Дзисё
- 1 year ago
- 0
- 0
Дзисёги ( яп. 持将棋 дзисё:ги , «ничья в сёги») — редкая ситуация в сёги при двойном вторжении королей ( яп. 相入玉 ай-ню:гёку ) . Иногда ситуацию ай-нюгёку называют также «импасс» (от англ. impass ).
Когда король вторгается, т.е. входит в лагерь противника (3 дальние горизонтали), его становится сложно заматовать, поскольку вторгшийся игрок может легко переворачивать рядом с ним свои слабые фигуры, а слабые фигуры противника (бьющие, в основном, вперёд) становятся для матования почти бесполезны. Если вторжение происходит с обеих сторон, то весьма вероятна тупиковая ситуация, в которой игра могла бы длиться неопределённо большое число ходов. Для её преодоления в любительских турнирах применяется «система 27 очков» .
В официальных профессиональных партиях дзисёги объявляются, если при ай-нюгёку у обоих игроков имеется не менее чем по 24 очка (если же у противника менее 24 очков, а у игрока соответственно 31 или более и выполнены пункты все пункты кроме 2-го из «системы 27 очков»
, то игрок может заявить о своей победе ). Далее такая партия переигрывается с переменой очерёдности хода.Также, в любительских турнирах возможны и другие варианты правил рассуживания дзисёги, о которых в таком случае должно быть объявлено перед началом турнира.
В 2019 году Японская ассоциация сёги добавила правило, согласно которому партия рассуживается дзисёги также, если число ходов в ней достигло 500 и нет шахов (если идёт серия шахов, для фиксации дзисёги она должна закончиться) . При этом в сёги, как и в других японских логических играх, каждый каждого игрока считается за отдельный.
Чтобы исключить возможность ничьи при дзисёги, в современных любительских чемпионатах при вторжении королей применяется правило 27 очков; игрок, у которого при этом менее 27 очков, проигрывает, а если у обоих игроков по 27 очков, то побеждают белые. При этом, общая сумма очков за все фигуры равна 54.
Ладья и слон стоят по 5 очков, а все остальные фигуры (кроме короля ) — по 1 очку. Перевёрнутость или неперевёрнутость фигур при этом роли не играет.
Система объявления призвана прояснить, в какой позиции следует считать очки.
Объявляющий (т.е. игрок, желающий объявить победу) должен в свой ход заявить желание объявить свою победу до того, как он сделал ход. Тогда часы и партия останавливаются.
Если в позиции на этот момент оказываются соблюдены следующие пункты, то объявляющему засчитывается победа.
Если хотя бы одно из этих условий не выполнено, то объявляющему засчитывается поражение .
Эти же правила (кроме правила 2) с октября 2013 года действуют и в Японской ассоциации сёги .
По данным JSA, частота дзисёги в равных играх у профессионалов составляет около 0.2% , однако реально она, возможно, ещё меньше: например, у трёх лидеров по числу официальных игр ( Оямы , и Накахары ) на 6717 партий приходится 6 дзисёги .
В любительских играх частота ай-нюгёку с равенством очков (27:27) — около 0.05%, однако в форовых играх (особенно на большой форе ) она может быть существенно выше, ибо более опытный игрок в ситуации подавляющего материального перевеса противника часто нацеливается на вторжение короля, сильно меняющее баланс в игре.
В Восточной Европе ай-нюгёку с равенством очков (27:27) впервые было зарегистрировано в декабре 2011 года в Минске , в партии — Корчицкий , вызвавшей резонанс в русскоязычной сёгистской среде .
Достижение королём начального местоположения короля противника называется узурпацией трона . При этом король должен не оказаться под ударом и не быть съеденным следующим же ходом.
В последние годы дискутируется вопрос о возможной замене дзисёги на правило присуждения победы за узурпацию трона ( яп. トライルール торай-ру:ру , от английского try rule ) , что было бы вполне в духе сёги, делая игру бескомпромиссной даже и в редких случаях ай-нюгёку (это правило было предложено профессионалом 8-го дана Манабу Сэндзаки ).
Японская ассоциация сёги придерживается консервативной точки зрения, и менять правила сёги не намерена, однако некоторые местные японские клубы сёги это правило уже используют .
Замена дзисёги на правило узурпации трона влияет на стратегию игры в ёсэ , и ведёт к небольшому изменению класса задач цумэ-сёги : некоторые задачи при подобной замене становятся некорректными или имеющими иное решение, зато появляется класс задач, использующих новое правило.
На практике, в турнирных партиях это правило пока не применяется, однако в неофициальных играх игроки могут использовать его при предварительной договорённости. Мешает этому лишь то, что двойное вторжение короля в равных играх — явление редкое (менее 1% партий), и поэтому обычно вопрос его преодоления не учитывается.
В ФЕСА формально действуют правила, по которым партии, которые закончились сэннититэ или дзисёги и были после этого переиграны, рейтингуются как ничьи .