Дворец кронпринцев
- 1 year ago
- 0
- 0
Дворец Фридрихсфе́льде ( нем. Schloss Friedrichsfelde ) расположен в одноименном районе берлинского округа Лихтенберг и является одним из примеров архитектуры раннего классицизма в Германии. Истории Фридрихсфельде и его дворца посвящена отдельная глава четвёртого тома « Странствий по марке Бранденбург » немецкого писателя и поэта Теодора Фонтане . Дворец Фридрихсфельде, дворцовый парк и родовое кладбище их бывших владельцев фон Тресков являются охраняемыми историческими памятниками Берлина .
Местность, где ныне стоит дворец Фридрихсфельде, была впервые упомянута 2 апреля 1265 года как Розенфельде ( нем. Rosenfelde ) и долгие годы являлась деревней у восточной окраины Берлина . Новый поворот в её судьбе обозначил 1685 год, когда выходец из Голландии , морской министр Бранденбурга (а по совместительству пират и организатор работорговли ) Беньямин Рауле — новый владелец этих земель, за три года до того подаренных ему курфюрстом Бранденбурга Фридрихом Вильгельмом I — поручил архитектору Иоганну Арнольду Нерингу построить здесь первый дворец . Небольшое двухэтажное здание в голландском стиле, расположенное в центре заложенного в те же годы парка, поначалу служило для развлечений посещавшей его бранденбургской знати и не предназначалось для постоянного проживания в нём .
После того, как Рауле попал в немилость и оказался в заключении в цитадели Шпандау , Розенфельде вместе с дворцом перешло в собственность курфюрста Фридриха III и 25 января 1699 года было переименовано в его честь во Фридрихсфельде . Сын последнего, прусский король Фридрих Вильгельм I , вскоре после своего восшествия на престол подарил дворец с прилегавшими к нему землями своему дяде — прусскому принцу и военачальнику Альбрехту Фридриху Бранденбург-Шведтскому , по поручению которого в 1719 году архитектор Мартин Генрих Бёме ( нем. Martin Heinrich Böhme ) перестроил и увеличил дворец, добавив к пяти уже существующим несущим колоннам ещё шесть , а также украсив крышу здания восемью скульптурами известного немецкого мастера барокко Бальтазара Пермозера , что позволило принцу жить с тех пор во дворце, ставшем его резиденцией вплоть до самой его смерти в 1731 году . После этого имение перешло к его сыну Карлу , который уделял особое внимание внутреннему убранству дворца, украсив его многочисленными картинами, рельефами и фризами . Наметившемуся подъёму Фридрихсфельде был нанесён серьёзный удар во времена Семилетней войны , когда квартировавшие там русские войска при своём отходе полностью разграбили дворец и сделали практически нежилым . При его следующем владельце — младшем брате Фридриха Великого , принце Августе Фердинанде — Фридрихсфельде достигло своего наибольшего расцвета, став одной из королевских резиденций прусского двора . Во дворце родились и несколько его детей, в том числе будущие военачальники и участники наполеоновских войн Луи Фердинанд и Август .
В 1785 году имение купил и жил там наездами курлядский герцог Пётр Бирон с супругой Доротеей , при котором часть внутренних помещений дворца была перестроена в стиле классицизм. Следующей известной владелицей Фридрихсфельде стала принцесса , жившая в нём с 1800 по 1811 год и распорядившаяся перестроить фасады в том же, господствовавшем тогда, архитектурном стиле. Среди гостей, которых она принимала у себя во дворце, были прусский король Фридрих Вильгельм III , его супруга Луиза , а также российский император Александр I . Последующие визиты были менее желанными: в октябре 1806 года Фридрихсфельде ненадолго был штаб-квартирой французских войск во главе с маршалом Даву , там же устроил парад своих войск Наполеон . После кончины принцессы имение, которое унаследовали её дети Иван Барятинский и Анна (в замужестве Толста́я), стало временной «резиденцией» содержавшегося там под арестом короля Саксонии Фридриха Августа I .
В 1816 году дворец и прилегающие к нему земли перешли и почти 130 лет оставались в собственности рода фон Тресков, которые не только организовали на них современное по тем временам сельскохозяйственное производство, но и немало сделали для сохранения и улучшения интерьера самого здания . Последний владелец из их числа — Сигизмунд фон Тресков — в мае 1945 года с одним чемоданом в руках был выставлен представителями Красной Армии из конфискованного ими дворца, который перешёл в ведение Комитета по делам искусств и — поскольку во время авианалётов и боёв за город практически не пострадал — использовался для временного складирования и подготовки к отправке в СССР в качестве репараций произведений искусства из берлинских музеев . Вместе с ними в Москву была переправлена и практически вся внутренняя обстановка дворца: более тысячи книг из семейной библиотеки, 27 полотен различных мастеров живописи (в том числе четыре картины Карла Шинкеля ), гравюры, мебель, посуда, серебро . В последующие месяцы и годы дворец был местом пристанища для немецких беженцев, летним лагерем, домом отдыха строителей, а затем зданием управления восточноберлинского зоопарка , открытого в 1955 году на месте бывшего имения Фридрихсфельде . Здание, в котором прямо на паркетных полах стояли клетки с тиграми, львами и обезьянами, ждавшими переселения в строившиеся для них помещения, всё больше и больше приходило в запустение, а из-за опасности обрушения даже пришлось снять его крышу .
Всё это привело к тому, что в середине 60-х годов власти города постановили полностью снести разрушавшееся строение, чему однако воспротивился директор зоопарка Генрих Дате , добившийся отмены этого решения . Работы по восстановлению дворца из-за нехватки средств длились вплоть до 1981 года , когда он снова — теперь уже в качестве музея — смог открыть двери перед своими посетителями . Несколько лет дворец находился под управлением фонда городских музеев Берлина ( нем. Stiftung Stadtmuseum Berlin ), а с 2009 года был вновь передан зоопарку Фридрихсфельде, причём опеку над ним, включая содержание и прочие организационные вопросы, приняло на себя общество содействия берлинским зоопаркам ( нем. Förderverein von Tierpark Berlin und Zoo Berlin e.V. ) .
Дворец представляет собою двухэтажное прямоугольное, размером примерно 40 на 14 метров, строение, выполненное в стиле раннего классицизма . Здание имеет по одному входу с северной и южной сторон и включает в себя следующие основные помещения :
Особое внимание привлекает ведущая на второй этаж резная дубовая лестница, которая сохранилась с первой половины XVIII века . При восстановлении практически утраченного покрытия стен было решено ориентироваться на обстановку времён принцессы Екатерины, для чего использовались оригинальные обои и обивки из других немецких дворцов .
Из оригинального убранства дворца после конфискации и разграбления 1945 года чудом сохранились всего лишь два предмета: шкаф и подсвечник конца XIX века, почему-то выброшенный тогда из окна . Нынешний интерьер составляют музыкальные инструменты, предметы мебели и искусства из различных эпох, начиная с XVII века и заканчивая работами современных мастеров .
Закладка парка Фридрихсфельде была выполнена по планам архитектора Неринга в 1686 году в стиле голландского сада с каналами, многочисленными мраморными скамьями, садовыми и тропическими деревьями, розами и экзотическими цветами . На территории парка находились оранжерея , различные павильоны и прочие постройки . После этого он несколько раз перестраивался и стал самым большим парком восточнее Берлина при принце Августе Фердинанде , распорядившемся кроме того построить в его пределах так называемые кавалерские дома ( нем. Kavalierhäuser ), а также здания для охраны и кухни (последнее, кстати, дошло до наших дней и располагается у северного входа в зоопарк) . В 1821 году первый владелец Фридрихсфельде из рода фон Тресков поручил известному садовому художнику Петеру Ленне преобразование дворцового парка в ландшафтный с сохранением элементов регулярного стиля , просматривающегося и в наши дни . Одновременно с этим в его южной части было заложено дошедшее до наших дней захоронение рода фон Тресков, где в последующие годы нашли своё последнее пристанище 23 его представителя .
В послевоенные годы оставшийся по сути бесхозным парк, занимавший тогда площадь в 60 гектаров , использовался берлинцами под огороды, деревья служили для растопки печей, по его территории свободно разгуливали кошки, собаки и курицы , а некогда выставленные там скульптуры Бальтазара Пермозера, снятые с крыши дворца при его реконструкции 1800 года, бесследно исчезли , уступив место спортивным площадкам и футбольному полю . Тогда же был снесён готический дом, простоявший в парке полтора столетия, а его материалы пошли на перестройку дворца под дом отдыха . Новую концепцию использования фактически заново родившийся парк Фридрихсфельде получил лишь с организацией на его месте восточноберлинского зоопарка . Сохранивший свою планировку, которой уже почти 200 лет, и украшенный многочисленными скульптурами теперь он стал неотъемлемой частью самого большого ландшафтного парка животных в Европе .
В настоящее время дворец Фридрихсфельде ежедневно открыт для свободного доступа всем посетителям одноимённого зоопарка . В нём регулярно организуются вечера классической музыки, экскурсии по его помещениям и выставки, посвященные истории этого места, проводятся официальные и праздничные бракосочетания, а особой популярностью пользуются ежегодные костюмированные празднества, собирающие более 20 тысяч зрителей .