Пляска смерти
- 1 year ago
- 0
- 0
Таллинская пляска смерти — картина, написанная в конце XV века на сюжет « пляски смерти ». Находится в церкви Святого Николая (Нигулисте) в Таллине , Эстония . Авторство картины приписывается немецкому художнику Бернту Нотке . Она считается одним из наиболее ярких произведений искусств средневекового Таллина . «Пляска смерти» представляет собой начальный фрагмент не сохранившейся оригинальной картины .
Тема « пляски смерти » часто встречается в позднесредневековом искусстве и литературе. Толчком к этому стала чёрная смерть , пандемия чумы, опустошившая Европу в середине XIV века. Танец скелетированных фигур символизирует бренность бытия ( memento mori ). В пляске смерти участвуют представители всех слоёв общества, начиная от папы и императора и заканчивая крестьянами .
Таллинская картина «Пляска смерти» была написана в конце XV века . Авторство приписывается Бернту Нотке , одному из крупнейших немецких любекских художников того времени. В качестве местонахождения таллинский «Пляски смерти» источники указывали исключительно церковь Нигулисте. Впервые эта картина упоминается в 1603 году в церковной счётной книге. Следующее упоминание относится к 1622 году, когда проводилась очистка и реновация полотна. Картина располагалась в часовне Святого Антония церкви Нигулисте .
Изначально картина состояла из нескольких частей и имела длину 28—30 м. Сохранилась только первая часть. Об обстоятельствах утраты остальных частей картины информация отсутствует .
Детальное исследование Таллинской пляски смерти началось в конце XIX века, когда было замечено сходство этой картины с Любекской пляской смерти (копией 1701 года картины 1463 года из церкви Святой Марии в Любеке ). Исследователи того времени заключили, что таллинская картина является уменьшенной копией старой любекской .
В 1937 году любекский искусствовед Карл Георг Хайзе выдвинул предположение, что Таллинская пляска смерти — это не копия, а часть старой любекской картины. Якобы в конце XVI века из-за плохой сохранности Любекской пляски смерти, из неё был вырезан кусок и доставлен в церковь Нигулисте в Таллине. В качестве доказательств своей версии Хайзе привёл обрезки холста, найденные под копией Пляски смерти в Любеке, которые, по его мнению, совпадали с таллинской картиной .
В 1962—1965 годах таллинская «Пляска смерти» была отреставрирована командой реставраторов, в том числе, заслуженным реставратором СССР П. Барановым , Г. Карлсеном, С. Глобачевой, С. Титовым из Центральной художественной реставрационной мастерской в Москве под руководством В. Карасевой. В ходе реставрационных работ выяснилось, что верхний красочный слой относится ко второй половине XIX века. Художественный уровень этого красочного слоя был значительно ниже, чем у оригинала, он отличался своим колоритом и многими деталями. В ходе реставрации был восстановлен оригинальный красочный слой картины .
Результаты реставрации дали новую почву для исследования картины, поскольку предыдущие исследователи считали красочный слой XIX века оригинальным и на его основе делали свои выводы. Искусствоведы по-прежнему придерживались версии авторства Бернта Нотке. Предположение же Карла Георга Хайзе о том, что таллинская «Пляска смерти» является вырезанной частью любекской, было опровергнуто. Искусствовед Май Лумисте склоняется к версии, что таллинская «Пляска смерти» является не копией, а более поздним авторским повторением любекской. Фигуры очень схожи, однако имеется ряд различий: в таллинском варианте добавлены сцены охоты и беседующие крестьяне и т. д. Вероятно, эту картину Нотке создал специально для Таллина, а его заказчики пожелали получить картину, схожую с любекской .
В 1944 году картина была перенесена из часовни Святого Антония церкви Нигулисте в Государственный Художественный музей ЭССР в . После обретения независимости Эстонии, картина вернулась в церковь Нигулисте, где находится по сей день.
Полотно достаточно длинное и узкое, его размеры составляют 160×750 см. Техника живописи смешанная: темперная и масляная на холстяной основе. Таллинская пляска смерти является фрагментом, а точнее, началом более крупной композиции, включавшей 48—50 фигур. На сохранившемся фрагменте изображено лишь 13 фигур .
Начинается картина с фигуры проповедника на кафедре . Рядом на камне сидит скелет , играющий на волынке . Скелеты здесь символизируют смерть , которая неизбежно настигает всех людей. Далее следуют хоровод из фигур людей, которые сменяются скелетами в саванах . Первым идёт скелет, несущий гроб . За собой он ведёт римского папу. Далее пляшущие скелеты ведут за собой императора, императрицу, кардинала и короля. Фигуры людей стройны, лица выразительны и оживлены. Люди одеты в дорогие костюмы, соответствующие занимаемому положению. Скелеты изображены более динамично, чем люди. На заднем плане картины изображён осенний пейзаж с желтеющими деревьями, склонами холмов и различными постройками .
В нижней части картины на развёрнутом манускрипте помещён стихотворный текст, написанный готическими минускулами на нижненемецком языке . Начинается текст с речи проповедника, за ним следует обращение Смерти ко всем людям. Затем идут диалоги Смерти со всеми изображёнными на картине персонажами .
Первые три фигуры показаны несколько затенённо, освещение остальных более яркое. Освещение пейзажа на заднем плане более равномерное, близкое к вечернему. Живописный слой достаточно тонкий, отсутствует грунтовка в современном понимании. Автор использовал светотень, стремясь к объёмности. Преобладают красные, белые и коричневые тона .