Сукман II Шах-Армен
- 1 year ago
- 0
- 0
Арме́н Оганя́н ( арм. Արմեն Օհանյան , урожденная Софья Эммануиловна Пирбудагя́н , арм. Սոֆյա Էմանուելի Փիրբուդաղյան , 1887, Шемаха , Российская империя — 1976, Мексика ) — армянская танцовщица, актриса, писательница, переводчица, литературовед.
Свои первые шаги, под сценическим именем Софья Тер-Оганян она начала в армянском театре в Баку . Училась в школе пластики Л. Р. Нелидовой в Москве , а также в студии Станиславского. Некоторое время работала в Малом театре .
Переехав в Персию , она стала основательницей первого персидского театра европейского типа. В 1910 году в Тегеране на персидском языке была представлена комедия Гоголя «Ревизор» в постановке Оганян. Сама исполнила роль Марии Антоновны.
В Персии Армен Оганян изучила восточные танцы и, начиная с 1911 года до начала 1930-х, выступала во многих странах мира как «персидская танцовщица», впервые показывая на профессиональной сцене экзотические для западного зрителя той поры старинные танцы народов Востока и античности, ярко стилизованные. Используя методы «вольного танца» танцовщицы Айседоры Дункан , под музыку армянских, русских, персидских композиторов, используя разные маски, В 1913 году, в Париже выступала под аккомпанемент индийского ансамбля под управлением профессора Инайят Хана . В 1915 году принимала участие в лондонских концертах организованных Владимиром Розингом . Оганян демонстрировала танцевальные номера «Саломея», «В храме Анаит», «Измена», «Сводница», «Гашиш», «Великий хан Шемахи» и т. д. Выступала в Лондоне , Брюсселе , Милане , Софии , Бухаресте , Каире , в городах США .
Обосновавшись в Париже , Оганян посвятила себя литературе, издала автобиографические книги на французском языке . Первая из них — «Шамаханская танцовщица» с предисловием Анатоля Франса ( 1918 ), которая была переведена на английский , немецкий , испанский , шведский , финский , иврит . После Оганян издала книги «В когтях цивилизации» ( 1921 ), «В одной шестой части мира» (заметки из её путешествия в СССР, 1928 ), «Солист его величества» ( 1929 ) и «Смех соблазнительницы змей» ( 1931 ).
Эксцентрическая артистка была в любовных отношениях с влиятельными представителями парижской элиты, среди которых были писатель и политический деятель Морис Баррес , художник Эмиль Бернар (создавший её портрет и написавший о ней книгу «Персидская танцовщица»), прозаик Андре Жермен, писательница Натали Барни и др.
В 1927 году Оганян вышла замуж за мексиканского дипломата-коммуниста , позже они обосновались в Мексике . Оганян вступила в Мексиканскую коммунистическую партию . Переводила с русского на испанский, писала монографии на испанском о русской, советской и мексиканской литературе, в том числе «Лев Толстой (1828—1910): жизнь, эпоха, произведения» ( Мадрид , 1934 ), «Путь Горького — наш» ( Мехико , 1935 ), «Марксистский анализ испанской литературы» (Мехико, 1937 ), «Счастливая Армения» (Мехико, 1946 ), «Мексика и культура» (Мехико, 1967 ) и др. Больше всех среди своих произведений она ценила поэму «Мечта изгнанника», написанную на армянском языке.
В 1958 году Оганян вместе с мужем посетила Советский Союз , была также в Армении и часть своего архива подарила ереванскому Музею литературы и искусства.