Interested Article - Казнь коршуна

Участники обряда казни коршуна. Современная реконструкция, , июнь 2015 года

Казнь коршуна или обезглавливание коршуна ( кашубск. Scynanié kanie , польск. ścinanie kani ) — народный обычай кашубов (этническая группа поляков в польском Поморье ), проходящий в Иванов день и заключающийся в ритуальном обезглавливании красного коршуна , который у кашубов является символом зла и всяческих бед , и последующих его похорон . С середины XIX века является частью не только празднования летнего солнцестояния , но и Зелёных святок (в это время отмечались также День Святой Троицы и Праздник Тела и Крови Христовых ). Когда в деревне собирались все жители, староста деревни и деревенский совет, предварительно поймав коршуна, зачитывали ему обвинения во всех дурных деяниях и выносили ему приговор в виде обезглавливания, отрубая затем голову . Если поймать живого коршуна не удавалось, то вместо этого отрубали голову курице или вороне .

Обряд во многом схож с украинским обрядом изгнания и похорон «чёрной птицы» или «шуляка» (ворон или коршун) , совершаемым на Петров пост ; распространённым в украинском Подолье обрядом изгнания коршуна и его похорон , а также нижнелужицким ритуальным убиением сороки, которое проходит на второй день Троицы или в следующее воскресенье .

Обычай

Этот обычай рассматривался, прежде всего, в качестве предупреждения жителям деревни, поскольку приговор, зачитываемый коршуну сельским старостой, имел непосредственное отношение к событиям, происходившим в то же время в деревне, и мог быть вынесен любому жителю деревни за аналогичные совершённые преступления . Выбор коршуна в качестве обезглавливаемой птицы, по одной версии, обосновывался тем, что она является хищной и охотится на домашних птиц . По другой версии, её возглас «пи, пи» перекликался с призывом «пить, пить» ( польск. pij, pij ), а птицу из-за этого считали предвестником засухи и стремились убить, чтобы предотвратить засуху . В наши дни казнь является общественным событием, и отрубают голову не живому коршуну, а чучелу или красному цветку .

Наименование и происхождение

Красный коршун, давший название обычаю

Красный коршун ( лат. Milvus milvus ) — хищная птица из семейства ястребовых, которая особенно распространена в Померании (Польском Поморье). Питается мелкими грызунами, лягушками, птенцами, больными птицами и падалью, его клич звучит как «хи-е» . У кашубов коршун олицетворяет зло, является врагом людей и их имущества, а также ассоциируется с ленью. В случае, если поймать коршуна для проведения обычая не удавалось, то брали курицу или серую ворону . Ныне в польских деревнях (в том числе в ) вместо коршуна используют цветок на вершине кола (в рыбацко-земледельческих селах, таких, как Тупадлы) или украшенное перьями чучело .

Впервые данный обряд был упомянут в 1851 году Флорианом Ценовой : он описал казнь коршуна так, как это происходило в его родной деревне. Также его описал Ян Паток ( польск. Jan Patock ) в книге 1932 года «День святого Иоанна в Кашубии» ( польск. Dzień św. Jana na Kaszubach ) . В наши дни обычай проходит летом, в июне: местные деятели, актёры и добровольцы проводят его во множестве кашубских деревень ( , , и ) .

Существуют несколько легенд о том, как появился этот обычай.

  • Доктор Бернард Сыхта ( польск. Bernard Sychta ) в «Сборнике кашубских сказок, рассказов и басен» ( польск. Zbiór podań, opowieści i baśni kaszubskich ) писал о том, что Кашубия страдала от серьёзных засух, в ходе которых высыхали даже реки и озёра. По кашубским легендам, Господь сжалился над страдавшими от жажды птицами и велел им рыть пруды, чтобы оттуда можно было пить воду, однако коршун отказался делать это, чтобы не запачкаться. За это Господь наказал птицу, и коршуны с тех пор стали пить только дождевую воду .
  • Легенды, схожие с той, которую представил Сыхта, распространены у поляков в других землях Польши, а также у русских, украинцев и белорусов . Вместе с тем в белорусской легенде похожее наказание выпало сороке, которая как раз оклеветала коршуна, якобы не участвовавшего в копании пруда: после раскрытия обмана сорока из белой в наказание стала пятнистой .
  • На севере Кашубии коршун ассоциировался с женщиной: по одной из местных легенд, Иисус Христос и Апостол Пётр во время своих странствий встретили женщину, у которой попросили воды. Та отказала, за что была в наказание обращена в коршуна .
  • У жителей окрестностей Косьцежины была легенда о том, что в коршуна был обращён могучий колдун, обладавший большими познаниями и огромными сокровищами: по его вине в Кашубии прекратились дожди, а после его обращения в коршуна ему было дозволено пить воду только из трещин в камнях. Крик коршуна «пи, пи» местные жители истолковывали как просьбу «пить, пить», поскольку летом коршун страдал от жажды .
  • В некоторых польских легендах коршуна обвиняют в том, что он не то замутил воду в колодце Богородице, не то мутил воду в ручье, когда она стирала в нём рубашки младенцу Христу, поэтому коршуну в наказание запретили пить земную воду .

Участники

Видеозапись современной реконструкции обряда, сделанная в деревне в июне 2015 года

Участники обычая либо определяются жребием, либо набираются из числа добровольцев (в день обычая или до него). Участвуют следующие лица :

  • Солтыс ( польск. Sołtys , сельский староста) и его жена . Как правило, они приветствуют гостей и прощаются с ними: солтыс зачитывает приговор коршуну. Солтыс носит шляпу, украшенную цветами и ленточками, поэтому благодаря своему наряду является вместе с палачом одним из главных героев обычая.
  • Палач ( польск. Kat ) и его жена . Палач иногда сам зачитывает приговор коршуну, но, прежде всего, отрубает ему голову. Палач носит красные (иногда белые и чёрные одежды), вооружён саблей.
  • Судья ( польск. Sędzia ) и его жена . Судья появился в обряде в начале XX века. Во время обычая он требовал зачитать то, что известно о поведении жён каждого из участников обряда. Судья носил белые одежды (в том числе иногда и плащ) и цепь из позолоченной бумаги.
  • Лесничий ( польск. Leśny ) и его жена . Лесничий ловил коршуна и помогал его насадить на кол, вбитый в яму. Иногда лесничий был помощником палача.
  • Охотник ( польск. Łowczy ) и его жена . Помогает лесничему.
  • Живодёр ( польск. Rakarz ) и его жена . Живодёр уносил тушку обезглавленного коршуна. Иногда его заменяли носильщик ( польск. Tragarz ) и могильщик ( польск. Kopacz ).
  • Еврей ( польск. Żyd ) . Появлялся в конце обряда в традиционных еврейских одеждах, нёс на спине мешок с котами. Символизировал веселье и облегчение после исполнения приговора.

Ход обряда

Коршуну зачитывают приговор

Эта традиция соблюдалась вплоть до начала XIX века и была возрождена только после публикаций Ценовы в середине века в журнале «Nadwiślanin»: к этому приложили руку сторонники кашубских национальных организаций, а также сотрудники этнографических музеев и выставок. Современная традиция основана на публикации Эдмунда Каминьского ( польск. Edmund Kamiński ), найденной в книге Яна Ромпского ( польск. Jan Rompski ) «Обезглавливание коршуна. Кашубский народный обычай» ( польск. Ścinanie kani. Kaszubski zwyczaj ludowy ) . Некоторые из песен, звучавших во время обряда, представлены в сборнике «Ścinanie kani» ; также обряд описан в постановке Шчепана Тарновского «Казнь коршуна. Старинный кашубский обычай» ( польск. Ścinanie kani. Starożytne widowisko kaszubskie ) .

Палач должен обезглавить коршуна тремя ударами

Обычай проходит на лужайке, желательно поближе к воде. Местные женщины несут мужские шляпки с разноцветными лентами, и каждая женщина старается украсить шляпу как можно ярче: эти шляпы наденут «мужья» во время проведения обычая. В центре ставится кол, к которому привяжут (или на который насадят) коршуна, либо же деревянная плаха, на которой будут отрубать голову. Слуги солтыса бродят вокруг шеста и отгоняют собравшуюся толпу односельчан (палач может это делать саблей, также может участвовать сам солтыс). Позже выбираются «жёны» участников действия с помощью жребия: из ящика вытягиваются листки с надписью того, кто какую роль играть будет. Как только солтыс подтверждает, что мужья выбраны, все начинают петь .

В торжественный момент солтыс или его слуги обращается к зрителям с перечислением всех преступлений и бед, в которых виновен коршун , а иногда зрители сами выкрикивают все обвинения в адрес коршуна . В конце концов солтыс признаёт коршуна виновным во всех возможных бедах и приговаривает его к смерти, чему аплодируют местные. После договорённости о казни выходит палач, который обязуется обезглавить птицу тремя ударами: если он этого не сделает, его поднимут на смех. Палач обращался к зрителям, призывая беречь детей и напоминая, что карает не он сам, а лишь закон . Палач заворачивает тушку обезглавленной птицы и голову в белую ткань и несёт к могиле, где её хоронит могильщик (кол выбрасывают) . После казни староста благодарит всех присутствующих , а затем все участники разжигают костёр и празднуют грядущий Иванов день .

Если вместо коршуна использовалась ворона, то её помещали в развилке столба с красной ленточкой на шее: роль обвинителя играл ксендз, а палач срубал вороне голову, которую потом заворачивали в белый платок и всей процессией шли хоронить с приветственной песней святому Яну. В некоторых сёлах Гданьского побережья парни могли специально разорять вороньи гнёзда и убивать молодых ворон, а одной из ворон даже торжественно отрубали голову .

Примечания

  1. , s. 236.
  2. , с. 539.
  3. Barbara Ogrodowska. . — Warszawa: Wydawnictwo Sport i Turystyka-Muza Sa, 2004. — ISBN 8372009473 . 17 ноября 2015 года.
  4. , с. 543.
  5. , с. 550.
  6. , с. 564.
  7. Piotr Ostrowski. . abcwypoczynku.pl. 1 мая 2007 года.
  8. Stanisław Geppert. . naszekaszuby.pl (1 ноября 2003). Дата обращения: 16 ноября 2015. 17 ноября 2015 года.
  9. , s. 35.
  10. (польск.) . zmyslykaszub.pl. Дата обращения: 16 ноября 2015. 17 ноября 2015 года.
  11. , s. 25—27.
  12. , с. 551.
  13. , s. 12.
  14. , s. 35.
  15. (польск.) . Strefa Historii (13 мая 2016). Дата обращения: 27 апреля 2021. 27 апреля 2021 года.
  16. (польск.) . kartuzy naszemiasto (12 июля 2014). Дата обращения: 27 апреля 2021. 27 апреля 2021 года.
  17. (польск.) . Kaszuby24.pl (27 июня 2016). Дата обращения: 27 апреля 2021.
  18. Bernard Sychta. Zbiór podań, opowieści i legend kaszubskich . "Lud". 8:19. s. 280.
  19. , с. 554.
  20. , с. 558—559.
  21. (польск.) . Gazeta Kaszubska (21 июня 2016). Дата обращения: 27 апреля 2021. 27 апреля 2021 года.
  22. , s. 86.
  23. , с. 555.
  24. (польск.) . Muzeum we Wdzydzach Kiszewskich. Дата обращения: 27 апреля 2021. 27 апреля 2021 года.
  25. , s. 55.
  26. , s. 87.
  27. , s. 34.
  28. .
  29. .
  30. , s. 37.
  31. на YouTube
  32. , с. 550—551.

Литература

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме
  • Гура А. В. . — М. : Индрик, 1997. — 912 с. — ( Традиционная духовная культура славян / Современные исследования). — ISBN 5-85759-056-6 .
  • Bolesław Fac. Ścinanie kani. — Ludowa Spółdzielnia Wydawnicza, 1970. — 44 с.
  • Daniel Kalinowski. (польск.) // Acta Cassubiana. — 2010. — Nr 12 . — S. 33—47 .
  • Piotr Kowalewski. Szwajcaria Kaszubska: przewodnik turystyczny. — Stowarzyszenie Turystyczne Kaszuby, 2014. — 128 с.
  • Barbara Podgórska, Adam Podgórski. . — Katowice: Wydawn. KOS, 2005. — ISBN 83-89375-40-0 .
  • Jan Rompski. Ścinanie kani: kaszubski zwyczaj ludowy. — Toruń: Muzeum Etnograficzne, 1973.
  • Piotr Schamndt. Sobótka, ścinanie kani, ogień i czary na Kaszubach. — Gdynia: Wydawnictwo Region, 2014. — ISBN 9788375913682 .
  • Szczepan Tarnowski. Ścinanie kani: w 2 aktach: starożytne widowisko kaszubskie. — Pomorski Związek Teatrów Ludowych, 1933.
  • Zwyczaj i widowisko Ścinania kani w etnologii i literaturze / Jerzy Treder (oprac.). — Wejherowo: Muzeum Piśmiennictwa i Muzyki Kaszubsko-Pomorskiej, 2012. — 132 с. — ISBN 978-83-89692-37-5 .


Источник —

Same as Казнь коршуна