Церковь Николая Чудотворца в Плотниках
- 1 year ago
- 0
- 0
Це́рковь Никола́я Чудотво́рца в Звонаря́х ( церковь Николая Божедо́мского ) — православный храм в Мещанском районе Москвы , известный с начала XVII века . Был перестроен в 1762—1781 годах по проекту архитектора Карла Бланка на средства сенатора Ивана Воронцова . В 1933-м церковь была закрыта коммунистами, с 1994 года возобновила работу в качестве московского подворья Пюхтицкого женского монастыря .
Окрестности улицы Рождественки в XVII веке занимала слобода звонарей и сторожей кремлёвских соборов . Поселение относилось к приходу деревянной церкви Николая Божедомского, первые упоминания о которой датируются 1616 годом. Храм получил название из-за убогого дома, действовавшего при нём. В дом свозили заложных покойников для дальнейшего погребения. Позднее подобные заведения стали организовывать только за границами города, и к 1677 году церковь стали именовать по звонарской слободе . В этот период в храме действовали приделы Николая Чудотворца , Дмитрия Ростовского и Усекновения главы Иоанна Предтечи . Сооружение неоднократно горело, его восстанавливали на пожертвования прихожан, и к 1657-му перестроили в камне .
В 1762 году по приказу Екатерины II на средства сенатора Ивана Воронцова возвели новую церковь по проекту архитектора Карла Бланка. Предположительно, храм являлся домовым и относился к усадьбе Воронцова , расположенной неподалёку. Церковь имела небольшой размер и состояла из колокольни, двухпридельной трапезной и храма с апсидой , выстроенных вдоль одной оси. Ряд исследователей полагает, что новое сооружение возвели на фундаменте старого. Здание в стиле барокко было представлено в нижней части вытянутым прямоугольным объёмом, над которым возвышался восьмигранный ярус . Восьмёрик украсили угловыми пилястрами с капителями и крупными белокаменными наличниками , внутреннее помещение храма имело крестообразную форму . В 1766 году существовавшие ранее приделы дополнили ещё одним, который освятили в честь Сергия Радонежского . Строительство и отделка были окончены в 1781-м, главный престол новой церкви освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы . В начале XIX века храму пожертвовали икону Божией Матери « Взыскания погибших ». Церковь сильно пострадала во время московского пожара 1812 года . После освобождения Москвы её реконструировали, заменив два крыльца и соорудив новые двухпрестольную трапезную и колокольню в классическом стиле .
Москвовед Виктор Сорокин отмечает, что во второй половине XIX века в доме причта при храме снимали жильё терапевт Григорий Захарьин , хирург Александр Разцветов , а также Михаил Мостовский — составитель монографии о храме Христа Спасителя. Под его руководством в 1880-х годах проходил ремонт внутреннего убранства церкви Николая Чудотворца в Звонарях, для создания живописи он использовал изображения росписей храма Христа Спасителя. Металлический декор фасадов изготовили в мастерских Франца Сан-Галли и других известных заводчиков .
С февраля 1919 по 13 февраля 1933 года настоятелем храма был протоиерей Александр Зверев , в будущем священномученик (причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного синода Русской православной церкви 6 октября 2001 года для общецерковного почитания).
В 1933 году церковь закрыли, а здание переоборудовали под складские помещения. Часть икон передали в действующий . По свидетельству современников, перед закрытием церкви Николы в Звонарях одна из прихожанок вынесла икону Божией Матери «Взыскание погибших» и в 1981-м передала её православному ставропигинальному Пюхтицкому монастырю, располагающемуся в Эстонии . В середине 1960-х годов церковь на Рождественке заняла кафедра живописи и рисунка Московского архитектурного института (МАрхИ), который находился в бывшей усадьбе Воронцова .
В 1993 году патриарх Алексий II подписал указ о создании на территории Москвы подворья Пюхтицкого женского монастыря. Для его размещения была выбрана церковь Николая Чудотворца в Звонарях, которая находилась на тот момент в ведении Департамента городского имущества Москвы . Через год началась расчистка территории храма прихожанами и послушницами Пюхтицкого монастыря. Когда кафедра МАрхИ освободила строение, работы передали в ведение строительной компании «Мосремстрой», часть проекта финансировалась из городского бюджета . В 1996-м Алексий II освятил заново открытые главный престол храма и приделы ; икону Божией Матери «Взыскание погибших» торжественно передали церкви . В этот период интерьеры были расписаны иконописцем Александром Чашкиным. По состоянию на 2006 год в храме действовал приставной придел святого Алексия . В 2016-м во время торжественного богослужения в церкви Николая Чудотворца в Звонарях патриарх Кирилл подарил подворью список Иверской иконы Божией матери . Через год храм официально передали в собственность Русской православной церкви .
Игумения Филарета (Смирнова).