Interested Article - Уклеин, Семён Матвеевич

Семён Матвеевич Уклеин ( 1733 , Уварово , Тамбовский уезд 1809 , там же) — один из видных деятелей и, возможно, основатель , христианского религиозного движения молокан .

Биография

Данные переписи 1745г

Семён Уклеин, работавший портным , был однодворцем села Уварово Тамбовского , а затем Борисоглебского уезда . Там он познакомился с Илларионом Побирохиным , проповедовавшим верование духоборов . Позже, вслед за Побирохиным, Уклеин переехал в село Горелое . Там он по-прежнему придерживался духоборческих взглядов. Некоторыми исследователями утверждается, что Уклеин лишь притворялся ревностным духоборцем: единственной причиной его нахождения в их среде была дочь Побирохина, на которой Семён впоследствии женился. Позже Уклеин разошёлся во взглядов с Побирохиным из-за Библии :

Уклеин в основу своего учения полагал библию, но объяснял её рационалистически, а Побирохин, как духоборец, ставил внутреннее просвещение выше св. писания и библию называл хлопотницею» .

Около 1760 года Семён окончательно покинул духоборов. Впоследствии многие духоборы ушли от Побирохина к Уклеину, составив свои общины . Через пять лет Семён с 70-ю избранными учениками прибыл в Тамбов для проповедования, но вскоре был арестован. Год спустя Семёна освободили из-за его возвращения в Православие . Он уехал в село Рассказово , где поселился со своими учениками . В 1785 году впервые был упомянут термин «Молоканство» в документах Тамбовской духовной консистории , по другим данным — в 1765 году ; впоследствии он стал общим для последователей Уклеина . Учение быстро распространялось, благодаря Семёну и его ученикам, часто путешествовавшим . В 1809 году Уклеин умер, его похоронили в родном селе Уварово.

Семён смог составить первую книгу молокан, Обрядник , а также сформулировать один из их основных догматов:

Сын Божий и Дух святой не равны Отцу в божественном достоинстве, что при воплощении Христос имел не человеческую плоть, но принял с неба такую, какую имел архангел Рафаил , сопутствовавший молодому Товию , что с этою плотью вселился в утробу Богородицы и не имея человеческого тела и не умер подобно людям, что одни только молокане могут получить вечное спасение, а все прочие осуждены будут на вечное мучение и что воскресение будет духовное, а не плотское .

Примечания

  1. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3504. Лл. 321-321об. Ревизская сказка однодворцев с. Уварово. 1745 г.
  2. Так считают закавказские молокане. Однако чаще всего основателями молокан признают Матвея Семеновича Бакшина и Феодосия Косого
  3. О. М. Новицкий. Духоборцы. Их история и вероучение. — 2-е. — Киев, 1882.
  4. . Дата обращения: 25 ноября 2010. 17 ноября 2012 года.
  5. Каретникова М. С. Русское богоискательство
  6. . Дата обращения: 25 ноября 2010. 4 марта 2016 года.
  7. . Дата обращения: 25 ноября 2010. 28 декабря 2011 года.
  8. Сектантства. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. 1911 год
  9. Синичкин А. Особенности возникновения и формирования российского баптизма
  10. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук, Ю. Б. Симченко, В. А. Тишков. Русские. — 2-е. — Москва: Наука, 1992.

Ссылки

Источник —

Same as Уклеин, Семён Матвеевич