Interested Article - Великие шахматы

a b c d e f g h i j
10 a10 чёрная ладья b10 чёрный конь c10 чёрный слон d10 чёрный ферзь e10 чёрный король f10 чёрный перевёрнутый ферзь g10 чёрный архиепископ h10 чёрный слон i10 чёрный конь j10 чёрная ладья 10
9 a9 чёрная пешка b9 чёрная пешка c9 чёрная пешка d9 чёрная пешка e9 чёрный канцлер f9 чёрный канцлер g9 чёрная пешка h9 чёрная пешка i9 чёрная пешка j9 чёрная пешка 9
8 a8 b8 c8 d8 e8 чёрная пешка f8 чёрная пешка g8 h8 i8 j8 8
7 a7 b7 c7 d7 e7 f7 g7 h7 i7 j7 7
6 a6 b6 c6 d6 e6 f6 g6 h6 i6 j6 6
5 a5 b5 c5 d5 e5 f5 g5 h5 i5 j5 5
4 a4 b4 c4 d4 e4 f4 g4 h4 i4 j4 4
3 a3 b3 c3 d3 e3 белая пешка f3 белая пешка g3 h3 i3 j3 3
2 a2 белая пешка b2 белая пешка c2 белая пешка d2 белая пешка e2 белый канцлер f2 белый канцлер g2 белая пешка h2 белая пешка i2 белая пешка j2 белая пешка 2
1 a1 белая ладья b1 белый конь c1 белый слон d1 белый архиепископ e1 белый перевёрнутый ферзь f1 белый король g1 белый ферзь h1 белый слон i1 белый конь j1 белая ладья 1
a b c d e f g h i j
Начальная позиция. Используются обозначения дополнительных фигур из шахмат Капабланки и Магараджи.

Великие шахматы (Great Chess) — исторический вариант шахмат, на доске 10×10 клеток, с тремя дополнительными фигурами (жираф, визирь, боевая машина).

История

Данный вариант шахмат описан в [ каком? ] индийском манускрипте XVIII века [ источник не указан 1281 день ] . Время появления игры неизвестно в точности, можно лишь предполагать, что игра появилась как минимум в средние века , поскольку ходы классических фигур соответствуют ходам европейских шахмат, какими они сформировались к XIII—XV векам, а не более ранним, заимствованным из шатранджа . Превращение пешки, ограниченное только одной фигурой — ферзём, а также отсутствие рокировки и длинного первого хода пешки могут быть следствием заимствования ранних вариантов европейских шахмат [ источник не указан 1281 день ] (все эти три правила появились в европейских шахматах позже, чем изменились правила хода фигур), но они могут быть и результатом почему-то сделанного сознательного выбора разработчиков игры, так что появление игры можно лишь очень приблизительно — промежутком от XII до XVIII века. Одни источники утверждают, что игра была изобретена в Индии , другие называют её родиной Турцию .

По некоторым сведениям, великие шахматы были одной из любимых игр Тамерлана . [ источник не указан 4537 дней ]

Доска, фигуры и начальное расположение

Игра ведётся на квадратной доске размером 10x10 полей. Каждый игрок имеет набор из 22 фигур:

Начальная расстановка фигур показана на диаграмме.

Белые
Король f1; жираф e1; визирь d1; генерал g1; ладьи a1, j1; кони b1, i1; слоны c1, h1; боевые машины e2, f2; пешки a2, b2, c2, d2, e3, f3, g2, h2, i2, j2.
Чёрные
Король e10; жираф f10; визирь g10, генерал d10; ладья a10, j10; кони b10, i10; слоны c10, h10; боевые машины e9, f9; пешки a9, b9, c9, d9, e8, f8, g9, h9, i9, j9.

Примечательная особенность расстановки, отличающая данный вариант от большинства вариантов шахмат: позиции белых и чёрных не зеркально-симметричные, а центрально-симметричные, порядок расстановки фигур относительно игрока не зависит от цвета.

Следует учитывать некоторую условность приведённой диаграммы в части обозначений неклассических фигур. Поскольку для жирафа, визиря и боевой машины данного варианта шахмат нет общепринятых шахматных обозначений, на диаграмме были использованы:

  • Для визиря — — обозначение архиепископа шахмат Капабланки, ходящего по тем же правилам.
  • Для боевой машины — — обозначение канцлера шахмат Капабланки, ходящего по тем же правилам.
  • Для жирафа — — перевёрнутое изображение ферзя, которое иногда используется в литературе для обозначения фигуры «магараджа», также объединяющей ходы ферзя и коня.

Правила игры

Король, пешка, генерал, слон, конь, ладья имеют те же ходы, что в шахматах (генерал ходит как ферзь). Отличия и дополнения в правилах ходов следующие:

  • Пешка не может делать первый ход на два поля. Соответственно, отсутствует и взятие на проходе .
  • Пешка, достигнувшая последней горизонтали, превращается только в генерала (ферзя).
  • Рокировка отсутствует.
  • жираф совмещает ходы ладьи, слона и коня, или, что то же самое, ферзя и коня (аналогичная фигура в других вариантах шахмат называется ещё магараджа );
  • визирь совмещает ходы слона и коня (соответствует архиепископу в шахматах Капабланки );
  • боевая машина совмещает ходы ладьи и коня (соответствует канцлеру в шахматах Капабланки ).

Партию начинают белые. Ходы делаются по очереди. Выигрыш достигается постановкой мата королю противника. Ничья возможна, если ни один из игроков не может поставить мат имеющимися у него фигурами. Правила в отношении пата неизвестны.

Ссылки

Источник —

Same as Великие шахматы