Interested Article - Воскресенский собор (Тутаев)
- 2021-03-04
- 1
Собор Воскресения Христова ( Воскресенский собор ) — православный храм в городе Тутаеве (Романов-Борисоглебске) Ярославской области , расположенный на Борисоглебской стороне города. Памятник церковной архитектуры второй половины XVII века. Относится к Рыбинской епархии Русской православной церкви .
Расположение храма
Храм расположен в правобережной, западной части города, бывшей Борисоглебской слободе, которая в настоящее время стала центральным районом города. Поставленный на высоком месте, крупный собор служил архитектурной доминантой города. Он расположен на площади, замыкая перспективу выходящих к нему улиц, которые в прошлом были главными улицами слободы. Особенно заметна его доминирующая роль с левобережной стороны города, или непосредственно с реки. C северной стороны храма расположен овраг, алтарная часть обращена к реке Волга , поэтому основными направлениями доступа к храму служат южное и западное. В южном направлении от храма в прошлом располагался центр борисоглебской стороны. Современная застройка разместилась к западу от храма.
История
Храм строили с 1652 по 1687 год . Он был возведён на месте обветшавшего деревянного храма во имя Бориса и Глеба , по которому и называлась слобода . Первый храм на этом месте появился предположительно в 1238 году . В 1652 году была выстроена каменная шатровая с трапезной и двумя приделами церковь, которая была освящена 24 июля 1652 года .
Однако уже в 1670 году «от тягости шатровые верхи разселись во многих местах» . Было принято решение построить более крупный храм, который намеревались сделать уже двухъярусным. Строительство, согласно летописи, вдохновлялось «священниками Иваном Григорьевичем и Осипом Федоровичем, земским старостой Микитой Малодушкиным с товарищами» и «мирскими старостами Захаром Котловановым, Корнилом и Матфеем Седуновым» . Были разобраны шатры для надстройки верхней церкви.
Для перестройки были приглашены ярославские мастера, имена которых неизвестны. В ходе реконструкции первоначальный замысел был существенно изменён. Собор был существенно расширен и вместо храма с трапезной выстроен собор с галереей.
Главный престол нового собора был освящен летом 1675 года . После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви, убранство которых было перенесено в Воскресенский собор.
В XVIII веке был перестроен верх колокольни, вероятно, из-за плохого состояния прежнего, в результате чего она стала несколько ниже .
Сооружение Воскресенского собора происходило в начальный период раскола , причём соседний с Борисоглебской слободой Романов не только был непосредственно вовлечён в раскольническое движение, но и был одним из центров старообрядчества . В Романове проповедовал знаменитый «расколоучитель» иерей Лазарь , в 1681 году сожжённый в Пустозерске вместе с протопопом Аввакумом . Много старообрядцев жило в Романове-Борисоглебске вплоть до XIX века .
Георгий Седов
Храм не закрывался при советской власти , поэтому в нём в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи. По той же причине они сравнительно мало изучены искусствоведами.
Восстановлением и сохранением убранства храма в последние 20 лет своей жизни занимался проживавший в Тутаеве , впоследствии прославленный в лике святого Русской православной церковью .
Архитектура
Колокольня и Святые ворота
Храм расположен на участке, обнесённом кирпичной оградой, и имеет отдельно стоящую колокольню. Шатровая , отдельно стоящая колокольня и ограда со святыми воротами воздвигнуты одновременно с храмом. Колокольня вынесена на значительное расстояние от храма в сторону алтарей на береговой откос. Это можно объяснить попытками архитекторов создать наиболее гармоничный и выразительный силуэт архитектурного ансамбля со стороны реки: так как Волга была важной судоходной дорогой, многие люди видели собор в первую очередь именно с неё.
Храм
Старая постройка была вытянута по оси восток — запад . Новые мастера создали пятиглавый четырёхстолпный двухъярусный храм, который обнесен обширной галереей и имеет два богато декорированных крыльца . Храм стоит на подклете , в котором расположена зимняя церковь Богоматери Смоленской . У церкви два придела — северный, освященный в честь Петра и Павла , и южный, Бориса и Глеба . Изначально слобожане просили архиерея позволить разместить на верхнем ярусе нового храма придел во имя Бориса и Глеба, в нижнем — во имя Николая Чудотворца, а на паперти — Благовещенский и Петропавловский . Благовещенский придел, однако, так и не был построен.
Галерея покоится на сводчатых арках , в глубине которых расположены окна нижнего храма. В прошлом нижняя аркада была открытой, сейчас она остеклена. Центральная часть храма освещается через окна, расположенные над окружающей храм галереей, и световые барабаны . Небольшие окна есть также и между центральной частью и галереей. Приделы располагаются на галерее, имеют маленькие главки на глухих барабанах. С южной (обращенной к центру города) и западной стороны у храма есть крыльца, ведущие на галерею. Оба крыльца расположены не по центру, а смещены влево. Стены северного придела укреплены контрфорсами . Алтарная часть имеет два яруса тройных полукруглых апсид .
Строителям храма удалось найти правильные соотношения и соразмерность его основных частей. Силуэт мощных арок, несущих галерею, повторен в изящных и богато орнаментированных окнах галереи, которая является основным зрительным центром композиции. Далее он находит свой отклик в полукружьях ложных закомар , на которых присутствуют росписи, в настоящее время уже значительно стершиеся.
Храм богато декорирован фигурной кладкой, рельефным декором и изразцами . Глубокие кессоны-ширинки с изразчатыми вставками подчеркивают горизонтальные членения галереи. Впервые в ярославском зодчестве четверик Воскресенского храма украшен так же пышно, как и галерея .
Основной декоративный элемент галереи — изящная аркада окон, простенки которых заполнены пучками полуколонн. Аркаду дополняет кессонированный пояс из глубоких ширинок с изразчатыми вставками. Рисунок ширинок повторяется в декоративном оформлении крылец. Декор верхней части основного здания храма составляет обрамление окон и пучки полуколонок, заполняющие простенки. Под кровлей здания расположен расписанный пояс, включающий ложные закомары, расписанные библейскими сюжетами и их обрамление с декоративной росписью. Росписи ложных закомар были переписаны маслом в конце XIX века и в 1952 году.
-
Вид c юго-запада
-
Вид с запада
-
Западное крыльцо
-
Западный фасад
-
Западный фасад и галерея
-
Вид с северо-запада
-
Вид со стороны алтаря
-
Южный фасад
-
Южный (Борисоглебский) придел
-
Вид с юга. Колокольня и Святые ворота
-
Главы собора
-
Декор юго-западного угла
-
Окна южной галереи
-
Наружная икона на стене Борисоглебского придела
-
Изразцовый фриз Святых ворот
Росписи
Храм был расписан в 1680-х годах артелью ярославских художников , чьи имена неизвестны. Тутаевские росписи выделяются замечательным разнообразием повествовательных сюжетов даже среди ярославских памятников.
В пространстве четверика изображены, в первую очередь, евангельские сюжеты. Одним из ключевых сюжетов для росписей XVII века был Страшный суд , традиционно расположенный на западной стене четверика и занимающий всю её плоскость полностью. Рядом размещены спокойные и уравновешенные эпизоды на темы умиротворения и оправдания души человека на грядущем суде.
Важное место занимают, согласно посвящению храма, также сюжеты на общую тему Воскресения , расположенные на галерее с северной стороны. Обычно в церквях XVII века происходит объединение различных сюжетов о Воскресении — Иисуса , Лазаря и так далее, — в единую композицию .
На южной стене четверика расположены семь Вселенских соборов . На южной стене галереи размещены сюжеты их первых глав Книги Бытия : Сотворения мира , жизнь Адама и Евы в Раю и другие. Показана жизнь Адама и Евы среди ручных зверей, на фоне спокойного лирического пейзажа. На западной стене галереи иллюстрированы сцены всемирного потопа и история Ноя . Рядом размещена сцена сооружения Вавилонской башни .
На сводах входной лестницы с южной стороны помещен цикл Апокалипсиса .
Большинство изображений комментируется объяснительными надписями. Последние представляют собой не только библейские и евангельские тексты, но и популярные в XVII веке вирши (стихи) Симеона Полоцкого .
Встречаются среди росписей и достаточно редкие сюжеты: например, древнерусская повесть о .
Наружные росписи
Особенность храма — богатые росписи наружных стен. Стены центральной части заканчиваются ложными закомарами, поверхность которых была заполнена фресками XIX века, кроме того, на стенах имеется ещё несколько росписей иконописного типа: например, можно отметить образ святителя Николая Чудотворца , расположенный на южном фасаде храма, на стене одноимённого придела. Наружные фрески храма неоднократно переписывались масляной живописью.
Иконы и убранство
Иконостас
В соборе сохранилось множество древних икон и образцов деревянной скульптуры. Деревянный иконостас собора с тонкими золочеными раскладками создан позже самого здания, в начале XVIII века , но отличается от иконостасов этой эпохи отсутствием излишней пышности, свойственной стилю барокко , благодаря чему он органично сочетается с росписями XVII века.
Спас Борисоглебский
Одна из наиболее почитаемых икон собора — огромный трехметровый поясной образ Спаса Всемилостивого (298 × 276 см). Лик Спасителя на ней занимает основную часть иконы, а благославляющая рука и Евангелие оказываются непропорциональны ему — возможно, изначально иконописец планировал изобразить «Спас Оплечный». В летнем храме икона располагается у северо-западного столба, ближе к северной стене. При переносе в зимний храм икону располагают в юго-восточном углу помещения.
Есть несколько версий происхождения этой иконы. Все популярные легенды, так или иначе, относят икону к XIV—XV векам. По одному из преданий, он был написан Дионисием Глушицким в начале XV века . Также существует легенда, что икону принесла река Волга, и волны прибили её к берегу у Борисоглебска. Третья версия рассказывает о даре некоего князя, в котором искусствовед, краевед и историк Юрий Шамурин видел впоследствии канонизированного в лике благоверных угличкого князя Романа Владимировича , который был основателем города Романова во 2-й половине XIII века. Этому князю икона «Спас Борисоглебский» была дарована «монахами из заморского края» . Также среди современного населения Тутаева существует версия, что икона была частью деревянных небес старого храма, а впоследствии была вставлена в раму.
В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий , в архиерейский дом, где она была до 1793 года . Некоторые исследователи (например, К. Д. Головщиков) в связи с этим выдвигали гипотезы, что икона в Ростов не вывозилась, а там и была создана в XVIII веке, после чего отправлена в Романов-Борисоглебск, а легенды о ней были созданы впоследствии .
Под иконой устроен специальный проход, через который верующие должны «прониматься», то есть проползать на коленях . При перенесении богослужений из зимнего храма в летний и наоборот икону также переносят: в воскресенье перед днём празднования перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари (22 мая) и в воскресенье перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) соответственно . В обоих храмах для иконы создана специальная рама с подъемным механизмом.
Традиционно каждое лето проводится крестный ход с иконой: один раз по борисоглебской стороне города (в десятое воскресенье после Пасхи (престольный праздник Воскресенского собора) и один раз — по романовской (в воскресенье перед Ильиным днем ). Для второго крестного хода икону перевозят на пароме и при крестном ходе останавливаются у каждого из храмов романовской стороны . Во время хода икону несут на огромных носилках несколько десятков человек. Крестный ход с иконой по борисоглебской стороне прерывался в то время, когда икона была в Ростове (1749—1793 годы), а также с 1930-х по 1990 года , когда храм был закрыт. Крестный ход по романовской стороне был установлен только в 1888 году .
Распятие
Важной святыней является также Распятие , врезанное в икону с предстоящими Богородицей , Марией Клеоповой , Марией Магдалиной слева, Иоанном Богословом и Лонгином Сотником справа. Оно относится, предположительно, к XV—XVI векам и, по преданию, было найдено на берегу Волги . Распятие выполнено в условной, отчасти геометрической манере.
Надпрестольная сень и скульптура Николы Можайского
Надпрестольная сень и резной киот со скульптурным изображением Николы Можайского , созданные в 1654 году, представляют собой уникальный образец русской деревянной пластики . Основания сени выполнены плоской резьбой в виде шестикрылых серафимов , створки киота в виде сквозной решетки со стилизованными цветами. Фигура Николы Можайского располагается в летнем храме справа от Спаса Борисоглебского, воздел северо-западного столба. Скульптура в очень хорошей степени сохранности, она несколько архаична, но не лишена динамики. Правая рука святого сжимает достаточно короткий изогнутый меч, занесенный над головой, а в левой руке некогда находилась модель храма . До сих пор в храме сохранилась традиция менять святителю Николаю, в зависимости от праздника, разного цвета ризы и шитые бисером тапочки. На голове святителя одета шитая золотыми нитями митра конца XIX — начала XX веков, которая в советское время едва не была утрачена . Основные святыни храма, как и огромный образ Спаса, каждый год переносят между летним и зимним храмами.
Остальное убранство
Интересны скульптурные изображения львов в подножьях ктиторских мест, расположенных между иконостасом и юго-западным столбом. Они изображены достаточно упрощенно и наивно и, возможно, были созданы местными мастерами . Также в храме сохранились древние паникадила.
Фотографии интерьера
-
Страшный суд. Западная стена четверика
-
Страшный суд. Четыре царства. Западная стена четверика
-
Распятие. Западный свод
-
Распятие. Западный свод
-
Падение Ионы во чрево китово. Северная галерея
-
Падение Ионы во чрево китово. Северная галерея
-
Иона. Северная галерея
-
Сусанна и старцы. Северная галерея
-
Вавилонская башня. Западная галерея
-
История Ноя. Юго-западный угол галереи
-
История Ноя. Юго-западный угол галереи
-
История Ноя. Юго-западный угол галереи
-
История Адама и Евы. Южная галерея
-
История Адама и Евы. Южная галерея
-
Апокалипсис. Южная лестница
-
Апокалипсис. Южная лестница
-
Олень. Северная галерея
-
Животные из цикла Сотворения мира. Южная галерея
-
Пример закрашенной надписи. Южная галерея
-
Икона "Никола Можайский"
-
Скульптурное Распятие
Примечания
- ↑ Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. — М., 1981. — С. 278.
- Семёнова С. Б. История строительства Воскресенского собора // Романов-Борисоглебская старина. — 2007. — № 3. — С. 13.
- ↑ Семёнова С. Б. История строительства Воскресенского собора // Романов-Борисоглебская старина. — 2007. — № 3. — С. 14.
- Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. — М., 1981. — С. 284.
- // posmotrim.by. 12 апреля 2019 года.
- . Дата обращения: 16 декабря 2017. 16 декабря 2017 года.
- Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 281.
- Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 284.
- Михайловский Б. В., Пуришев Б. И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV в. до начала XVIII в. М., 1941. С. 98-100.
- Михайловский Б. В., Пуришев Б. И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV в. до начала XVIII в. М., 1941. С. 105.
- ↑ Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 290.
- Семёнова С. Б. Чудотворная икона Спаса Всемилостивого // Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. М., 2017. С. 52—53.
- Шамурин Ю. И. Романов-Борисоглебск // Ярославль, Романов-Борисоглебск, Углич. М., 1912. С. 71.
- Теляковский Н. Н. Старина и святыни города Романова. Ярославль, 1991. C. 67.
- Головщиков К. Д. Город Романов-Борисоглебск (Ярославской губернии) и его историческое прошлое. Ярославль, 1890. С. 49.
- Семёнова С. Б. Чудотворная икона Спаса Всемилостивого // Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. М., 2017. С. 55.
- Семёнова С. Б. Чудотворная икона Спаса Всемилостивого // Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. М., 2017. С. 52—59.
- ↑ Семёнова С. Б. Чудотворная икона Спаса Всемилостивого // Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. М., 2017. С. 56.
- ↑ Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 291.
Литература
- Головщиков К. Д. Город Романов-Борисоглебск (Ярославской губернии) и его историческое прошлое. — Ярославль : Издательство В. К. Иванова, 1890. — 72 с.
- Добровольская Э. Д. , Гнедовский Б. В. . Ярославль. Тутаев. — М. : Искусство, 1981. — 240 с. — (Серия Архитектурно-художественные памятники городов СССР ).
- Кочетков И. А. Словарь русских иконописцев XI—XVII веков. — М. : Индрик, 2003. — 815 с.
- Михайловский Б. В. , Пуришев Б. И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV в. до начала XVIII в. — М. : Искусство, 1941. — 280 с.
- Рапов М. А. Каменные сказы. — Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1965. — 238 с.
- Розов Н. Н. Настенные росписи на сюжеты древнерусской литературы в Воскресенском соборе в городе Тутаеве // Труды отдела древнерусской литературы. — М., Л., 1956. — № 12. — С. 325—333.
- Севастьянова А. А. Русская провинциальная историография второй половины XVIII века. — Ярославль : Ярославский государственный университет, 1990. — 48 с.
- Тутаев // Православные Храмы. Путешествие по святым местам. — 2012. — № 10. — 31 с.
- Семёнова С. Б. Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. — М. : Отчий дом, 2008. — 79 с. : ил.
- Семенова С. Б. История строительства Воскресенского собора // Романов-Борисоглебская старина. — 2007. — № 3. — С. 12-16.
- Семёнова С. Б. Чудотворная икона Спаса Всемилостивого // Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. — М. : Отчий дом, 2017. — С. 52—59.
- Теляковский Н. Н. Старина и святыни города Романова // Старина и святыни города Романова. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1991. — С. 5—78.
- Шамурин Ю. И. Романов-Борисоглебск // Ярославль, Романов-Борисоглебск, Углич. — М. : Образование, 1912. — С. 55—78. — 92 с.
- 2021-03-04
- 1