Interested Article - Гази-Мухаммад

Гази-Мухаммад бин Мухаммад бин Исмаил ал-Гимрави ад-Дагистани , также известен как Кази-Мулла или Гази-Магомед ( 1794 / 1795 , аул Гимры , Хиндалал , ныне Дагестан 17 октября 1832 , там же) — северо-кавказский военный, политический и религиозный деятель, имам Дагестана и Чечни , мусульманский учёный-богослов, шейх , поэт, предводитель кавказских горцев в борьбе против экспансии Российской империи . Муджаддид и начинатель строительства исламского государства на Северном Кавказе .

Получив мусульманское образование, вёл проповедническую деятельность. В конце 1828 года был избран имамом Дагестана , начал джихад против российских захватчиков и ангажированных ими дагестанских феодалов и членов духовенства. В 1830 году своим имамом Гази-Мухаммада избрала Чечня . В течение нескольких лет, используя тактику мобильных переходов, быстрых атак на медленные и малоподвижные русские войска , вёл войну на Восточном Кавказе . Убит в Гимринском сражении в 1832 году.

Биография

Происхождение

Согласно преданиям, Гази-Мухаммад происходил из влиятельного рода узденей из аварского общества Гидатль . Существует версия, что одним из прадедов являлся дагестанский учёный Ибрагим-Хаджи из Урады . Дед по мужской линии Исмаил в юности поехал в Гимры для учёбы, где и осел. Позже устроился богословом в селе Каранай , был женат на Ханике, которая оставалась в Гимры . Мухаммад, отец Гази-Мухаммада, был женат на гимринке Багисултан из знатного рода Мадайилал, её отца звали Мухаммадсултан . У них родились две дочери – Аминат и Патимат, примерно в 1794-1795 годах родился Гази-Мухаммад . Он родился в Унцукуле , но вырос в Гимры .

Становление

Ещё с детства дружил со своим жизненным соратником Шамилем , который был младше него и жил по соседству. Предполагается, что Шамиль и Гази-Мухаммад были не только друзьями и соседями, но и родственниками .

В молодом возрасте собрал и изучил сочинения дагестанских учёных, пополняя их своими рассуждениями . Получил хорошее исламское образование, изучил Коран , его толкование , арабский, риторику, логику, хадисы, шафиитское право. Окончив мектаб в Гимрах, перешёл в медресе в Унцукуле. Туда же пошёл и Шамиль. Затем они обучались у Мухаммада в Ирганае , у Лачинилава в Хунзахе и у Хаджиява в Ороте . Далее учился у . Для получения знаний поехал в Чиркей , где по просьбам жителей остался для преподавательской деятельности. Далее в начале 1820-х годов преподавал в ногайских и черкесских землях и в Кизляре .

Рост влияния

В 1824 году прибыл в чеченское село Майртуп и оказывал поддержку имаму Чечни Авко Унгаеву . Летом следующего года они захватили русскую крепость Амирхаджи-юрт .

Карта Дагестана в эпоху Ермолова 1818—1826 г.

В 1825 году начал проповедовать в Гимрах . Разъезжал по разным сёлам с целью популяризации шариата, читал хутбы на пятничных молитвах и вёл дискуссии с учёными . В те времена, согласно русским донесениям, в Дагестане в каждом селе были мечети, люди молились, однако шариат в основном был ограничен в применении, его практиковали только в сферах семейного и наследственного права. Был распространён алкоголь, молодёжь «кутила, волочилась и развратничала напропалую», а некоторые женщины не покрывались. Всё это не устраивало Гази-Мухаммада .

В каждом койсубулинском селении поставил Гази-Мухаммад по одному деревянному предмету, типа креста. На них собрался он распинать людей, которые будут проявлять нерадивость в религиозных вопросах. Гази-Мухаммад приказал также: мужчинам — повязать на голову себе чалму, а женщинам — носить покрывало и чадру.

Хроника Иманмухаммада Гигатлинского

Узнав о популярности Гази-Мухаммада, в 1827 году шамхал Тарковский Мехти пригласил его к себе, но Гази-Мухаммад его письмо проигнорировал. Шамхал пригласил его ещё раз, но и в этот раз Гази-Мухаммад отказался, отправив в ответ письмо с указанием, что шамхалу следует самому к нему приехать, потому что « науку посещают, а не наука посещает. Я не пойду к султанам. Если у них ко мне имеется дело, пусть они сами приходят » .

У тарикатского шейха Джамалуддина Кази-Кумухского ухудшились отношения с кюринским ханом Асланом, после чего он уехал в Цудахар . Гази-Мухаммад пришёл туда навестить его и вступил в накшбандийский тарикат. Джамалуддин дал дозволение Гази-Мухаммаду считаться шейхом . Вскоре Гази-Мухаммада пригласил к себе Аслан-хан. Он прибыл к нему и отчитал его. Джамалуддин, узнав о такой смелости, послал Гази-Мухаммада в Яраг к шейху Мухаммаду Ярагскому , где он встретился с ним и принял от него тарикат .

Вскоре гимринский джамаат пригласил Гази-Мухаммада обратно. Он вернулся в родное село и принял должности кадия и имама соборной мечети. Открыл свою школу. Постепенно его популярность в качестве преподавателя в горах Дагестана увеличивалась, к нему стекались ученики из разных мест. Он начал принимать своих мюридов, одним из них стал Шамиль .

Избрание имамом Дагестана

Мечеть в Яраге, где Гази-Мухаммад был объявлен имамом. Картина Г. Гагарина , 1847 г.

Гази-Мухаммад начал думать о военном оборонительном джихаде . Это была его личная инициатива . Необходимость он объяснял тем, что русская колонизация с каждым днём негативно влияет горцев и их нравы и только силой можно это остановить . В его понимании, горцев, кроме русских захватчиков, не устраивали и местные порядки феодалов, их гнёт и произвол, а также то духовенство, ангажированное царским наместничеством и теми же феодалами. Средством решения всех проблем и идеологической основой мог стать исключительно ислам со своей законодательная базой — шариатом . Так как тарикатское учение противоречило этим планам, Гази-Мухаммад и Шамиль отказались от него .

Вооружённую деятельность осудил шейх Джамалуддин и приказал Гази-Мухаммаду прекратить это. Но Гази-Мухаммад не послушал. Шейх Ярагский же ответил на такие планы: « выбери то, что считаешь нужным » . Гази-Мухаммад выбрал джихад. Причиной того, что Ярагский не смог противиться инициативе Гази-Мухаммада, было то, что Гази-Мухаммад превосходил его в знаниях и давил на него аргументами из Корана в дискуссии . В конце 1828 года в Яраге было собрано совещание, где был объявлен джихад для свержения царских сил в Дагестане. Мухаммад Ярагский объявил имамом Гази-Мухаммада в мечети .

В 1829 году шамхал Мехти снова призвал Гази-Мухаммада к себе, сказав: « Научи народ мой и меня святому шариату; если же ты не приедешь, то бойся суда Аллаха: на том свете я укажу на тебя как на виновника, которого просил, но он не хотел наставить на путь истинный ». Такой просьбе имам отказать не смог и пешком пошёл к нему в Параул один, при встрече потребовал установить шариат. Шамхал заявил, что сделает это, но исполнено обещание не было, шамхал позволил Гази-Мухаммаду вести проповедь у себя во владениях, сам он уехал в Петербург, оставив править своего старшего сына Сулейман-пашу .

Боевые действия

Борьба в Шамхальстве

В 1829 году имам уже имел под своим влиянием Койсубулинское, Гумбетовское , Андийское общества и половину Шамхальства . Летом в Шамхальстве шла борьба за престол между Сулейман-пашой и его младшим братом Абу-Муслимом . В события включились другие дагестанские феодалы и Гази-Мухаммад, который поддержал Абу-Муслима. Они подняли восстание, которое провалилось из-за вмешательства русских войск .

В январе 1830 года имам пишет письмо с просьбой о помощи османскому султану Махмуду II .

Поход на Аракани

К 1830 году он имел множество соратников, его учение приняли большинство аварцев, гумбетовцы, салатавцы, кумыки. Гази-Мухаммад создал вооружённый отряд из 400 человек. Но его противником выступил его бывший учитель Саид Араканский, имевший финансовые связи с русскими. Узнав, что шейх Саид высказывается против него, Гази-Мухаммад отправил ему письмо с требованием ввести в его селе шариат, иначе он сделает это сам. Араканский не предпринял никаких мер и находился в это время у Аслан-хана Кази-Кумухского . 13 января Гази-Мухаммад исполнил обещание: его отряд вошёл в Аракани . Всё вино, сделанное для продажи, было приказано вылить на улицы, араканцы приняли шариат. Книги Саида были конфискованы, Гази-Мухаммад приказал всё вино в его доме вылить в его кабинет .

Далее Гази-Мухаммад обратил внимание на Акуша-Дарго и обратился в письме к их кадию, сказав, что он скоро приедет для установления шариата. Мухаммад-кади Акушинский ответил, что они и так живут по шариату, и попросил подождать с приездом .

Поход на Анди

Следующими целями были выбраны Анди и Гумбет . Этот поход Гази-Мухаммада напоминал триумфальное шествие.

И здесь, в Нагорном Дагестане, в проповеди опять звучали боевые ноты. Здесь, говоря с горским крестьянством, проповедник призывал идти на Москву , здесь он заявлял, что слышит звон цепей, в которых ведут побеждённых гяуров . Эти речи вызывали громадный энтузиазм у слушателей

Андийцы оказали имаму сопротивление, ему пришлось с боем захватывать Гигатль . Но по итогу они покорились .

В скором времени, в 1830 году в Шамхальских владениях вспыхнуло восстание в поддержку младшего сына шамхала Мехти II Абумуслима, которое было подавлено . Многие жители бежали в горы. Как отмечал Дубровин , «предоставленные самим себе, шамхальцы явились первыми последователями учения Кази-муллы и послужили первым ядром его вооружённой силы» .

Аварский поход

Гази-Мухаммад собрал дагестанских духовных лиц в Гимры, туда прибыли многие алимы, в том числе и из Дербента. Он призвал к установлению исламских порядков, с одобрения публики Гази-Мухаммад снова был торжественно избран имамом. Для успешных действий против России нужно было контролировать Аварию, перед аварскими ханами было поставлено обязательство поддержать имама. Правила в Аварском ханстве в то время Баху-Бике . Имаму доложили, что на собрании хунзахцы захотели поддержать Гази-Мухаммада, но пророссийская Баху-Бике с ними не согласилась. Было решено брать Хунзах, столицу ханства, силой .

Имам прибыл с войском к Хунзаху. Ханша Баку-Бихе решилась на переговоры и предложила имаму прибыть к ней. Гази-Мухаммад отказал и поставил её перед ультиматумом: порвать все связи с русскими и присоединиться к его армии .

24 февраля 1830 года начался штурм Хунзаха. Имам разделил войско на две части: он со своим отрядом атаковал с севера, отряд под руководством Шамиля и Гамзат-бека атаковал со стороны кладбища Грандини. Второй отряд сумел прорваться внутрь. В отряде Гази-Мухаммада начался беспорядок и он отступил. Шамиль и Гамзат были пойманы, но их отпустили. Победой ханши были довольны в русском командовании, ей поступило множество подарков. Царское командование всерьёз обеспокоилось деятельностью имама и рассылала дагестанским ханам письма с указанием о противодействии ему .

Гази-Мухаммад отправился в Цудахар и просил акушинцев перейти на его сторону, но Мухаммад-кади Акушинский отказал .

Русский майор Корганов предложил Гази-Мухаммаду прибыть в Тифлис, чтобы привлечь его на свою сторону и обманом ликвидировать, Гази-Мухаммад согласился на встречу на условиях, что они дадут аманаты для его безопасности и объявлял, что хочет совершить паломничество в Мекку и потребовал свободного пропуска. Корганов отправился в Дженгутай для начала переговоров, но его по по дороге атаковал отряд Гамзат-бека, Корганов сумел выжить и по прибытии понял, что Гази-Мухаммад его обхитрил, чтобы выиграть время для налаживания связей в Чечне .

Первый поход русских на Гимры

Весной 1830 года чеченские вожди Ших-Абдулла, Ахбердил-Мухаммад , Астемир, Бейболат Таймиев , Авко Унгаев , Абду Шанаев и другие пригласили Гази-Мухаммада распространить шариат в Чечне, на что имам согласился. Гази-Мухаммада признали имамом Чечни . Вскоре к имаму пришёл шпион от Корганова, прикрываясь судебным вопросом. Засланец завёл разговор о чеченцах, имам понял, кто он, но не подал виду. Гази-Мухаммад сказал ему, что не уверен в чеченцах и не хочет иметь с ними дел и собирается уехать в Османскую империю. Шпион вернулся к русским .

Вернувшись от имама, чеченские делегаты собрали народную массу, объявили о принятии шариата и зачитали письмо имама, где он писал, что скоро прибудет .

Царское командование устроило покушение на имама: при выезде из Гимры по нему был выпущен залп из засады, но всё пролетело мимо. Неудавшиеся убийцы скрылись, а для Гази-Мухаммада ситуация оказалась полезной, сделав его ещё более популярным .

Гази-Мухаммад отправил в Чечню Абдуллу из Ашильта для мобилизации, тот сумел произвести на чеченцев впечатление. 4 мая Авко Унгаев с отрядом в 400 человек отправился в Гимры для соединения с имамом . Они пошли через Гумбет , но его жители не дали им пройти, из-за чего чеченцы отошли в Майртуп .

Наконец русский главнокомандующий решил ликвидировать имама военным путём: 19 мая 1830 года барон Розен провёл разведку на дорогах, ведущих к Гимры, этот пункт планировалось уничтожить как «гнездилище смут» . Кавказское командование снарядило в Дагестан специальную экспедицию под командованием генерала Розена, который выступил против койсубулинцев. Старшины Унцукуля и Гимры дали клятву верности. Вскоре русские ушли из Гимры .

Действия в Чечне и Джаро-Белоканах

29 мая имам потерпел поражение у крепости Бурная. 14 июня чеченский предводитель Ших-Абдулла начал осаду крепости Внезапная . 17 июня к нему на помощь прибыл Гази-Мухаммад с дагестанскими повстанцами и принял на себя командование над объединёнными силами дагестанцев и чеченцев. Однако через 10 дней снял осаду и отступил в Эндирей, затем в восточную Чечню .

В июне соратник имама Ших-Шабан начал боевые действия в Джаро-Белоканских обществах и занял село , затем пришлось сдать его генералу Сергееву, но генерал в погоне за горцами оказался в засаде и был разбит. 21 июня горские отряды атаковали Белоканы, но были отброшены .

В июле отряды генерала Эммануэля потерпел поражение на востоке Чечни .

В августе 1830 года Гази-Мухаммад вступил в Чечню и начал выступать с речами, разбирал судебные дела, проповедовал, отвечал на вопросы об исламе. В это время русские солдаты не могли никак ему противостоять, так как войска были парализованы из-за холеры . В октябре, разъезжая по аулам восточной Чечни — Ичкерии — Гази-Мухаммад призывал чеченцев под знамёна священной войны .

Осенью Гамзат-бек был послан в Джаро-Белоканы, он занял село , конвой начальника Лезгинской линии Андронникова был разбит. 14 ноября русские под командованием генерала Сергеева атаковали и вернули укреплённое село .

Три недели, с декабря 1830 года по январь 1831 года, генерал Вельяминов шёл по Малой Чечне, сжигая населённые пункты и затем перешёл в Большую Чечню. Горели сёла Умахан-Юрт, Бесенбер, Герменчук , Автуры . 17 января прошло сражение у Гелдигена , горцы проиграли. 21 января в сожжён Майртуп .

Восстание в Шамхальстве

Из Чечни на поддержку имама прибыл кумыкский князь Ирази-бек Бамматулинский , что было важным событием . Как отмечал Неверовский , благодаря этому шамхальские селения, кроме Карабудахкента , стали переходить одно за другим на сторону имама . Ирази-бек был провозглашён шамхалом тарковским . В Шамхальстве началось восстание против царского ставленника — шамхала Сулеймана-паши Тарковского .

Бои за Агач-Калу

В январе 1831 года имам планирует новый поход и рассылает обращение к горцам .

Собрав 300 солдат, Гази-Магомед спустился на равнину и построил укрепление Агач-Кала в урочище Чумискент, вблизи современного Буйнакска , окружённом густым лесом . На крепость напали войска шамхала и Ахмед-хана Мехтулинского, но потерпели поражение .

По данным русской разведки, на сторону Гази-Мухаммада перешёл эрпелинский князь Уллубий .

Генерал-майор Бекович-Черкасский пошёл на Агач-Калу. В результате недолгого штурма укрепление русские отступили. Поражение русских подняло репутацию имама, к нему продолжали приходить сторонники с разных мест .

19 апреля усиленный отряд генерал-майора Коханова был готов к новому походу на Агач-Калу. Но и их попытка приступа укрепления оказалась неудачной, отряду пришлось бежать .

Войско имама насчитывало уже до трёх тысяч человек .

Имам начал борьбу против шамхала Тарковского. На сторону Гази-Мухаммада перешли Карабудахкент , Гели , Губден Темир-Хан-Шура , Кумторкала , а также Параул — резиденция шамхала Тарковского .

Сражение при Атлы-Боюне

20 мая имам вместе с Ирази-беком нанёс крупное поражение царским войскам при Атлы-буюне .

Осада Бурной

Имам зашёл в Параул по приглашению кадия, расправился над начальником караула, сжёг дом шамхала, разорил владение его брата Абу-Муслима Тарковского и уехал в Казанище . Шамхал Сулейман-паша бежал в крепость Бурную. Шамхал начал настаивать, чтобы русские войска наступили для взятия под контроль Карабудахкента и Гели , что те и сделали, 23 мая они были уже в Парауле, но Гази-Мухаммада со сторонниками там уже не было. Таким образом, их имам выманил войска с целью атаки на Бурную .

25 мая 1831 года имам осадил крепость Бурную . Но взрыв порохового погреба, унёсший сотни жизней, и прибытие царских подкреплений вынудили Гази-Магомеда отступить. Таркинское сражение было проиграно. При штурме погиб Ирази-бек Бамматулинский .

В 1831 году Гази-Мухаммад отправил в Джаро-Белоканы Гамзат-бека , однако его действия там не имели успеха .

Осада Внезапной
Знамя и трость Гази-Мухаммада. Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи

26 мая Абдулла Ашильтинский с тысячей солдат встал у Эндирея и начал ожидать поддержку из Чечни, чтобы идти на крепость Внезапную. К 5 июня дороги у крепости были уже под их контролем, а местные жители им покровительствовали. Выступившие против горцев русские отряды попали в засаду, они сумели с потерями дойти до крепости. 14 июня солдаты имама полностью обложили крепость .

17 июня на место прибыл и сам имам с отрядом в 4000 человек. Он объявил, что планирует уничтожить крепости Внезапная, Кази-Юрт , Таш-Кичу и Кизляр . 20 июня 800 русских вышли на горцев в бой на штыках, но, не добившись успеха, отступили обратно в крепость со значительными потерями. 25 июня войска имама пошли на штурм, но осаждённые их отбили .

Имаму доложили, что русские отряды выступят из Таш-Кичу на помощь осаждённым. 26 июня он разместил часть войск на дороге от Таш-Кичу до Внезапной в селе Хасав-юрт , куда и сам прибыл. Крепость тем временем продолжала подвергаться атакам .

После 27 июня русские войска двумя колоннами двинулись с намерением ударить в тыл осаждающим. Узнав об этом, имам отдал приказ прекратить осаду и отойти в Эндирей .

1 июля русские начали преследование войск имама. Горцы встретили их ружейным огнём. Генерал Эмануэль выехал вперёд и получил ранение в грудь. Русские под командованием Бековича-Черкасского выбили из леса горцев. Далее русские взяли село Акташ, но пока они занимались уничтожением и разграблением села, имам развернул свои войска и атаковал. Манёвр сработал и русские под натиском отступили .

В июле шли локальные русско-горские стычки. Имам вёл переговоры с шейхом Ярагским и обещал прибыть в Табасаран для руководства боями. В августе Гази-Мухаммад прибыл в Эрпели , далее он распространил своё влияние на Губден , шамхальские, кюринские и кази-кумухские аулы. Местные феодалы взывали к генералу Коханову с просьбой о помощи. 12 августа имам прибыл в Башлы и принял в своё войско башлынцев и жителей ближних сёл. Дальнейшей целью был Дербент .

Осада Дербента

19 августа вблизи Дербента уже появился авангард войска имама, началась перестрелка с защитниками города. Под натиском атакующих они отступили в крепость и бросили свои казармы, находившиеся в двух километрах от города. 20 августа имам отправил письмо коменданту города с предложением сдаться и принять ислам. Был получен отказ, начался штурм цитадели. На следующий день штурмующие решили зайди со стороны моря и ворваться через незащищённые позиции, но защищавшиеся с помощью крепостных пушек им помешали .

Осаждённые решили нанести контрудар, и отряд вышел из крепости. Первоначально отряд достиг успех, горцы начали отступать, но скорое подкрепление отогнало защитников обратно в крепость. 22 августа подобная вылазка повторилась. Попытки штурма безуспешно продолжались .

В ночь с 26 по 27 августа имам узнал, что к городу движется русское войско Коханова, и снял осаду, отступив в Рукель .

Действия в Табасаране и Кайтаге

После сентября русские решили идти на Хучни , Дюбек и Маджалис . В ходе кровопролитного сражения Хучни было взято, было полностью уничтожено 20 сёл. Далее был взят Дюбек. Башлы и несколько других сёл северного Кайтага изъявили покорность .

Бои в Салатавии

23 сентября царские войска двинулись на Эрпели , оборону аула держал Умалат-бек , которого имам объявил шамхалом. Крупными силами Эрпели было взято, сторонники Гази-Мухаммада сумели скрыться в лесу. Далее планировалось взять Чиркей . Командующий войсками Панкратьев двинулся к реке Сулак для помощи в завоевании Салатавии , которым занимался генерал Вельяминов . 15 октября Вельяминов вошёл в Хасав-юрт , а 17 октября подошёл к Сулаку и неудачно попытался перейти через реку. Имам Гази-Мухаммад тем временем на противоположном берегу, в Чир-юрте, спланировал отвлечь Вельяминова и, переправившись через Сулак, бросил отряды на осаду крепости Внезапной. Генералу пришлось отправить туда часть своих сил. Вельяминов, перейдя через реку, шёл к Чир-юрту и в результате боя взял его. 25 октября этот отряд направился назад в Хасав-юрт и уже 26 октября вернулся в Таш-Кичу. Панкратьев пытался взять Чиркей, который оборонял сам Гази-Мухаммад. Но вскоре пришлось отступить, село после штурма было взято русскими. Имам поехал в Чечню для сбора дополнительных сил .

Набег на Кизляр

Накопив силы, имам перешёл через реку Сунжа и начал агитировать местных идти на борьбу, он представлял угрозу казацким станицам Моздокского и Гребенского полков. Гази-Мухаммад встал у аула Четугай и стал ждать подкрепление, но скоро, 31 октября, резко исчез из поля зрения имперского командования и объявился у аула Ачехи. Подобным образом имам продолжил проводить манёвры и, быстро перемещая отряды и пользуясь непогодой, выматывал русские войска. Он занял Ачехи и, имея внушительные силы, сделал вид, что готовится держать оборону. Русское командование писало, что « умный имам замаскировал настоящий свой план и обманул даже такого опытного и предусмотрительного генерала, обладавшего бесспорно большими военными талантами, каким был генерал-лейтенант Вельяминов ». В то время как генерал разворачивал отряды у Ачехи, имам с конницей в тысячу солдат перешёл через горы, прорвал Кавказскую пограничную линию и устроил стремительный набег на Кизляр 1 ноября .

Жители поспешили укрыться в крепости на окраине Кизляра, где рядовые были застигнуты врасплох, офицеры тем временем гуляли на именинах. В городе, где большую часть населения составляли армяне и русские, началась пальба из оружия, бойцы имама опустошали магазины, храмы, лавки, захватывали трофеи и пленных и отходили к реке, чтобы вернуться на другой берег. Солдаты в крепости не смогли как-то помешать горцам, так как не могли обстреливать их из-за пристроек у крепости. Всё продолжалось около трёх часов. Итогом, по русским данным, стали 126 убитых, 38 раненных, 168 пленных и до 200 тысяч рублей убытков. Имам и его войско также обогатилось за счёт возвращения пленных за серебро .

Оборона Агач-Калы

Взятие Агач-Кале. 1831 год. Худ. Самокиш , (1894)

24 ноября отряд Коханова двинулся к Агач-Кале. При приближении русских к заранее подготовленным горцами завалам у леса, солдаты имама обстреляли русский отряд. Те ответили из трёх орудий, используя картечь и гранаты. Артиллерия подготовила для пехотных войск условия для атаки, но внезапно появились сильный туман и снег, что значительно помешало видимости и прекратило сражение, войскам было приказано отступить. Гази-Мухаммад ударил по отступающим, начав рукопашный бой, из-за чего русские солдаты не смогли собраться для отражения, но горцы тем не менее были опрокинуты .

30 ноября на Агач-Калу решил пойти со своими войсками полковник Миклашевский . Агач-Калу обороняли Шамиль, Гамзат-бек и Саид Игалинский. Начался кровопролитный бой, но при наступлении темноты русские отошли и оставили на поле своих убитых. Горцы поняли, что удержание Агач-Калы будет стоить им колоссальных потерь, и ночью ушли, оставив крепость. Утром русские её заняли .

Поход на Владикавказ и Назрань

В начале 1832 года барон Розен арестовал всех жителей Джаро-Белокан, которые ранее оказывали поддержку восставшим. Чечня и Засулакская Кумыкия тем временем были охвачены восстанием .

Гази-Мухаммад двинулся в Чечню 11 марта. 13 марта генерал Вельяминов узнаёт, что имам скоро будет на Мичике , куда собираются жители ближних сёл. Были слухи, что имам планирует атаковать Владикавказ и Назрань, но Вельяминов этому не верил, он думал, что имам пойдёт на Кабарду . На деле же имам собирался поднять на войну ингушей, уничтожить крепости во Владикавказе и Назрани, прервать связь по военно-грузинской дороге и только после этого идти на Кабарду. Гази-Мухаммад собрал отряд численностью до 2000 человек. Чеченцы просили имама идти на Грозную крепость, но он не одобрил .

22 марта имам был в семи километрах от Владикавказа. Началась подготовка Владикавказа к обороне, русские ждали известий из Назрани. Вскоре они узнали, что имам провёл две попытки взять Назрань приступом, но после второго штурма отступил за Сунжу . Таким образом, амбициозное предприятие имама было прервано. На обратном пути 8 апреля его войска появились около Грозной . Согласно русским сведениям, в действиях против назранской крепости имаму помогали местные ингуши .

Следующей целью имама была Акуша , где он имел немало сторонников. Но акушинский кадий считал борьбу бесперспективной и не дал акушинцам перейти на его сторону .

Битва за Гимры, смерть

Имам встал между сёлами Эрпели и Каранай и выстроил укрепление. После обстрела отрядами генерала Клюгенау солдаты имама отступили в укрепление. 21 июля прошло ожесточённое боестолкновение с потерями по обе стороны. На следующее утро русским стало ясно, что горцы оставили укрепление, Гази-Мухаммад ушёл в Гимры. Он начал строить укрепление на подходе к селу .

В начале августа русские начали карательные походы для усмирения Чечни . Генерал Розен уничтожил 80 сёл Большой Чечни и взял у них заложников. Отряды генерала Вельяминова занимались тем же. После завершения дела в Чечне Розен в октябре переместился в Дагестан .

10 октября генерал Розен был у Гимринского ущелья, которое укрепил имам и обороняли его солдаты. На то, чтобы пройти через него у русских ушло семь дней. В Гимры неравный бой длился с утра до вечера. Гази-Мухаммад рассчитывал, что к нему придёт на подкрепление отряд Гамзат-бека, но этого не случилось из-за деятельности русской разведки . Имам вместе с Шамилем и другими двенадцатью защитниками зашли в небольшую крепость и стали её оборонять. Имам, произнося шахаду , с клинком выпрыгнул из крепости и атаковал. По его голове попали камнем, он споткнулся и был убит штыками. За ним по очереди выпрыгивали и другие защитники, но почти все они тоже умерли в бою. Только двое из них сумели в кровавом бою прорваться и выжить, одним из них был будущий имам Шамиль . Все достижения Гази-Мухаммада могли исчезнуть, если бы не быстрые действия Мухаммада Ярагского, который уже через несколько месяцев избрал следующим имамом Гамзат-бека .

Смерть имама на картине Мусаясула «Убитый в Гимрах Кази-Мулла...»

Захоронение

По настоянию Саида Араканского, который предостерёг русских, что захоронение имама в Гимры приведёт к паломничеству на его могилу, за чем могут последовать беспорядки, было решено перенести его подальше от родного села — в Тарки . Его обработали и поместили в склеп напротив крепости Бурной, для охраны склепа выделили часового. Вскоре по настоянию шамхала его похоронили на этом же месте .

В 1843 году отряд Кебед-Хаджиява Унцукульского по приказу Шамиля захватил Тарки и перенёс тело Гази-Мухаммада в Гимры, где его перезахоронили . В Гимрах над его могилой был воздвигнут небольшой мавзолей .

Политика

Как отмечает профессор , Гази-Мухаммад разработал практически все основы политики, практики, стратегии и тактики, которыми потом следовали его преемники Гамзат-бек и Шамиль . Во времена обучения у Саида Араканского Гази-Мухаммад вместе с Шамилем помимо прочих тайно переписал и изучал труд шейх-аль-ислама ибн Теймийи о политической концепции «Политика на основе шариата в улучшении правителя и подданных» ( араб. السياسة الشرعية في إصلاح الراعي والرعية ‎) . При построении собственной концепции исламского правления Гази-Мухаммад вдохновлялся также фетвами дагестанского алима Мухаммада ал-Кудуки .

Законодательная

Цель имама заключалась в утверждении в среде мусульман Кавказа «чистых норм» шариата . Гази-Мухаммад требовал от старшин сёл присягу следовать только шариату и отказаться от адатного права, а также полностью прервать отношения с русскими. Для укрепления шариата имам занимался поголовным уничтожением местной знати, им было убито тридцать влиятельных беков , в них он видел пособников русских и мунафиков .

Строго запрещались спиртное, табак, азартные игры, танцы , песни . Имам требовал от женщин ношения чадры в обществе, а от мужчин — отпускать бороду и стричь усы на уровне верхней губы . Гази-Мухаммад стремился к ограничению кровной мести и запрету ишкиля — захвата имущества родственника или знакомого для того, чтобы должник выплатил долг . Он требовал уважительного отношения к учёным . Сельских кадиев, которые были не согласны с видением имама, Гази-Мухаммад сажал в тюрьму или казнил, их место занимали его ставленники . За трусость и предательство на одежду нарушителя пришивались позорные знаки отличия .

Убийство каралось лишением жизни, воровство — телесными ударами, преступник выдавался на суд того села, где он живёт. За прелюбодеяние и изнасилование также предполагалась казнь .

Государственная

Имам начал строительство структуры будущего военно-теократического государства — Имамата , которое было завершено при правлении Шамиля . В отдалённые общества назначались наибы , которые собирали сельские ополчения. Ближайшее окружение имама составляли муртазеки .

Строящееся государство базировалось на видоизменённых властных органах джамаатов и их союзов обществ. По своей сути оно было «сверхсоюзом» или конфедерацией вольных обществ под властью одного правителя — имама . Центром строимого имамом государства был аул Гимры . Там была его резиденция, где располагалась и казна . Рядом с Гимры он построил крепость в начале 1830 года .

Он из самых разнородных элементов, почти из ничего, заложил прочное основание редкому в летописях истории военно-теократическому государству, которое в течение 30 лет успешно сопротивлялось могущественной европейской державе. Конечно, сама природа содействовала успеху сопротивления, но выработанный впоследствии под влиянием развившегося мюридизма новый тип горцев, идеи и религиозное рвение в горах были исключительным созданием этого одарённого человека

Генерал-майор фон Климан

Военная

Он собрал армию в 8—10 тысяч человек, где ядро составили мудиры , а также переселенцы- мухаджиры из других районов Дагестана и Чечни. Армия и мухаджиры содержались из казны, регулярно пополняемой закятом , садака , конфискованным имуществом, а также военной добычей . Деньги из казны расходовались на войну: вооружение, охрана, отряды муртазеков, выделялись специальные средства на социальную поддержку бедных, сирот и на детское образование . Когда после его смерти имамом был избран Гамзат-бек, мать Гази-Мухаммада поздравила его и, согласно завещанию сына, передала ему казну с золотыми и серебряными ценностями, оцениваемыми в 16 тысяч рублей серебром .

Согласно описаниям, воины Гази-Мухаммада «не надевают на головы других шапок, кроме чалмы » . Мобилизация в войска имама проводилась по квотам, объём призываемых зависел от количества мужчин на двор. Так, чеченцам имам приказал выставлять с каждых 10 мужчин одного хорошо вооружённого . Солдаты, согласно описаниям русских пленных или дезертиров, « имеют каждый по нескольку горстей кукурузной и ячменной муки, которой вообще может достать им на пять или на шесть дней… для приготовления пищи имеют только два небольших котелка, в которых варят галушки , а сверх того, каждый для себя замешивает из той же муки тесто и ест оное. Соли имеют весьма мало » .

Гази-Мухаммад видел слабую сторону русских войск в их медлительности и слабой мобильности, чем он и пользовался, проводя быстрые манёвры и внезапные атаки и укрепляя позиции для обороны, он стремился как можно дольше держать инициативу в войне при себе. Имам приучил горцев к дальним и длительным походам. Вводил русское командование в заблуждение, сохраняя в тайне свои планы и одновременно пуская ложные слухи .

Для укрепления границ Гази-Мухаммад построил в начале 1831 года крепость Агач-Кала (с кум. « деревянная крепость » ), она служила базой для его набегов и прослужила ему год, вплоть до штурма и разрушения его русскими войсками . При строительстве укреплений Гази-Мухаммад первым на Кавказе применил глубокие блиндированные траншеи , которые эффективно противостояли артиллерийским снарядам .

Сельско-хозяйственная

Обучил чеченцев строить дома в лесных условиях, где не могли проходить войска, а также ввёл практику выращивания кукурузы вместо привычной пшеницы. В лесу было легко спрятать от войск скот, людей, имущество. Переход на кукурузу объяснялся тем, что карательные царские отряды отнимали пшеничные посевные площади, а кукуруза служила хорошей пищей и заменой пшеничного хлеба .

Дипломатическая

Бескомпромиссно требовал от правителей соседних владений ввода исламских законов . Писал письма с просьбой о помощи османскому султану Махмуду II , но в то время османы находились в трудном военно-политическом положении и не смели идти против России, поэтому поддержку не оказали . До похода на Владикавказ и Назрань имам отправил воззвание с призывом присоединиться к освободительному движению народам Северо-Западного Кавказа , его посланники поехали к абадзехам , которые были там одним из главных очагов борьбы с Россией . Согласно источникам, это обращение вызвало восторг у адресатов . Считалось, что имам имел связь с Каджарским Ираном , но тот никак не поддерживал Гази-Мухаммада . Имеются сведения, что Гази-Мухаммад поддерживал тайную связь с Мустафой-ханом Ширванским , который находился в Иране и готов был вернуться в Ширван , если там поднимется восстание .

Творчество

Гази-Мухаммад написал на арабском языке трактат «Установление доказательства вероотступничества правителей и судей, судящих по адатам» в конце 1820-х годов. Фотокопия и русскоязычный перевод сделаны и опубликованы востоковедом Ясином Расуловым . В нём имам проводит разбор преимуществ шариатских законов по сравнению с адатами . По словам Али Каяева , первоначально оно называлось «Добрые знамения для гимринских судей, судящих по адату», Гази-Мухаммад передал его для оценки шейху Саиду Араканскому, с которым у него ещё не началось противостояние. Произведение впечатлило Саида, он его высоко оценил, написал хвалебный отзыв и утвердил финальное название .

Имам обладал поэтическим талантом , сохранились несколько его касыд . Выпустил трактат «Блистательное доказательство отступничества старшин Дагестана», начинающийся со слов « нормы обычного (адатного) права – собрания трудов поклонников сатаны » . В сборнике «Асари ал-Яраги» было обнаружено стихотворение имама «Клич к газавату», написанное в 1828 году .

Три касыды имама и его обращение к горцам после объявления джихада опубликовал дагестанский учёный-биограф Назир ад-Дургели в своём труде «Услада умов в биографиях дагестанских учёных». Он писал, что Гази-Мухаммад был силён как в поэзии, так и в прозе .

Идеология

В историографии широко распространён тезис о суфийской основе джихада, начатого Гази-Мухаммадом, который обозначается суфийским термином « мюридизм », так как в нём участвовали мюриды . Но, как пишет востоковед Владимир Бобровников, с научной точки зрения, такое определение является неправильным и не подтверждается фактами . Философ Агаев считал мюридизацию джихада преднамеренным идеологическим искажением и фальсификацией . Сами имамы Дагестана этот термин никогда не использовали, его ввели русские исследователи . Деятельность имама не была связана с суфийской практикой, более того, она ей противоречила — джихад был им объявлен вопреки приказу его муршида Джамалуддина Кази-Кумухского , при том, что, согласно главнейшему тарикатскому принципу мюрид беспрекословно обязан подчиняться муршиду . Имам твердил, что одни только тарикат , молитва и чудеса не приведут к спасению . Когда Джамалуддин отказал Гази-Мухаммаду и тот пошёл за разрешением к шейху Ярагскому, то шейх ответил, что « отшельников-мюридов можно найти много, хорошие же военачальники и народные предводители (имамы) слишком редки », что, как отмечает профессор Абдуллаев , означало его одобрение оставить образ жизни отшельника, то есть оставить тарикат, и стать имамом . Согласно рукописи Али Каяева , до объявления джихада имам сказал: « Тарикат достойных мужчин превращает в женщин, он мне не нужен » . По словам Шамиля , Гази-Мухаммад был «слишком учёный и слишком смелый человек для тариката» .

Имам считал, что единственная форма государства, соответствующая идеалам горцев — это теократия . Важное значение придавалось объединению горцев , Гази-Мухаммад планировал построить единое государство всех северо-кавказских народов .

Гази-Мухаммад, как и Шамиль после него , выступал за восстановление «чистого» ислама. При введении шариата упор делался на строгий таухид . В своём труде «Установление доказательства вероотступничества правителей и судей, судящих по адатам» имам не включает суфийские идеи и не ссылается на тарикатских шейхов. При этом он ссылается на учёных- салафитов — на йеменского алима Салиха аль-Йамани , а также на его ученика-дагестанца Мухаммада ал-Кудуки , чью риторику повторял Гази-Мухаммад . Сравнительный анализ труда имама и труда аль-Йамани показал, что Гази-Мухаммад прямо заимствовал его мысли . Эти и другие факты дагестанский арабист Ясин Расулов считает доказательством влияния на имама салафитских идей. Расулов, проанализировав труд имама, делает вывод, что его идеи полностью созвучны с идеями проповедника Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба , который сформировал своё учение за век до Гази-Мухаммада . Современник имама, русский историк Бантыш-Каменский , называл Гази-Мухаммада «новым Абд аль-Ваххабом» .

Согласно убеждению имама, таухид требует от мусульманина признать, помимо единственности Аллаха, и единственность его власти, которую мусульмане должны распространять на все сферы человеческих отношений, в частности, на судебную сферу. Мусульмане, практикующие что-то иное в правосудии вместо шариата , по мнению Гази-Мухаммада, выходят из ислама и становятся кафирами и мушриками . Адатный суд приравнивается к язычеству , многобожию и квалифицируется как поклонение тагуту .

Имам считал, что оставлять мусульман-вероотступников в таком положении нельзя, их нужно вернуть в ислам, сначала путём наставления и проповеди , если не получится — силовым методом . Назир ад-Дургели , Муртаза-Али ал-Уради , Хайдарбек аль-Гиничуки называют Гази-Мухаммада муджаддидом .

Личность

Как пишет британский исследователь Джон Беддели , Гази-Мухаммад сочетал в себе два важнейших качества — умение говорить и умение молчать. По словам Шамиля , имам был «молчалив как камень». Отмечалось, что «одним дыханием он пробуждал бурю в их душах». Согласно Хаджи-Али Чохскому, людей в имаме привлекали его учёность и умственные способности. Гази-Мухаммад знал более 400 хадисов наизусть и часто цитировал их. Не оспаривается то, что имам был храбр, целеустремлён и беззаветно предан своей цели, суров, мрачен, а также безжалостен . Он был трудолюбив, принципиален и не отходил от уже принятых решений .

Внешность его производила глубокое впечатление. Это был человек среднего роста, широкоплечий и худощавый в лице, большие навыкате глаза его сверкали как уголья, а глубокие морщины поперёк высокого лба изобличали постоянную думу и тот внутренний огонь, в котором, как в горниле, перегорали страсти, и как сталь закалялась железная, непреклонная воля. Всегда сосредоточенный в самом себе, угрюмый и молчаливый, как камень, там, где это было нужно, Кази-Мулла являлся типом восточного честолюбца, спокойного, мрачного и холодно-жестокого. Таким по крайней мере его рисуют нам воспоминания современников. Василий Потто , Кавказская война

Память

  • Образ имама Гази-Мухаммада широко представлен в фольклоре дагестанских народов .
  • В память о Гази-Мухаммаде и его последователях имам Шамиль сочинил стихотворение . В честь него Шамиль назвал своего второго сына .

Семья

В юности отец против воли сына засватал Гази-Мухаммаду девушку Шамай – дочь Али Галбацилава, на которой он женился в 1810 году , но вскоре оставил её для продолжения учёбы . Вернувшись, он развёлся с ней . Следующей женой в 1816 году стала Били, дочь Хаджиль-Хаскиля . Развёлся и с ней и женился в 1819 году на Патимат, дочери Микаилил-Хаскиля , образованной женщине. Когда имам умер, Патимат было 27 лет . После женитьбы родилась дочь Салихат . Шамиль говорил про неё, что «хотя она и несовершеннолетняя, она умнее взрослого человека». Салихат стала женой Тагира из Унцукуля, однако рано умерла. Тагир был сторонником имамов, советником Шамиля, убит 13 сентября 1840 года в бою с русскими у Гимры . Женился имам также на Хафсат — дочери шейха Ярагского . После смерти Гази-Мухаммада на его вдове Хафсат женился Абдула Алкадари, от которого она родила Гасана Алкадари — известного дагестанского учёного .

Обе сестры имама вышли замуж за двух братьев из рода Хажилал . Аминат вышла за Алибулата. Сестра Патимат — за Гарабулата, у них родились сыновья — Исмаил и Гази-Мухаммад, у Исмаила был сын Хусейн и одна дочь. У Аминат родились 2 сына и дочь, одного из сыновей звали Мухаммад, он был молодым учёным и умер, сражаясь в битве за Ахульго .

В историографии

В царской историографии Гази-Мухаммад описывался как исключительно отрицательная личность, его называли «изувером», «злоумышленником», «злодеем», «мошенником» и прочими прозвищами .

Советские исследователи, в первую очередь Михаил Покровский , отводя религиозную составляющую с переднего плана, сводили движение Гази-Мухаммада к классовому и антифеодальному восстанию, несмотря на то, что часть дагестанской буржуазии присоединилась к имаму ещё в начале борьбы, одним из таких был Гамзат-бек .

В 2007 году современный историк Хаджи-Мурад Доного издал книгу «Сверкающий газават. Имам Гази-Мухаммад» . Шапи Казиевым выпущена иллюстрированная энциклопедия «Имам Гази-Магомед» . В 2020 году исследовательницей Патимат Тахнаевой была выпущена книга «Имам Газимухаммад: аварская хроника времён Кавказской войны. (1827-1831 гг.)», содержащая перевод и анализ хроники Хасанилава ал-Гимрави XIX века, где описывается жизнедеятельность Гази-Мухаммада .

В культуре

Поэзия

  • Русский поэт Александр Полежаев , воевавший на Кавказе, участвовал в боях против Гази-Мухаммада, это отразилось в его поэмах «Эрпели» и «Чир-Юрт». В них автор представляет имама как мудрого и непреклонного вождя, верящего в свою возвышенную миссию. Он называет его также «сыном обмана», «гением гибели и зла», «главой разбоя и Корана», «бичом христиан» .

Фольклор

В преданиях и легендах дагестанских народов имам предстаёт как «эпический герой, идеальный предводитель, обладающий полководческим талантом, провидческим даром, готовностью умереть за свою веру. Он наделён также высокими достоинствами: учёностью, мужеством, душевной щедростью» .

Распространено предание о пророческом сне Гази-Мухаммада, где тот видел, что его преемником станет Шамиль, который добьётся куда больших успехов . В Гимринском сражении имам, согласно легенде, будучи запертым в крепости и зная, что скоро умрёт, обратился к Шамилю и сказал ему: «Дорогой мой, я видел сон, что отсюда спасёшься только ты, тебе придётся возглавить газават» .

Предание гласит, что однажды тарковскому шамхалу написал дагестанец, будучи паломником в Медине. Он писал, что до этого ему во сне являлся пророк Мухаммад, но в последнее время вместе с пророком приходил какой-то незнакомец. На вопрос о том, кто это, пророк ответил, что это Гази-Мухаммад. Этот паломник описал человека из сна и просил разузнать шамхала, насколько описание из сна совпадает с реальным. Прочитав, шамхал пригласил известного Хаджиява Оротинского, который был знаком с имамом, и его описание в точности с описанием из сна. « Клянусь Аллахом , — воскликнул Хаджияв, — если Гази Мухаммад и я жили бы до появления нашего пророка Мухаммада, то я бы утверждал, что Гази Мухаммад – пророк! » .

По горским слухам, записанным сосланным на Кавказ декабристом Бестужевым-Марлинским , второй дед Гази-Мухаммада был русским дезертиром, который ушёл из российской армии в ходе одного из кавказских походов .

Кино

Хореография

  • Хореографическая драма «Имам Шамиль» включает ряд выступлений с Гази-Мухаммадом .

Примечания

Комментарии
  1. религиозный и военно-политический лидер
  2. Не до конца известно, по какой именно линии он является прадедом. По одной версии, Исмаил был сыном Ибрагима-Хаджи. По другой — Исмаил женился на дочери Ибрагима-Хаджи Марьям
  3. Они распространяли поддельные указы Гази-Мухаммада на арабском языке и ввели Гамзат-бека в заблуждение
  4. В период Кавказской войны термин «мюрид» использовался в первую очередь по отношению ко всем, кто был субъектом шариатского суда и жил по исламскому законодательству. Кроме распевания громкого зикра во время войны, ни в каких суфийских обрядах такие мюриды участия не принимали
  5. В 1826 или 1822 году
Источники
  1. , с. 40.
  2. Хапизов Ш. Х. // II Международный форум «Богословское наследие мусульман России»: I том: сборник научных докладов конференций. — Казань: МеДДоК, 2021. — С. 127-130 . — ISBN 978-5-6045949-1-9 . 9 января 2023 года.
  3. , с. 31.
  4. , с. 32.
  5. , «Надобно было умертвить в колыбели…».
  6. , Глава 15.
  7. .
  8. , с. 28-29.
  9. , В поисках знаний.
  10. , с. 375.
  11. , с. 32.
  12. , с. 41.
  13. , Распространение шариата.
  14. , с. 31.
  15. , В «гостях» у шамхала тарковского.
  16. , Тарикат и газават.
  17. , с. 15.
  18. .
  19. Абдуллаев М. А. . — Юпитер, 1998. — С. 86. — 296 с. — ISBN 978-5-7895-0056-9 .
  20. Коротыч А. В., Пелих А. Л. // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. — Чебоксары, 2017. — С. 40-43 . — ISBN 978-5-9500127-5-4 . 16 июня 2023 года.
  21. , с. 23.
  22. Касумов С. М. . — Владикавказ, 2016. — С. 51-52. — 205 с. 14 января 2023 года.
  23. , Письмо султану.
  24. , с. 190.
  25. , с. 192.
  26. Дубровин Н. Ф. // Военный сборник. — 1891. — № 3 . 28 марта 2016 года.
  27. , Поход на аварское ханство.
  28. , Первая осада Гимры. Триумфальное шествие по Чечне.
  29. , с. 41.
  30. , Волнения в Джаро-Белоканской области.
  31. , Разгорающийся факел газавата. Бой у Чумкескента.
  32. Окольничий Н. // Военный сборник. — 1859. — № 2 . 13 мая 2019 года.
  33. Неверовский А. А. // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений . — 1848. — Т. 75 , № 298 . 22 ноября 2019 года.
  34. , с. 39.
  35. Гаджиев В. Г. , Шигабудинов М. Ш. История Дагестана: Учебное пособие; 9 кл.. — Махачкала, 1993. — С. 41-42.
  36. , Осада крепости «Внезапная».
  37. , Блокада Дербента.
  38. , Усмирение Табасарани.
  39. , Разорение Кизляра.
  40. , с. 42.
  41. , Взятие Чумкескента.
  42. , Официозная концепция.
  43. , Действия в Чечне. Осада крепостей Владикавказа и Назрани.
  44. , с. 98.
  45. , Кровавая вакханалия.
  46. , с. 43.
  47. , Смерть мученика.
  48. , с. 103.
  49. , Попадающий в рай.
  50. , с. 101.
  51. Мугумаев М.-Р. Идея государства горцев // Шамиль: Иллюстрированная энциклопедия / глав. ред. Казиев Ш. М. . — М. : Эхо Кавказа, 1997. — С. 50. — 222 с. — 3000 экз.
  52. Rebecca Gould. (англ.) // Comparative Studies in Society and History. — 2015-01. — Vol. 57 , iss. 1 . — P. 35–66 . — ISSN . — doi : .
  53. / Муханов В. М. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  54. , с. 18.
  55. , с. 144.
  56. Доного Х. М. Ордена Шамиля. — Махачкала, 1995. — С. 5.
  57. , с. 99.
  58. Бобровников В. О. Горский обычай и государственный закон // Обычай и закон в письменных памятниках Дагестана V начала XX в. / сост. и отв. ред. Бобровников В. О.. — М. : Марджани, 2009. — Т. I: До присоединения к России. — С. 21. — 244 с. — (Ислам в России и Евразии). — ISBN 978-5-903715-02-2 .. — ISBN 978-5-903715-04-6 .
  59. , с. 100, 276.
  60. , с. 278.
  61. , «Кто же он Кази-Мулла?» Записка Ф. фон Климана.
  62. , с. 100.
  63. , с. 102.
  64. , Мюридизм.
  65. , Ополчение.
  66. , Мобилизация и снаряжение войск. Цит. по: Климан Ф., фон. Война на восточном Кавказе с 1824 по 1834 г. в связи с мюридизмом // Кавказский сборник. Т. XVII. Тифлис, 1896. С. 363..
  67. , с. 102.
  68. , с. 279.
  69. , с. 280, 282.
  70. , Осада и оборона укреплений.
  71. , с. 221.
  72. , с. 217.
  73. , с. 354.
  74. , с. 220.
  75. .
  76. , Приложение 4.
  77. , Приложение 2.
  78. Гази-Мухаммад ал-Гимрави. . — Гимры, 1828. 16 октября 2010 года.
  79. Рамазанов Х. Х. . — Мх. : Ихлас, 2004. — С. 65. — 352 с. 4 января 2023 года.
  80. , с. 85-88.
  81. / Бобровников В. О. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  82. Агаев А. Г. Магомед Ярагский: Мусульманский философ, поборник веры, свободы, нравственности. — 3-е изд., испр. и доп.. — Махачкала: Ист.-благотворит. фонд Магомеда-эфенди аль-Яраги, 1996. — С. 96. — 207 с.
  83. , с. 24.
  84. , с. 21.
  85. , с. 85.
  86. , с. 188.
  87. , с. 235.
  88. , с. 92.
  89. , с. 219, 387.
  90. , Сюкияйнен Л. Р. Ислам, с. 33.
  91. , Фикх в исламском дискурсе дагестанских улемов, с. 27.
  92. , с. 58.
  93. , с. 18-19.
  94. Бантыш-Каменский Д. Н. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. — Санкт-Петербург: Типография третьего департамента Министерства государственных имуществ, 1841. — Т. 4. — С. 342. — 373 с.
  95. , с. 19, 67.
  96. , с. 19.
  97. , с. 27.
  98. , с. 86.
  99. , Муртада ‘Али ал-Уради. «Ал-Мургим», с. 145.
  100. , с. 22.
  101. , с. 93.
  102. Василий Потто . . — Litres, 2022-05-15. — 466 с. — ISBN 978-5-4250-8101-8 .
  103. , И. Карпеев . Гази-Магомед, с. 11.
  104. , с. 118.
  105. Тахнаева П.И. // История, археология и этнография Кавказа. — 2022. — Т. 18 , № 1 . — С. 39-49 . — doi : . 9 января 2023 года.
  106. . Коммерсантъ (31 августа 1999). Дата обращения: 16 января 2023. 16 июня 2023 года.
  107. . 2gis.ru . Дата обращения: 19 февраля 2023.
  108. , с. 39.
  109. , Основные даты жизни имама Гази-Мухаммада.
  110. , с. 53.
  111. , с. 54.
  112. , с. 134.
  113. , с. 35.
  114. , с. 96.
  115. , Введение.
  116. Касумов С. М. // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2016. — № 6-2 . 23 января 2023 года.
  117. .
  118. . Новости Дагестан (3 февраля 2018). Дата обращения: 5 февраля 2023. 5 февраля 2023 года.
  119. .
  120. Акамов А. Т., Гашарова А. Р. // Litera. — 2021. — № 11 . — С. 130-140 . — doi : . 23 января 2023 года.
  121. .
  122. , с. 143.
  123. , с. 145.
  124. , «Кто же он Кази-Мулла?» Народные предания.
  125. Волынец А. Н. . Русская планета (12 ноября 2014). Дата обращения: 2022-28-12. 7 августа 2020 года.
  126. Кажлаев Мурад. . gazavat.ru (14 апреля 2011). Дата обращения: 12 февраля 2023. 12 февраля 2023 года.

Литература

  • Айдамиров А. А. Хронология истории Чечено-Ингушетии. — Грозный: Книга, 1991. — 112 с.
  • , Дадаев Ю. У. . — Мх. , 2010. — 207 с. — 500 экз.
  • Баддели Д. Ф. Завоевание Кавказа русскими. 1720-1860. — М. : Центрполиграф, 2011. — ISBN 978-5-227-02749-8 .
  • Бобровников В. О. // Ислам на территории Российской империи. — 2001. — Вып. 3 . от 26 апреля 2014 на Wayback Machine
  • Бобровников В. О., Шехмагомедов М. Г., Шихалиев Ш. Ш. . — Санкт-Петербург: Президентская библиотека, 2017. — 319 с. — ISBN 978-5-9909732-8-2 .
  • . Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. — М. : КРОН-ПРЕСС, 1998. — 512 с. — ISBN 5-232-00702-5 .
  • Дадаев Ю. У. . — Махачкала: Ихлас, 2006. — 505 с.
  • Доного Х. М. . — Махачкала, 2007. — 168 с. от 26 декабря 2021 на Wayback Machine
  • Кругов А. И., Нечитайлов М. В. Вооруженные силы имамата горцев Северного Кавказа (1829-1859 гг.) / науч. ред. Малов А. В. . — М. : Фонд «Русские Витязи», 2016. — 176 с. — (Ратное дело).
  • Магомедов Р. М. . — Мх. : Эпоха, 2012. — ISBN 978-5-98390-111-7 . от 9 июля 2021 на Wayback Machine
  • Назир ад-Дургели . Услада умов в биографиях дагестанских учёных / Шихсаидов А. Р . — М. : Марджани, 2012.
  • Покровский Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля / Предисл. Н. Н. Покровского , введ. и прим. В. Г. Гаджиева . — М. : РОССПЭН , 2000. — 511 с. — ISBN 5-8243-0078-X .
  • Расулов М. М. . — 78 с.
  • Халидова М. Р. // История, археология и этнография Кавказа. — 2015. — № 3 (43) . 7 сентября 2022 года.
  • Хасанилав ал-Гимрави, Тахнаева П. И. / Бобровников В. О., Институт востоковедения РАН. — М. , 2020. — 464 с. — ISBN 978-5-6045549-0-6 .
  • Шехмагомедов М. Г. // Современные проблемы науки и образования : Журнал. — 2014. — 16 мая ( № 3 ).
Источник —

Same as Гази-Мухаммад