Парадокс лжеца
- 1 year ago
- 0
- 0
Парадокс сатанинской бутылки Стивенсона — логический парадокс , описанный в сказке Р. Л. Стивенсона « Сатанинская бутылка » ( The Bottle Imp , 1891).
Герой, житель Гавайских островов по имени Кэаве, покупает бутылку, в которой живёт чёрт (в оригинале имп ). Условия покупки бутылки таковы: чёрт будет выполнять любые желания хозяина бутылки, но за это последний должен будет после смерти гореть в аду , если не успеет при жизни её продать, причём по более низкой цене, чем покупал, то есть с убытком для себя. Другим способом избавиться от бутылки невозможно: будучи выброшенной, она неведомым образом возвращается к хозяину. Кроме того, исполнение желаний приносит несчастья близким хозяина бутылки: герой пожелал стать богатым — и вскоре после этого умерли его дядя и двоюродный брат, оставив ему большое наследство.
Автор создаёт в сказке парадокс: какова наименьшая цена , за которую можно продать бутылку? Очевидно, что если купить её по цене, которая по условию принята минимальной, например один цент , её уже нельзя будет продать с убытком. Следовательно, её нельзя и продать за один цент, потому что любой покупатель, зная все условия сделки и последствия, которые она влечёт, откажется от покупки, потому что не сможет её перепродать. Точно так же её невозможно продать за два, за три цента и вообще за любую конечную сумму, поскольку ваш потенциальный покупатель, скорее всего, выразит сомнение в целесообразности такой сделки, имея в виду возможность последующей продажи: он рискует не найти покупателя на бутылку. С другой стороны, если цена на бутылку ещё достаточно высокая, всегда есть шанс найти покупателя на эту бутылку. Но с каждой продажей вероятность найти такого покупателя становится всё меньше, и тем меньше, чем больше убыток, с которым продаётся бутылка.
В сказке есть попытки помочь главному герою — это разница курсов валют разных стран , самопожертвование близкого человека, готового выкупить бутылку за предельно низкую цену в ущерб своему спасению , и в конечном итоге безразличие человека к последствиям для своей души (ибо он столь грешен, что ему и без бутылки гореть в аду), — но они не отвечают на поставленный вопрос: какова самая низкая цена , за которую бутылку можно продать?
Если примерить данный парадокс к парадоксу неожиданной казни , то становится ясно, что ответа на поставленный вопрос нет. Для каждого покупателя бутылки, кроме последнего, ответ на этот вопрос будет зависеть только от случая . Логически вычислять свои шансы продать бутылку здесь бессмысленно, как и в парадоксе неожиданной казни.