Проект 985
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дау» — мультидисциплинарный кино -арт-проект, премьера которого состоялась в Париже зимой 2019 года .
Первоначально проект задумывался как байопик о советском физике, лауреате Нобелевской премии , Льве Ландау (Дау — прозвище Ландау). В 2006 году сопродюсерами фильма выступили и ( , Германия, и , Франция), Артём Васильев ( ), (Германия), (Германия), WDR / Arte (Германия), Arte France Cinema (Франция), (Германия), , The Swedish Film Institute (Швеция), (Швеция), (Нидерланды), Государственное агентство Украины по вопросам кино , Министерство культуры Российской Федерации , . В 2015 году Минкульт России отозвал выделенную субсидию, а Госкино Украины взыскал пени. В октябре 2018 года, за несколько месяцев до парижской премьеры, правление также приняло решение о выходе из проекта. Подготовительный период съёмок был в 2006 году, съёмки фильма начались в 2007 году и проходили в Санкт-Петербурге и Харькове .
После ленинградского и харьковского съемочных блоков фильма «Дау» процесс съёмок трансформировался в «тотальный перформанс» . Этот формат стал возможен при поддержке Сергея Адоньева . ,
Проект разворачивался на территории самой большой в Европе декорации «Институт», которая была создана в украинском городе Харьков на месте бывшего бассейна стадиона « Динамо » и площадь которой составила 12 тысяч квадратных метров , , .
Принцип функционирования объекта и способ съемки послужил основанием для сравнения «Дау» с проектами « Синекдоха Нью-Йорк » и « Шоу Трумана » , , .
Отличительной особенностью съёмочной локации стало то, что она работала в круглосуточном режиме, вне зависимости от графика съёмок. Специально для проекта главный оператор «Дау» разработал систему освещения, позволяющую вести съёмку в любой точке, не выставляя осветительное оборудование , .
На территории Института функционировала редакция газеты, лаборатории, буфет, жилые корпуса, Первый отдел , парикмахерская, помещения хозактива; сотрудники этих служб получали зарплату в советских рублях , . Для съемок было произведено и куплено 40000 элементов костюма . Архитектура, декорации, костюмы, предметный мир создавали фантасмагорическую реконструкцию советского времени 1930-х — 1960-х годов , , в которой существовали персонажи.
В ноябре 2011 года съёмки были закончены, а локация уничтожена, что стало частью сюжета. Уцелевшие объекты (мелкий и крупный реквизит, артефакты, костюмы) были сохранены и используются в других контекстах «Дау» .
В кастинге проекта приняло участие 392 тысячи человек , в съемках — около 300 человек, среди них учёные, художники, музыканты, философы, религиозные деятели, мистики, наряду с поварами, официантами, уборщиками, медсёстрами, парикмахерами и сотрудниками органов безопасности .
Съемки продолжались с перерывами до ноября 2011 года . В течение всего периода, вне зависимости от съемок, на площадке не допускались современные предметы, современная речь, попасть туда можно было только в костюме и с исторической прической , . Сценария не было, персонажи реагировали, взаимодействовали, совершали поступки в предложенных обстоятельствах, иногда подолгу живя на декорации , . «Помещенный в реальную копию советского института, с его аутентичными запахами, одеждой и интерьерами, манерой общественного поведения и социальными диспозициями, герой ощущает себя в полуреальном пространстве-времени. Актер и становится первым зрителем „Дау“, оказываясь посредине между имманентностью собственного присутствия в настоящем и абсурдом чужого, но восстановленного времени и пространства» .
Все, кроме Дау (дирижёр Теодор Курентзис ), его жены (актриса Радмила Щёголева ), их сына (в старшем возрасте — музыкант Николай Воронов ) и директора «Института» с 1938 по 1953 годы Крупицы (театральный режиссёр Анатолий Васильев ), жили в «Институте» под своими именами. Их реальные биографии были адаптированы под советские реалии. , .
В Институте «Дау» функционировало два научных отдела: теоретический отдел, в котором работали и выступали с докладами современные физики-теоретики ( Дмитрий Каледин , Никита Некрасов , Андрей Лосев , Самсон Шаташвили , а также Карло Ровелли , Эрик Верлинде , Дэвид Гросс , Яу Шинтун ), и экспериментальный отдел, возглавляемый Алексеем Блиновым и представленный в основном современными художниками. Среди участников работы Института и его гостей были Карстен Хеллер , Марина Абрамович , Ромео Кастеллуччи , Питер Селларс , Борис Михайлов , рав Штейнзальц , перуанский шаман Гильермо Аревало и др. .
В Институте проводились конференции и семинары по квантовой физике, теории струн и петлевой квантовой гравитации , а также эксперименты в областях, выходящих за рамки традиционного научного знания, таких как оргонная энергия, телепортация и сверхвозможности человека. .
Длительность отснятого на кинопленку институтского материала составила 700 часов , , .
Первоначальная задумка Ильи Хржановского создать фильм о Льве Ландау в процессе реализации трансформировалась в масштабное исследование человеческой природы , которое продолжается по сей день. На разных стадиях реализации проекта в нём были задействованы, кроме перечисленных участников, Филипп Паррено ; режиссёр Дмитрий Черняков ; дизайнер ; музыканты Роберт дель Ная из Massive Attack , Брайан Ино , Леонид Федоров , Владимир Волков , Владимир Мартынов , Татьяна Гринденко , . .
Относительно жанра проекта ведутся споры: «А возможно ли произведение в жанре целой культуры? Культура в себя вбирает и музыку, и кино, и литературу, и живопись, и науку, и делопроизводство, все способы общественного поведения и межличностной коммуникации. Хржановский создал произведение в жанре культуры 1930-60-х» ; «проект ДАУ, таким образом, это не Gesamtkunstwerk, но произведение в жанре Gesamtkunstwerk, то есть своего рода анти-Gesamtkunstwerk» ; «возможно, правильнее называть его самым масштабным экспериментом в области театра» ; «кажется, будто ты что-то понял про это кино (или не кино?), и тут же — щёлк! — фокус сдвигается, и оно оказывается чем-то другим. Это фильм? Сериал? Тотальная инсталляция? Психологический эксперимент?» ; «ну и конечно, „Дау“ — это не совсем кинематографические произведения <…>, а арт-объекты, тотальные инсталляции или тотальные перформансы» ; «„Дау“ — это именно синтетическое искусство, „произведение искусства будущего“, по Вагнеру, которое, однако, парадоксальным образом уже обитает в прошлом: катарсис, тотальность, театр жестокости и экзистенция, проглядывающаяся за театральным занавесом — все эти идеи давно похоронены под обломками постмодернистских концептов» ; «„Дау“ — монументальный проект, включающий в себя не только отснятый материал, но и перформансы, концерты, инсталляции» ; «cерьезностью подхода и масштабностью мышления „Дау“ настолько выламывается из мелкотравчатой повестки современного искусства, что вызывает аналогии скорее с литературными эпопеями — с семикнижием „В поисках утраченного времени“ Пруста или 91 томом „Человеческой комедии“ Бальзака: единого текста, который можно воспринимать по частям, но в каждой части которого заключено целое» ; "это явление можно назвать территорией памяти — индивидуальной, коллективной, исторической и художественной .
Тем не менее, из отснятого объема различными режиссерами были созданы кинематографические продукты. Кроме того, проект был реализован в других формах.
13 фильмов различных жанров были представлены на премьере проекта в Париже в 2019 году , , .
Постпродакшн завершился в 2018 году. Фильмы озвучили Жерар Депардьё , Уиллем Дефо , Ларс Айдингер , Изабель Аджани , Фанни Ардан , Изабель Юппер , Шарлотта Рэмплинг , Ирис Бербен , Ханна Шигулла , Барбара Зукова , , Вероника Феррес , Хайке Макач, Тони Гаррн , Лилит Штангенберг, Катрин Ангерер, Палина Рожински , Вики Крипс , Йелла Хаазе, Мартин Вуттке , Бликса Баргельд , Бела Б, Билл Каулитц , Том Шиллинг , Марк Хоземанн, Фредерик Лау, Франц Роговский, Луис Хофманн, Бен Беккер, Свен Марквардт, Тахар Рахим , Дени Лаван , Лу де Лааж , Эрик Кантона , Паскаль Греггори , Амира Казар .
Еще ряд продуктов находится в процессе постпродакшна , .
В частности, «материнский» фильм, где в центре судьба самого Дау и куда институтский материал входит как часть, находится на 2022 год также в процессе производства .
Весь отснятый материал составил проект Dau.Digital. Оцифрованный структурированный архив 700 часов отснятого материала с возможностью навигации и формирования собственного нарратива для каждого зрителя был также представлен на парижской премьере проекта . Он характеризуется Ильей Хржановским как основной продукт, относительно которого фильмы Дау представляют собой «трейлеры» : «это один из важнейших прорывов проекта, устанавливающего совершенно новые конвенции во взаимоотношениях киноискусства со зрителем: действие открытой структуры „Дау“ разворачивается в сознании публики — именно там происходит конечная сборка разомкнутой формы, между элементами которой режиссер сознательно оставляет смысловой зазор» .
Книги, составленные на основе расшифровок разговоров персонажей в кадре и вне съемок, продавались на парижской премьере ,
В британском издательстве Thames&Hudson подготовлено издание DAU Document , в котором в хронологическом порядке собраны кадры из всего отснятого материала, фотографии со съемочной площадки, сделанные на советские фотоаппараты, приведены научные исследования, созданные в рамках проекта, собраны эссе, исследующие темы любви, власти, насилия, измененных состояний сознания, а также каталог из 80 тысяч единиц одежды и реквизита из проекта и профайлы персонажей .
В 2018 году модный дом Comme des Garçons выпустил альбом фотографий DAU в рамках ежегодной инициативы по изданию работ художников и фотографов.
Эксклюзивное издание «Инсталляция ДАУ в Ле-Шатле»,"где работы Бакста, Ларионова, Гончаровой соседствуют с фрагментами инсталляций «Дау»" , было выпущено в 2018 к парижской премьере «в подарок Парижу» от проекта, с предисловием мэра Парижа Анны Идальго , художественного руководителя Театра Шатле и др.. ,
Начиная с объекта Институт, который функционировал как во время съемок, так и без, формируя опыт любого посетителя и вступая с ним во взаимодействие , , многосоставные инсталляции становятся важной формой жизни проекта.
Для демонстрации фильмов в Берлине планировалось воссоздать копию Берлинской стены — событие должно было стать первым в серии «Дау. Свобода» (Берлин), «Дау. Равенство» (Париж), «Дау. Братство» (Лондон) и планировалось при поддержке и участии режиссеров Тома Тыквера и Ромео Кастеллуччи , художников Марины Абрамович , Карстена Хеллера и Ай Вэйвэя , музыкантов Теодора Курентзиса , Брайана Ино , Роберта дель Ная и Massive Attack , правящего бургомистра Берлина Михаэля Мюллера , министра культуры ФРГ . , , , . Предполагалось, что при попадании на территорию мероприятия зрители пройдут процедуру обыска охранниками из числа израильских военных; внутри квартала, обнесенного стеной, планировались перформансы и выступления артистов, в частности перформанс Марины Абрамович и Теодора Курентзиса, участники которого проходили через процедуру мытья (отсылка к газовым камерам под видом душа в концентрационных лагерях) - ; завершиться мероприятие должно было ритуальным разрушением «Берлинской стены» , после чего каждому участнику должно было быть предложено взять с собой камень , . В сентябре 2018 власти города города запретили мероприятие, сославшись на нарушение процедур , , . Запрет сопровождался дискуссией — против мнения о недопустимости реконструкции стены там, где она «уже достаточно простояла» и в поддержку проекта выступали Фанни Ардан , Изабель Аджани , Роберт дель Ная , Уиллем Дефо , Жерар Депардье , Брайан Ино , , Кристин Скотт Томас , Ханна Шигулла , Саша Вальц , Том Тыквер и другие артисты, режиссеры, кураторы, политики, продюсеры .
Фильмы, созданные из отснятого в «Институте» киноматериала, были впервые представлены в Париже с 25 января по 17 февраля 2019 года при поддержке мэрии Парижа. Продюсер релиза в Париже — Мартин д´Англежан Шатийон .
Кроме фильмов, посетители парижского мероприятия могли посмотреть Dau.Digital, формируя собственный нарратив из материала .
Площадками релиза стали Театр де ля Вилль и Театр «Шатле» , где почти столетием раньше прошли «Русские сезоны» Сергея Дягилева . Еще одной площадкой стал Центр Жоржа Помпиду — там была представлена воспроизводящая обстановку «Института» «Дау» инсталляция, в которой попеременно проживали разные персонажи проекта. В рамках коллаборации музей также предоставил для использования в пространствах обоих театров работы русских неофициальных художников 1950-х-2000-х годов из собрания «Коллекция!» (2016) . Среди выставленных работ — произведения Оскара Рабина , Гриши Брускина , Сергея Бугаева-Африки , Эрика Булатова и др. .
План заключался в том, чтобы соединить два театра мостом, но в этом виде проект не был реализован, и вместо моста здания театров и здание музея Помпиду были соединены проекцией из красных световых линий, образующих треугольник — инсталляция была вдохновлена русским авангардом 1920-х гг. .
Связь проекта и в частности его парижской премьеры с авангардным живописным искусством формировалась также с помощью пространства в театре Шатле, оформленного художниками Ольгой Гуревич, Александрой Смолиной, Борисом Шаповаловым .
Для посещения проекта «Дау» зрителям было необходимо получить одну из «Дау-виз» — на 6 часов, 24 часа или «мультивизу» без временного ограничения . При «подаче» на визу посетителю предлагалось ответить на вопросы личного характера («вы когда-нибудь чувствовали, что вас используют в отношениях?») .
Пространство театров было поделено на зоны («Материнство», «Коммунизм», «Революция» и др.) .
На площадках одновременно проходили показы фильмов (без названий, под номерами ), конференции, перфомансы, концерты, шаманские ритуалы; узнать о них заранее было невозможно — принцип неизвестности и постоянной метаморфозы, предлагающий посетителю не планирование, а неожиданное столкновение, стал частью концепции проекта «Дау» , . Согласно этому принципу, все выступления рамках проекта тоже проходили инкогнито, без афиш и объявлений. Так, в течение парижского релиза в разных пространствах двух театров выступили Теодор Курентзис и MusicAeterna , Jazz Aeterna и ТриголОс, музыканты Михаил Рудый , Татьяна Гринденко , Владимир Мартынов , Владимир Тарасов , Леонид Фёдоров , Михаил Мордвинов , Дмитрий Уваров, Владимир Волков , певец Сергей Старостин , оперная певица Екатерина Щербаченко , музыканты Вангелино Курентзис, Марко Никодиевич, певец и перформер , Роберт дель Ная (« Massive Attack »), Брайан Ино , которые принимали непосредственное участие в создании музыкального ряда «Дау». Также в разных зонах «Дау» можно было увидеть перформансы Саши Вальц и её танцевальной труппы, инсталляции Ромео Кастеллуччи и Филиппа Паррено . Участие в парижских конференциях «Дау» приняли писатель и режиссёр Джонатан Литтелл , футуролог Риэл Миллер, профессор физики, специалист в области теории струн Никита Некрасов , писатель и социальный критик Евгений Морозов , фотограф Реза Дегати , профессор Оксфордского университета, биофизик Соня Контера, писатель Александр Эткинд и другие. ,
Музыкальные инсталляции, формирующие звуковое пространство ивента и спродюсированные Вангелино Курензисом и , включали работы Брайана Ино и Роберта дель Ная .
Важной частью опыта погружения на парижской премьере стали также бар Shitty Hole, буфеты (в частности «порно-буфет») и столовая с советским меню, где цены менялись произвольно в течение дня .
Еще одним элементом инсталляции стал магазин сувенирной продукции проекта, отсылающий к советским сельмагам (банки консервов различных наименований, cигареты, вантузы, керосиновые лампы, презервативы, скалки и др.), где также продавалась печатная продукция проекта — фотографии, книги-транскрипции разговоров персонажей .
В Театре де ля Виль работала реконструкция советской коммунальной квартиры, где круглосуточно жили перформеры, а также проводили ритуалы алтайские шаманы; в этом пространстве, в частности, были помещены работы из музея Помпиду, в частности вышивка Сергея Бугаева-Африки «Джон Кейдж передает знамя социалистического соревнования Курехину». , .
В пространстве театров находились также манекены персонажей фильмов DAU , .
Круглосуточные публичные показы фильмов сопровождались индивидуальными разговорами зрителей с «активными слушателями», среди которых были священники, пасторы, раввины, а также социальные работники и врачи; по желанию зрителей разговоры записывались .
По данным СМИ, за период с 25 января по 17 февраля 2019 года в Париже проект «Дау» посетило около 40 тыс. человек.
Конференции, ставшие частью парижской премьеры проекта, продолжили серию конференций, начавшихся 2017 году в Лондоне и посвящённых широкому кругу культурологических, социальных, политических вопросов, которые поднимает и актуализирует «Дау». Были проведены следующие конференции:
Парижская премьера проекта вызвала неоднозначную реакцию в европейской прессе . Критика проекта была связана как с «психологическим и физическим несимулированным насилием над участниками съёмок» , так и с задержкой и невыплатой заработной платы участникам съёмок, и с нарушением трудовой этики и соблюдения прав участников . Критические материалы содержат главным образом ссылки на анонимные свидетельства участников проекта, задействованных в нём краткосрочно . Ни один из участников и создателей фильмов «Дау», представленных в рамках парижской премьеры, не выступил с критикой проекта . Кроме того, проект вызвал множество дискуссий о границах допустимого в киноискусстве , .
Во время премьеры фильма « Дау. Наташа » на 70 Берлинском кинофестивале в феврале 2020 года пятеро российских журналистов обратились к художественному руководителю фестиваля и исполнительному директору с открытым письмом, в котором выражали обеспокоенность применением «несимулированного психологического и физического насилия», в частности в отношении непрофессиональной актрисы Натальи Бережной, и ставили под вопрос этичность включения картины в программу . Шатриан заявил, что переадресовал вопросы съемочной группе и актрисам и что они опровергли обвинения; подробные ответы от Хржановского, съемочной группы и актрис были также получены на пресс-конференции . Позже обвинения авторов открытого письма были также опровергнуты актрисой Натальей Бережной в интервью .
Весной 2020 года уполномоченный Украины по правам ребенка Николай Кулеба, реагируя на пост в социальной сети Facebook , обратился в Генеральную прокуратуру Украины, которая инициировала проверку на предмет причинения «физической боли или морального страдания путем насильственных действий» детям, принимавшим участие в съемках проекта . Таким образом, обвинение было сделано на основании впечатлений одного зрителя от кадров из фильма « Дегенерация ». Хржановский опроверг обвинения, ссылаясь на соблюдение юридических процедур и создание комфортных условий для детей во время съемок и на юридические процедуры получения международных прокатных удостоверений, а также на принципиальную невозможность делать выводы о реальных обстоятельствах съемочного процесса на основании художественного материала . 10 июля 2020 года газета The Daily Telegraph принесла извинения Хржановскому за статью о возбуждении уголовного дела, в основании которой лежало предположение, что подозрения в отношении Хржановского имели основания; в заявлении газеты сообщалось о выплате Хржановскому компенсации ущерба и о том, что он направит ее на поддержку . В начале 2021 года уголовные дела были закрыты по итогам досудебного расследования, в результате которого был сделан вывод об отсутствии уголовных преступлений в действиях лиц, занимавшихся организацией и проведением съемок с участием детей в Харькове .
Весной 2020 года также вызвало резонанс обсуждение в социальных сетях участия людей с аутизмом в съемках «Дау» в 2009 году; обвинения в насилии были опровергнуты родственниками участников с аутизмом, которые их сопровождали, другими участниками съемки, было приведено архивное видеосвидетельство .
Критика проекта также касается неоправданно большой траты ресурсов на достижение уже имевших место художественных результатов, таких как стирание границы между реальным и вымышленным, исполнителем и персонажем, деконструирование истории и погружение в нее . Критика парижской премьеры, кроме того, включала отзывы о плохой организации и невнятной навигации внутри инсталляции . Создатели проекта и некоторые критики позиционируют принцип неопределенности как художественный элемент проекта и способ взаимодействия со зрителем .
В России Министерство культуры отказало в выдаче прокатных удостоверений фильмам « Дау. Наташа », «Дау. Нора Сын», «Дау. Саша Валера» и «Дау. Новый человек» со ссылкой на подпункт «в» пункта 18, утверждённых Правительством «Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм и правил ведения государственного регистра фильмов», который не позволяет выпускать в прокат фильмы, «содержащие материалы, пропагандирующие порнографию». В 2020 году кинокомпания «Феномен Филмз» потребовала признать недействительным отказ и обязать Минкультуры допустить фильмы к прокату, однако суд отказал компании в удовлетворении требований.