Храм Христа Спасителя
- 1 year ago
- 0
- 0
Собор Христа Спасителя в Цаленджихе ( груз. წალენჯიხის მაცხოვრის საკათედრო ) является средневековой церковью в городе Цаленджиха , Самегрело и Земо-Сванетского края , что в Грузии .
Собор находится в ведении Зугдидской и Цаишской епархии Грузинской Православной Церкви . Цаленджихский собор известен уникальным циклом росписей , выполненных в так называемом приглашённым из Константинополя мастером .
Церковь расположена в Западной Грузии, на территории Самегрело и Земо-Сванетского края, в 30 км от Зугдиди , на берегу реки Чанисцкали , на низком холме, в городе Цаленджиха .
Построенный в XII—XIV столетиях, Цаленжихский собор является крестово-купольным храмом с нартексом и тремя аркадными галереями , из которых две находящиеся на южной и северной сторонах храма были преобразованы в семейную часовню рода Дадиани , правителей Мегрельского княжества . Церковь окружена стеной с двухэтажной колокольней в северо-западном углу. В западном углу двора сохранились руины дворца Дадиани. На запад от церкви прорыт подземный ход, 40-50 метров в длину и 3-4 метра в высоту. В XIX веке положен новый пол. В период между 1960 −1980 годами, церковь была частично отремонтирована, а фрески, находящиеся в аварийном состоянии, законсервированы.
Двуязычная греко - грузинская надпись на юго-западном столбе храма, говорит, что храм расписан , византийским художником из Константинополя, нанятым Вамехом Дадиани (правил 1384 — 1396 ), высокопоставленным грузинским чиновником ( мандатуррукхутсеси — министр внутренних дел ). В грузинской надписи на северо-западном столбе упоминаются два других лица — Махаробели Квабалия и Андроник Габисулава — посланные привезти греческого художника в Грузию. В XVII веке старые фрески были поновлены по приказу епископа , в то время как при Левана II Дадиани интерьер прилегающей к храму часовни был покрыт новыми фресками. Из этих поздних живописных дополнений до нашего времени дошли только фрагменты , среди которых — портрет семьи Левана Дадиани на южной стене часовни.
Роспись мастера Евгеника является один из лучших примеров позднего Палеологовского Ренессанса . Иконографическая программа настенной живописи церкви сложна и очень интересна, в том числе многими темами, не обычными для средневековой грузинской живописи. Наряду с греческими надписями, фрески на арках подписаны по-грузински. По-видимому, местные художники помогали известному греческому мастеру.
Сейчас фрески находятся под угрозой исчезновения и нуждаются в чрезвычайной охране и реставрации .