. Это убийство побудило Теодориха отправиться в Рим за подмогой к папе Целестину III . Таково было начало балтийских крестовых походов .
8 сентября 1993 года, во время визита в Латвию, папа Иоанн Павел II канонизировал Мейнарда как первого латвийского апостола, епископа и святого .
Возле построенной Мейнардом церкви в память о нём был установлен камень, который долгое время служил местом паломничества верующих. Сама церковь была разрушена, однако её остатки в настоящее время укреплены и закрыты от осадков. А в самом Икшкиле, возле дороги Рига—Огре, 24 сентября 2010 года установлен памятник Мейнарду . Его автор — скульптор Виктор Сушкевич, а идейный вдохновитель — академик Янис Страдыньш . Финансировал изготовление монумента президент « », меценат .
«Памятник Мейнарду на этом историческом месте — знак того, что необходимо возвращаться к христианским ценностям и чтить их. Это очень важное место. Ведомые верой, миссионеры отправлялись в дальние земли, часто рискуя жизнью, чтобы помочь людям в самом главном — в поисках пути к вечности. Чтобы осознать, что цель человека — жизнь с Богом, и Его можно найти, очищаясь от грехов и полагаясь на Господа в своём сердце», — сказал на церемонии открытия монумента кардинал Янис Пуятс .