Искусственные роды
- 1 year ago
- 0
- 0
Искусственные руины , или романтические руины , — имитация древних руин в европейских ландшафтных парках и усадьбах знати XVIII — XIX веков . Руины строились для эстетизации разрушения временем; рукотворные руины были призваны вызывать у наблюдателя меланхолическое и романтическое настроение.
Руины в усадьбах и парках были призваны побуждать созерцателей к размышлению о влиянии времени и бренности человеческой жизни. Эстетизация разрушения временем прочных каменных сооружений как визуальный фактор, была призвана способствовать меланхолическому и романтическому настроению у наблюдателя .
Как писал английский писатель XVIII века в своём популярном справочнике по поэтике английских садов, «при виде руин естественным образом приходят на ум мысли об изменчивости, разрушении и опустошении, а за ними тянется и длинная вереница других образов, слегка окрашенных меланхолией, которую внушают развалины» .
В Западной Европе руины начинают воспринимать именно как руины и сохранять в этом качестве в эпоху Возрождения . В эпоху Просвещения руины приобрели особую ценность, и начали наделяться самыми разными свойствами и функциями — историческими, психологическими, политическими и философскими. Появилось стремление сохранять руины для поддержания чувства цельности и связности истории, как знаки великого прошлого. В западных обществах руины играли важную роль в консолидации национальной идентичности. Философы, от Дени Дидро до Жана Бодрийяра , начали обращать внимание на значимость развалин и пытались раскрыть секрет притягательности руин .
Дидро считал, что полезность руин состоит в том, что они стимулируют желание и создают субъективность, которая сдерживает общество. Руины говорят о великом равенстве всего сущего перед смертью, но при этом позволяют человеку «почувствовать себя более одиноким», балансируя на самом краю «потока», который «увлекает народы один за другим в бездну, общую для всех». Дидро утверждал, что руины возвращают нас к нашим склонностям, по мере того как время и смерть оспаривают значение сообществ и народов .
Немецкий философ Георг Зиммель тоже участвовал в прославлении руин. В своем знаменитом эссе 1907 года «Руина: эстетический опыт» Зиммель писал о примиряющем по сути воздействии руин на человека и о том, что руина парадоксальным образом является окном в будущее, показывая, что предмет, который превратился в руину, продолжает существовать и развиваться даже после того, как подвергся «насилию, которое дух совершил над ним, формируя его по своему образу» . Зиммель считал, что руины — это не синоним разложения, потому что они создают «новую форму» и «новый смысл» .
Декоративные искусственные руины появились во второй половине XVIII века в ландшафтных парках Англии и Франции в качестве архитектурных капризов и не выходили из моды весь XIX век ; иногда романтические руины со временем сами превращались в значимые артефакты . Кроме Англии и Франции романтические руины были распространены в Германии , Бельгии , Польше , Австрии , Швеции , Норвегии , Дании , России и Нидерландах , были призваны привлекать интерес к частным усадьбам и паркам и размещались так, чтобы привлекать внимание посетителей во время прогулок. Романтические руины сильно отличались по стилю, форме и выбору материала, наиболее часто они строились в виде руин древнеримских зданий и храмов, средневековых замков, башен, триумфальных арок , готических аббатств, павильонов и даже мельниц, кузниц и прочих утилитарных построек .
Мода на руины началась с открытия Геркуланума в 1738 году и Помпей в 1748 году, после чего по всей Европе стали производиться раскопки и исследования древних объектов. Хорошо сохранившиеся в Италии античные здания с расчищенными фресками стали частью европейского культурного кода : Помпеи стали обязательным пунктом в Гран-туре по Европе. Неоклассицизм придал греко-римским древностям статус эстетического канона, и потому руины, в особенности хорошо сохранившиеся, пополнили список образцов для подражания. Гравюры Пиранези подчеркивали различие между величественными античными сооружениями и утилитарной архитектурой современности; тем самым художник символично свысока судил о культуре настоящего .
Руины стали объектом натуры для многих художников того времени. Пейзажи, изображавшие ведуты Римской Кампаньи , вдохновляли Николя Пуссена и Клода Лоррена , которые помещали мифологические сюжеты в римский пасторальный пейзаж. Художники передавали живописное родство руин и ландшафта, идеализировали природу и наделяли её сущностными смыслами .
Во второй половине XVIII века среди знати и богатых людей Российской империи возникла мода на древности. Однако именно с руинами по целому ряду причин в Российской империи была проблема — их не было. Собственных античных руин империя попросту не имела (по крайней мере, до завоевания Крыма в 1783 году), средневековых каменных построек было немного, их поддерживали в рабочем состоянии, и каменные руины вплоть до наступления новых времён в стране практически отсутствовали. Что касается церковных построек, то средневековые деревянные церкви не могли превратиться в эстетически впечатляющие развалины, каменных церковных построек было немного, и к тому же они постоянно подвергались перестройкам. Учитывая обстоятельства, руины пришлось строить .
Первым заказчиком возведения руин в России была Екатерина II . В 1771 году Екатерина II заказывает архитектору Георгу Фельтену в честь победы над Оттоманской империей « Башню-руину » — аллегорический павильон в форме руинированной башни с крепостной стеной . В 1785—1786 годах архитектор Джакомо Кваренги прибавил к ландшафту парка « Кухню-руину », возведенную из подлинных римских камней и украшенную барельефами работы Кончецио Альбани .
Правившие после Екатерины II российские императоры, а также многие члены царской семьи и аристократы, по её примеру начали в своих парках и усадьбах тоже строить руины. Среди наиболее заметных — руины в Павловске , Гатчине , Ораниенбауме , в Архангельском , Кускове и Царицыно . Колоннада Аполлона в Павловске частично разрушилась в 1817 году, но было решено, что это только улучшило руину, и колоннаду решили не ремонтировать .