Interested Article - Дворец Поцеев

Дворе́ц Поце́ев ( лит. Pociejų rūmai ) — двухэтажный дворец с чертами архитектуры Ренессанса , классицизма и историзма в Старом городе Вильнюса на улице Доминикону ( Dominikonų g. 11 ). Комплекс зданий дворца охраняется государством; код в Регистре культурных ценностей Литовской Республики 280 . В настоящее время во дворце располагается закрытое акционерное общество „Vilniaus vandenys“ .

История

Дворец был построен в конце XVII века на месте трёх прежних домов (два при улице, третий в стороне) . Упоминание о большом доме, стоявшем на этом месте, датируется 1600 годом . Его в 1612 году Евстафий Волович продал королевскому златокузнецу Михаилу Бретшнейдеру. В 1668 году здание принадлежало виленскому подвоеводе Александру Войне-Ясенецкому . По другим сведениям, владельцем дома был сын Александра Андрей Войно-Ясенецкий .

В инвентаре имущества Андрея Войны-Ясенецкого 1698 года упоминается большой дворец с репрезентативным въездом с Доминиканской улицы и хозяйственным входом с улицы Стеклянной .

Дворец в 1700 году унаследовала Тереза Бжостовская, урождённая Войно. В документе 1704 года здание названо каменным домом Войны, однако он принадлежал мстиславскому каштеляну Константину Бенедикту Бжостовскому ( 1682 1722 ), женатому на дочери Андрея Войны. Рано став вдовой, Тереза Бжостовская вышла замуж за трокского воеводу Александра Поцея .

Главный фасад дворца

Дворец пострадал от пожара в 1748 году , после чего он был отстроен и расширен. В 1770 году дворец унаследовал Людвик Поцей , а год спустя, после его смерти, — младший брат Леонард Поцей (около 1730 1774 ). В 1774 году владельцем дворца стал сын Леонарда Поцея Александр Михал Поцей ( 1774 1846 ).

При реконструкции в конце XVIII века дворец здание обрело черты классицизма . Во время восстания 1794 года здесь скрывался противник Конституции 3 мая и сторонник России последний гетман Великого княжества Литовского Шимон Мартин Коссаковский . Повстанцы нашли Коссаковского на чердаке и на следующий день повесили на Ратушной площади .

После восстания 1831 года дворец Поцеев был конфискован российскими властями. Во второй половине XIX века дворец принадлежал графу Казимиру Умястовскому, с 1887 года — его сыну Владиславу Умястовскому. Он продал этот дворец и дворец на Троцкой улице своей жене Янине Умястовской.

Барельеф с изображением святого Георгия

В 1914 году была проведена ещё одна реконструкция, при которой во дворе был построен флигель , увеличены окна и двери фасада. Здесь в 1906 1945 годах работал магазин литовских книг Марии Пясецкой-Шлапялене , Юргиса Шлапялиса и Эляны Бразайтите. Магазин посещали Жемайте , Вайжгантас , Лаздину Пеледа , Винцас Капсукас и другие писатели и деятели литовской культуры. До Первой мировой войны магазин Шлапялисов снабжал литовскими книгами не только жителей Литвы, но и литовцев Санкт-Петербурга и Москвы . Янина Умястовская в этом дворце не жила, оставаясь владелицей до 1940 года , когда здание было национализировано советскими властями.

После Второй мировой войны в этом здании работало журнально-газетное издательство ЦК комсомола Литвы, банно-прачечный трест и трест водоканал.

В 1968 1973 годах была проведена реконструкция по проекту архитектора . После реконструкции в здании располагалось Вильнюсское территориальное управление водопровода и канализации. Ныне дворец занимает закрытое акционерное общество „Vilniaus vandenys“ ).

Архитектура

Юго-западный фасад. Улица Стиклю
Внутренний двор

Двухэтажные корпуса (главный и южный) окружают закрытый прямоугольный двор с въездом с улицы Доминикону. Северо-западный фасад главного северо-западного корпуса выходит на южную сторону улицы Доминикону. Юго-западный фасад южного корпуса выходит на западную сторону улицы Стиклю .

Стены сложены из кирпича и покрыты штукатуркой разных цветов. Крыша крыта черепицей. В декоре строго симметричного главного фасада сочетаются элементы разных стилей — ренессанса , барокко , классицизма . Первый этаж отделан рустом . Декоративная полоса между первым и вторым этажами под окнами второго этажа украшают рельефы с растительными мотивами.

Между окнами располагаются два небольших медальона с барельефами, изображающими всадников — слева святого Мартина , справа святого Георгия . Портал с аркой обрамляют пилястры и антаблемент . Центральное окно над порталом украшают волюты . Цветовое оформление фасада присуще раннему барокко. Во дворе главного корпуса двухэтажная галерея с застеклёнными аркадами. Фасады двора декорированы в том же стиле, что и главный, но без рельефов. Декор фасадов южного корпуса намного скромнее.

Примечания

  1. (лит.) . Kultūros vertybių registras . Kultūros paveldo departamentas prie Kultūros ministerijos. Дата обращения: 26 января 2015.
  2. , p. 150.
  3. , p. 182.
  4. , p. 183.

Литература

  • Jackiewicz, Mieczysław. Wilno. Spacerkiem po mieście. — Warszawa: Ex libris Galeria polskiej książki, 2005. — С. 132. — 224 с. — ISBN 83-89913-20-8 . (польск.)
  • Čerbulėnas, Klemensas. Pociejų rūmai // Lietuvos TSR istorijos ir kultūros paminklų sąvadas. — Vilnius: Vyriausioji enciklopedijų redakcija, 1988. — Т. 1: Vilnius. — С. 149—150. — 592 с. — 25 000 экз. (лит.)
  • Čaplinskas, Antanas Rimvydas. Pociejų rūmai // Vilniaus gatvių istorija. Šv. Jono, Dominikonų, Trakų gatvės. Apybraiža. — Vilnius: Charibdė, 1998. — С. 125—131. — 304 с. — 2000 экз. ISBN 9986-745-13-6 . (лит.)

Ссылки

  • (лит.) . Kultūros vertybių registras . Kultūros paveldo departamentas prie Kultūros ministerijos. Дата обращения: 26 января 2015.
Источник —

Same as Дворец Поцеев