Interested Article - Пост в понедельник и четверг
- 2021-11-21
- 1
Пост в понедéльник и четвéрг — личный пост в авраамических религиях ( исламе , иудаизме , христианстве ). Состоит из временного отказа от пищи и воды от восхода солнца до захода .
В авраамических религиях
Ислам
В исламе пост в понедельник и четверг является добровольным, но не обязательным . Мухаммед соблюдал пост 3 дня каждый месяц (понедельник, четверг, понедельник) . Изначально Мухаммедом был установлен единственный пост в году 10 Тишри , наподобие поста в иудейский Йом-кипур , назвав его «Ашура». Позже он был упразднён, и был введён пост Рамадан , когда пост соблюдают в течение светлого времени, днём от восхода солнца до захода . Условием для принятия Аллахом поста являются, помимо молитвы , физическое очищение — отказ от пищи, воды и половой близости от восхода солнца до захода, также духовное очищение — отказ от лжи и сквернословия . Запрещено поститься в пятницу, субботу, праздники, накануне месяца Рамадан .
Иудаизм
В талмудическом иудаизме существуют 3 вида поста :
- Предписанные Талмудом посты и упомянутые в Танахе ( Лев. )
- Согласованные членами общины посты во время бедствий ( תענית צבור , тáанит ци́бур — «пост общины», Неем. )
- Личный пост ( תענית יחיד , таанит йахид — «пост одного», Дан. )
Община предписывала пост в понедельник, четверг, понедельник в случае бедствия . В субботу пост — запрещён , поэтому 2 дня поста равно удалены друг от друга и от субботы. Для постящихся были установлены дни покаянных молитв и чтения Торы в общине во второй и пятый дни по субботе после Песаха и Суккота . Пост продолжали от восхода солнца до захода , запрещено есть и пить . Пост в иудаизме рассматривают как способ, который помогает раскаянию и молитве « Авину малкену » . Молитва «Авину малкену» была составлена особо для постных дней во времена бедствий и послужила источником для составления будничной молитвы « Амида » в нынешнем виде . После совершения поста вечером раздавали милостыню .
Христианство
Пост в среду, пятницу — традиция Русской православной церкви , которая возникла от фарисейской традиции поста во второй день после субботы (понедельник), в пятый день после субботы (четверг) . Со временем добровольный личный пост в среду, пятницу установили обязательным , от фарисейского строгого поста без еды и питья в христианстве пришли к посту в среду и пятницу, в который разрешено есть постную пищу .
Евангелие
В Евангелии от Луки Лк. в евангельском рассказе о фарисее и мытаре упомянут пост дважды в неделю (понедельник, четверг ). Из рассказа следует, что этот пост не являлся обязательным среди фарисеев, а был добровольным постом ради блага общины, поэтому фарисей гордился перед остальными евреями . В христианстве милостыню , молитву , личный пост совершают втайне и являются отличительными качествами христианина, согласно Евангелию от Матфея :
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
— Мф.
Дидахе
В Дидахе упомянут фарисейский пост в понедельник, четверг и установлен христианский пост в среду, пятницу в противовес фарисейскому .
Посты же ваши да не будут с лицемерами , ибо они постятся во второй [после субботы] и пятый [после субботы] день недели. Вы же поститесь в четвёртый [после субботы] и подготовку [перед субботой — праздником] .
— Дидахе 8.1
См. также
Примечания
- . Дата обращения: 18 сентября 2021. 18 сентября 2021 года.
- от 18 сентября 2021 на Wayback Machine «Посланник Аллаха постился по три дня каждый месяц: в понедельник, в четверг и в понедельник следующей недели»
- от 18 сентября 2021 на Wayback Machine : «Ведь если, говоря о посте в месяце Рамадан, мы будем руководствоваться примером из жизни Пророка, то следует отметить, что он постился не только в этот месяц, но и два месяца идущие перед ним, а также понедельник и четверг каждой недели»
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913. «Пост в Исламе встречается начиная с мединского периода. Идея поста, по-видимому, заимствована у евреев. Слова сам и сйом соответствуют еврейскому цом . Согласно традиции, Мухаммед сначала ввёл лишь один постный день, наподобие еврейского Йом-кипура, назвав его „Ашура“, что соответствует еврейскому асор (10 Тишри). Впоследствии Магомет отменил этот пост и заменил его новым институтом, который, по его уверению, существовал ещё в глубокой древности (Коран, Сура II, 179). Вместо разбросанных по всему году постных дней Магомет назначил определённый месяц Рамадан, в течение которого соблюдаются непрерывно посты в течение дня, от восхода солнца до заката. Любопытно, что большинство правил, предписанных для этих постов, напоминают законы о Йом кипур, согласно толкованию законоучителей»
- «Запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха Всевышнего, чем благоухание мускуса, и Аллах говорит: Он отказывается от своей еды, своего питья и своих желаний ради Меня. Этот пост он соблюдает для Меня, и Я воздам за него, а за доброе дело десятикратным»
- «Если (человек) не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья» (Бухари)
- «Пост является щитом, и пусть (постящийся) избегает всего непристойного и не ведёт себя подобно невеждам, если же кто-нибудь (попытается) завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет (такому): Поистине, я пощусь!» (Бухари)
- от 13 марта 2022 на Wayback Machine «Также из достоверной сунны мы знаем, что нельзя выделять пятницу и субботу соблюдаемым специально именно в эти дни постом. Можно поститься в эти дни, если соблюдаешь также пост за день до этого или один день после. Непосредственно за день или два до начала месяца Рамадан поститься нежелательно. В праздничный день Ураза-байрама и в праздничные дни Курбан-байрама соблюдение поста запрещено (харам)»
- от 18 сентября 2021 на Wayback Machine «Общеобязательным постным днём для иудеев в I веке был День Очищения (Йом Кипур). К нему добавлялись четыре однодневных поста в воспоминание национальных трагедий: начала осады Иерусалима (10 тевета), завоевания Иерусалима (17 тамуза), разрушения Храма (9 ава) и убийства Годолии (3 тишри). В случае наступления тяжёлых бедствий — засухи, угрозы неурожая, эпидемии смертельных болезней, нашествия саранчи, угрозы военной атаки — могли объявляться особые периоды поста. В то же время существовали и добровольные посты, рассматривавшиеся как дело личного благочестия. Еженедельный пост понедельника и четверга возник в результате соединения двух последних категорий»
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии «Дни поста делятся на три основные категории»
- от 18 сентября 2021 на Wayback Machine «Если дожди не пошли — отдельные люди начинают поститься и постятся три поста: в понедельник, четверг и следующий понедельник. Если ситуация не менялась, то точно такая же схема поста предписывалась в течение двух следующих месяцев кислева и тебета (ноябрь-январь), однако теперь его должны были соблюдать все израильтяне. Наконец, в случае продолжения засухи, строгость поста усиливалась: в течение следующих семи понедельников и четвергов сокращали торговлю, строительство и посадки, число обручений и бракосочетаний и не здоровались друг с другом — как люди, на которых разгневался Вездесущий»
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии «Существовал обычай устанавливать публичный пост в понедельник или четверг; отдельные лица, особенно после разрушения второго Храма, постились каждый понедельник и четверг»
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913. «Некоторые даже совершают трёхдневный пост, а именно в первый понедельник, четверг и второй понедельник, следующие за Пурим (Софер., XVII, 4; XXI, 1). По-видимому, в древности считался богоугодным делом обычай, сохранившийся у более набожных евреев и в позднейшее время, — поститься два раза в неделю, по понедельникам и четвергам (ср. Лука, XVIII, 12). В трактате Таанит описываются общественные посты, назначавшиеся во время засухи. Если не было дождя до 17 Хешвана, то наиболее набожные из общины (יחידים) постились три дня — в понедельник, четверг и понедельник. В случае продолжающейся засухи объявлялись ещё три поста, на этот раз всеобщих, и, наконец, семидневный пост. Эти посты сопровождались особым ритуалом: кивот помещался посреди улицы, а народ облачался во вретище, посыпал голову пеплом, при этом произносились проникновенные назидательные речи (Таан., 18а)»
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии «В исключительных случаях пост соблюдался в субботу и праздничные дни, однако, как правило, в эти дни поститься возбранялось»
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии «Пост сопровождался молитвой (в эпоху первого Храма — жертвоприношением) и покаянием в грехах (Суд. 20:26; I Сам. 7:6; Эзра 10:1)»
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии «Начиная с эпохи второго Храма, пост сопровождался также публичным чтением Торы (Нех. 9:3)»
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913. «Чисто религиозный характер носят посты, соблюдаемые особо благочестивыми евреями в два понедельника и четверг, следующие за первой субботой, в Мархешване и Ияре (בה״ב — שני וחמישי ושני), если они совпадают с новомесячием, установленные в виде искупления грехов, которые могли быть совершены в праздники Кущей и Пасхи, когда люди предаются разным удовольствиям; каждый понедельник и четверг — в память разрушения храма, сожжения Торы и осквернения имени Бога»
- Мишна , Таанит 2; вавилонский Талмуд 12 а; Шулхан арух , Орах-Хаим 492
- По лунному календарю пост во второй день (17 Нисана) после Песаха, в пятый день (20 Нисана) после Песаха, через неделю во второй день (24 Нисана) после Песаха ( Шулхан арух , Орах-Хаим 492 יש נוהגים להתענות שני וחמישי ושני אחר הפסח וכן אחר חג הסוכות וממתינים עד שיעבור כל חדש ניסן ותשרי ואז מתענים )
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913. «Йом кипур и девятое Аба справляются от вечера до вечера; все же прочие посты, за исключением общественного поста по случаю засухи, начинаются с восходом солнца и кончаются с закатом (Аб. Зара, 34а)»
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии «Остальные посты, упомянутые выше, длятся с восхода до захода солнца»
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии «В обычный пост запрещалось лишь есть и пить. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты»
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии «Уже Библия подчёркивает, что пост — не самоцель, а только средство, при помощи которого человек может смирить свою душу и раскаяться в грехах, и это раскаяние должно проявиться в его поступках (Иоэль 2:13; Иона 3:8). Этот взгляд с особой силой выражен у Исайи (58:3 и следующие), который противопоставляет пост, не сопровождающийся искренним раскаянием и потому неугодный Богу, подлинному посту, в награду за который Бог ниспошлёт милостивое прощение»
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913. «Особый чин богослужения был установлен в Палестине на время засухи, бездождия. В этом случае ещё в библейский период соблюдались посты и произносились молитвы (Иоиль, I, 14; 2, 16—17). В Мишне целый обширный трактат (Таанит) посвящён обзору постов, а вторая его глава — специально богослужебному чину на указанные дни, в которые произносились 24 славословия, состоящие из 18 ежедневных и шести добавочных (см. Schürer, Gesch., 3 изд., II, 490; Israel Lévi, Rev. et. juiv., XLVII, где указаны источники и библиография). Богослужение в постные дни заканчивалось Неилою, сохранившейся ныне лишь в литургии Иом-Кипура. Чин богослужения в постные дни был выработан значительно ранее христианской эры; весьма вероятно, что он развился независимо от храмового культа, а также, что в нём заключаются зачатки литургии на каждый день»
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913. «В пост обыкновенно раздавали к вечеру милостыню бедным (Санг., 35а, ср. Раши, ad loc.); этот обычай нашёл отражение в талмудической поговорке: ценность поста в милостыне, אגרא דתעניתא צדקתא (Бер., 6б)»
- от 18 сентября 2021 на Wayback Machine «Пост среды и пятницы — одна из традиций православной церкви»
- от 18 сентября 2021 на Wayback Machine «Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу»
- от 18 сентября 2021 на Wayback Machine «Однако постепенно, прежде всего на Востоке, степень обязательности этого обычая постепенно начинает возрастать»
- от 19 июня 2021 на Wayback Machine «Но хотя пост среды и пятницы и сравнивается с постом Четыредесятницы, он менее строг Великого поста. Большую часть дней среды и пятницы в году (если они не приходятся на дни больших постов) разрешается сваренная растительная пища с елеем»
- от 2 сентября 2021 на Wayback Machine «Традицией, уходящей корнями в период второго Храма, является пост 2 раза в неделю (Лк 18.12), в понедельник и четверг . В современной практике принято поститься в понедельник, четверг и в следующий понедельник после праздников Песах и Суккот. В некоторых общинах существовал обычай поститься 8 четвергов в зимние месяцы, когда читается книга Исход»
- от 18 сентября 2021 на Wayback Machine «Из этой молитвы следует, что подобный пост не был общеобязательной практикой, именно поэтому фарисей и хвалится им перед Богом»
- от 24 сентября 2021 на Wayback Machine «В разделе 8.1, вероятно, нашёл отражение конфликт с синагогой — установление поста на среду и пятницу объясняется необходимостью отделения от „лицемеров“ (ср. с наименованием фарисеев „лицемерами“ в Мф. ; об их посте дважды в неделю говорится в Лк 18.12; ср. описания практики поста дважды в неделю в мишне Мегиллот (3.6, 4.1) и в вавилонском Талмуде (Таанит 12a); возможно, впрочем, что речь в Дидахе идёт об иудействующих христианах»
- фарисеями
- понедельник
- четверг
- среда
- παρασκευήν , параскева — «день приготовления, канун или вечер перед субботой, перед Пасхой; пятница»
- пятница
Литература
- — Православная энциклопедия
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Митрополит Иларион (Алфеев) , : Издательство «Издательство Московской Патриархии»; Москва; 2016; 616 с. ISBN 978-5-7533-1212-9
Ссылки
- 2021-11-21
- 1