Елена Евгеньевна Ковылина
(род.
22 ноября
1971
,
Москва
) — российская художница, куратор и искусствовед.
Работает в технике
перформанса
,
акционизма и видео, а также живописи.
С
1999 года
— член
Союза художников России
. Лауреатка премии в области современного искусства
«Инновация
» (
2006
), премии Российской Академии Художеств «Против течения» (
2014
).
Биография
Родилась 22 ноября 1971 года в Москве. С раннего детства знала, что хочет стать художницей. Ходила в детскую изостудию В. А. Богданова. С 1988 по 1991 годы училась в
Московском государственном академическом художественном училище памяти 1905 года
(живописно-педагогический факультет), потом поступила в
МГХИ им. Сурикова
, также на факультет живописи. С 1996 по 1998 годы училась в частной школе современного искусства в
Цюрихе
F+F School for Art and Media Design Zurich (
инсталляция
,
перформанс
,
видео
, объект). Во время своей учёбы в Цюрихе много путешествовала, ходила по музеям, выставкам, занималась экспериментами в области новых медиа.
В
1999 году
окончила курс «Новые Художественные стратегии»
ИПСИ
(Москва). В 2003 году получила диплом факультета медиа арт
Университета искусств Берлина
, где училась у классика немецкого искусства профессора
Ребекки Хорн.
В 2012 году организовала совместно с художником и директором Государственной Галерее на Солянке
Федором Павловым-Андреевичем
первую в Москве школу перформанса PYRFYR (в данный момент не работает), став её художественным руководителем. В 2014 году получила диплом магистра искусствоведения в
Российском государственном гуманитарном университете
(направление «Визуальные коммуникации», тема научной работы — специфика образа в искусстве перформанса XXI столетия. С 2015 года ведёт независимые авторские воркшопы по перформансу и развитию личности.
Барбара Полла
, галерист, писательница и политик занимается продажей работ Ковылиной, которые выставляются в Analix Forever Gallery (
Швейцария
,
Женева
), в западных странах. В России коллекцию из 30-ти видеоработ приобрел
Фонд Виктория
.
Работы художницы также хранятся в собраниях: Fondazione Sandretto Re Rebaudengo, Турин; Centro Videoinsight, Турин; National Museum of Woman in the Arts, Вашингтон; Фонд «Современный город», Москва; Московский музей современного искусства, в частных собраниях (Виктора Бондаренко и других).
Ковылина участвовала в крупнейших международных арт-форумах —
Венецианской биеннале
, европейской странствующей биеннале «
Манифеста
», Сиднейской биеннале,
биеннале в Шардже
. Является обладательницей множества международных грантов.
Несколько лет посвятила проекту благотворительного общества «Комитет „Красная обитель“
» и работе в Театре беспризорной молодежи.
В декабре 2019 года назначена куратором галереи Ходынка, входящей в
Объединение «Выставочные залы»
при департаменте культуры г. Москвы.
Трое детей
.
Творчество
Ковылина стала пробовать себя в перформансах ещё в середине 1990-х годов. В первых перформансах она проверяла на прочность свое тело и чувства зрителя. Ковылина уплывала в открытое море в лодке без весел, вставала с петлей на шее на стул и просила зрителей выбить его из-под ног, выпивала в галерее литр водки под военные песни, а также заявляла, что намерена выстрелить в куратора
Марата Гельмана
, повторив атаку
Валери Соланас
на
Энди Уорхола
. Перформансы Елены Ковылиной известны своим непримиримым радикализмом. Работы Ковылиной экспонировались по всему миру —
США
,
Албания
,
ОАЭ
,
Швеция
,
Финляндия
,
Австралия
,
Чехия
. Содержанием перформансов и медиаинсталляций оказывается
государственная политика
, острые
социальные
и общественные вопросы, такие как тема идентичности или равенства, которые она подвергает иронии. Её акции выступают в качестве острой сатиры на актуальные российские и мировые проблемы.
Избранные работы
-
«Не хотите ли чашечку кофе?», или Сожги мир буржуазии""
.
-
Любовь после холодной войны. 2006.
Лос-Анджелес
.
-
Живой концерт. 2005, Москва
-
Вальс. 2001, Берлин
Ковылина приглашала зрителей на танец, а после каждого тура накалывала на грудь орден и выпивала рюмку водки. В конце концов партнёров приходилось вытаскивать из толпы силой — никому не хотелось кружиться под музыку с абсолютно пьяной женщиной, и то, что поначалу казалось приятным времяпрепровождением, превратилось в катастрофу
.
-
«Равенство» («Egalite»), 2008
Идея перформанса «Равенство» («Egalite») заключается в том, чтобы выстроить ровную линию по головам участников напротив здания государственной власти. Ковылина подпиливала табуретки и уравнивала разных по росту людей
.
-
Морковь культурная, 2018
"Проект «Морковь культурная» («Carotte culturele») — это попытка дать искусству самоутвердиться в обстановке «культурной изоляции», пойти навстречу зрителю, предложив ему увидеть знакомые повседневные образы как объекты так называемой «высокой культуры».
Елена Ковылина
Персональные выставки
-
2015
— «Вечное время». Галерея Екатерины Ираги, Москва
.
-
2008
— «Равенство». Фонд «Современный город»,
Москва
.
-
2005
— «Перформансы Елены Ковылиной». Галерея «XL Project»,
АРТСтрелка
,
Москва
.
Избранные групповые выставки
-
2015 — Biennale d’art contemporain Hybride3.
-
2015 — Douai.
-
2014 —
Манифеста 10
, Государственный Эрмитаж, Петербург.
-
2013
— «Сны для тех, кто бодрствует».
Московский музей современного искусства
.
-
2013 — Больше света. 5-я Московская биеннале современного искусства.
-
2010 — Тиранская биеннале.
-
2002 — «Деконструкция» Биеннале в Цетинии, Черногория.
-
2009 — 9th
Sharjah Biennial
(Sharjah International Art Biennial), Шарджа, ОАЭ.
-
2006 — «Зона контакта», биеннале в
Сиднее
.
-
2005 — 2-я Пражская биеннале.
-
2003 − 1st Praguebiennale, Prague.
Критика
-
«Считающаяся одной из самых ярких художниц 2000-х годов Елена Ковылина едва ли не единственная на московской арт-сцене продолжает традицию радикального перформанса 1990-х годов. Как и её коллеги и предшественники
Олег Кулик
,
Анатолий Осмоловский
,
Александр Бренер
, Елена Ковылина во имя искусства не щадит ни себя, ни зрителя. Она выходила на боксерский ринг, вызывая на поединок всех желающих, как женщин, так и мужчин. Усаживала публику за изящно накрытый чайный стол — и поджигала скатерть. Прикалывала ордена и медали к собственной коже. Танцевала буквально до упаду, опрокидывая стакан водки после каждого тура вальса, на который она приглашала сначала польщенных, а потом испуганных мужчин. Устраивала театр с беспризорниками, у которых училась столь ценному для перформансиста искусству „разводки“ зрителя. И с петлей на шее вставала на
табурет
, который каждый желающий мог выбить из-под её ног. Но в отличие от отечественных акционистов-самоучек 1990-х, чьи художественные жесты часто граничили с девиантным поведением как в глазах общественности (вызывавшей милицию), так и в восприятии самих авторов, чувствовавших себя этакими бросающими вызов социуму хулиганами-бунтарями, Елена Ковылина — „перформансист в законе“. За её акциями, даже самыми отчаянными, всегда чувствовался не аффект, но расчет — не только интеллектуальная концепция, но и точная калькуляция возможных реакций и последствий»
—
И. Кулик, «коммерсант», 2008
.
-
«Перформансы Елены Ковылиной всегда трогали за живое. В мужчинах пробуждали инстинкты, кто же останется равнодушным при виде обнаженной блондинки. В женщинах будоражили женскую солидарность: они сопереживали её беззащитному телу, мучения которого художница выставляла напоказ, акцентировала его ранимость. Тех, чей главный инстинкт — жестокость, провоцировала на её проявления. Что бы она ни делала: стояла на табуретке с петлей на шее и надписью „Сделай сам“, приходила на открытие выставки в Германии с орденом „За взятие Берлина“, приколотым прямо к коже под ключицей, подносила гостям вазочки с красной икрой, ступая босыми ногами по битому стеклу, её социально-критические метафоры сначала заставляли содрогнуться тело зрителя, а потом доходили до разума, действовали так же рефлекторно, как сводит зубы от того, что кто-то скрежетнул ногтем по стеклу»
—
Д. Мачулина
, «Стенгазета», 2008
.
Примечания
-
↑
-
↑
(неопр.)
Дата обращения: 13 сентября 2019.
5 сентября 2019 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 13 сентября 2019.
19 сентября 2019 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 13 сентября 2019.
19 сентября 2019 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 13 сентября 2019.
6 сентября 2019 года.
-
[
Фотография. "Комитет красная обитель". Совместно с Е. Ковылиной. Акция с беспризорниками.
Gallery K+S Berlin.]
(неопр.)
Дата обращения: 13 сентября 2019.
27 сентября 2019 года.
-
(неопр.)
.
-
↑
(рус.)
. ХЖ - Художественный журнал. Дата обращения: 13 сентября 2019.
15 сентября 2019 года.
-
(рус.)
. Arzamas. Дата обращения: 13 сентября 2019.
28 августа 2019 года.
-
Ирина Парфёнова.
(рус.)
.
DW
(6 октября 2002). Дата обращения: 1 ноября 2019.
1 ноября 2019 года.
-
(неопр.)
.
-
(неопр.)
.
ЛЮБОВЬ ПОСЛЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
. Дата обращения: 13 сентября 2019.
16 февраля 2018 года.
-
Мария Михантьева.
(неопр.)
(10 августа 2016). Дата обращения: 13 сентября 2019.
18 мая 2018 года.
-
(неопр.)
.
-
(неопр.)
Дата обращения: 13 сентября 2019.
6 сентября 2019 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 13 сентября 2019.
13 июня 2021 года.
-
↑
Кулик И.
от 4 марта 2016 на
Wayback Machine
// Коммерсантъ. — 2008. — 5 февр.
-
Собств. корр.
// Московский комсомолец. — 2005. — 14 апр.
-
от 24 февраля 2014 на
Wayback Machine
Пятая тематическая экспозиция
Московского музея современного искусства.
-
Мачулина Д.
от 5 июля 2011 на
Wayback Machine
// Стенгазета. — 2008. — 19 февр.